0
12183
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.12.2014 00:01:00

Сергей Арбузов: "Возрождение Речи Посполитой невозможно"

Тэги: украина, днр, лнр, политическая система, статус, элиты, речь посполитая, нато, виктор янукович


Завершается 2014-й – год противостояния Украины и России. Он начался с «революции достоинства» (по другой версии – госпереворота) в Киеве, которая привела к присоединению Крыма к РФ, появлению самопровозглашенных ДНР и ЛНР, кровавому конфликту на юго-востоке Украины, санкциям ЕС и США в отношении России. Свои политические итоги 2014 года в беседе с корреспондентом «НГ» Андреем СЕРЕНКО подвел Сергей АРБУЗОВ, недолго исполнявший обязанности премьер-министра Украины при президенте Викторе Януковиче.


Сергей Геннадьевич, Россия и Украина сегодня – конфликтующие стороны. Во всяком случае, так говорят опросы общественного мнения в двух странах. Действительно ли россияне и украинцы обречены стать врагами?

– Украинский и российский народы были и будут братьями. За столетия с лишком тесно переплелась история, переплелись судьбы людей. В Украине практически нет семьи, которая бы не имела родственников в России. Большинство украинцев в быту разговаривают на русском языке, выросли в среде русской культуры. Точно так же в России выходцы из Украины составляют значительную часть населения, украинцы – одна из государствообразующих наций. Перечеркнуть это, забыть в одночасье невозможно. Порвать такие связи не по силам никакому конфликту. Поэтому глубоко убежден, что как только градус противостояния уменьшится, украинцы и русские снова начнут слышать и понимать друг друга. Мы можем не любить друг друга, спорить, даже ненавидеть. Это было в истории не раз. Но не можем быть равнодушными, а значит, никогда не станем чужими. 

Как вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в Украине? Чем Украина сегодняшняя отличается от той, что была до февраля 2014 года? Что в Украине за это время не изменилось и вряд ли изменится?

– Ситуация в Украине очень тяжелая. Никто год назад не мог и представить себе, что такое возможно. Что соседи будут убивать друг друга, что старики будут умирать от голода, что миллионы людей будут отброшены за черту бедности.

Но Украина изменилась больше внешне, чем внутренне. Изменились картинка в телевизоре, флаги, портреты... В важных, главных вещах она осталась такой же, как и была год назад.

Вовсе не изменилась политическая элита. Люди, которые пришли к власти, это не новые лица. Практически все из них уже были депутатами, работали в исполнительной власти. Нынешний президент Петр Порошенко не так давно был министром экономики, уже во времена Януковича.

Майдан лишь перетасовал властную колоду. Зайдите в новый парламент, и вы увидите это собственными глазами. Значительная часть депутатов Партии регионов, значительная часть управленцев Виктора Януковича, даже глава его администрации сейчас спокойно заседают в Верховной Раде, ведут бизнес в стране. Люди, год назад находившиеся по разные стороны баррикад, вместе обедают в ресторанах.

Не изменилось и общество. Значительная его часть все также ждет, что придет добрый волшебник и решит все проблемы. Просто если раньше ждали чудо с Востока, то теперь ждут с Запада.

Та же немногочисленная прослойка, которая готова работать и строить новую страну своими руками, все также не находит себе места в украинской политике и мало влияет на происходящее. Многие просто уезжают из страны. Ведь олигархическая система, в условиях которой вынуждено было работать наше правительство и с которой мы пытались бороться, после майдана сохранилась и лишь усилила свое влияние. Для меня это – главное разочарование последнего года.

Сохранятся ли ДНР и ЛНР или же Донбасс нуждается в какой-то иной политической архитектуре?

– Неопределенный юридический статус, экономическая и военная блокада со стороны Украины не позволяют региону стать самодостаточным. Будущее Донбасса зависит не столько от воли его жителей, сколько от готовности киевских властей договариваться с новыми лидерами Донбасса.

Судьба Донбасса сейчас решается в Киеве, Москве, Брюсселе, Вашингтоне. И чем быстрее она будет решена, тем меньше страданий выпадет на долю населения моего родного края.

Какое это будет решение? Мне кажется, что оптимальным вариантом была бы некая форма широкой автономии двух областей в составе единой Украины. Это сейчас и самый реальный вариант. Любое другое решение будет означать продолжение военного конфликта, продолжение страданий простых людей.

Трансформация политической системы Украины вызвала огромное количество интерпретаций. Некоторые эксперты заговорили о возможности воссоздания Речи Посполитой – конфедерации Польши и Украины, что может радикально поменять геополитический ландшафт Восточной Европы и постсоветского пространства. Опросы общественного мнения в Украине показывают, что большинство украинцев именно Польшу считают сегодня стратегическим партнером. Насколько реален, на ваш взгляд, проект новой Речи Посполитой?

– Это фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью. По крайней мере нынешней. Нужно понимать, что возрождение Речи Посполитой в любом формате возможно только в случае полного краха украинской государственности. А это сейчас не нужно никому. Очаг нестабильности, гражданской войны, миллионы беженцев в центре Европы – это кошмар для всего континента. Стабильная, единая, нейтральная Украина – лучший вариант для Польши, России, Европы, всего мира.

Как вы считаете, станет ли Украина на самом деле членом НАТО?

– Возможно, когда-то и станет. Но не в ближайшем будущем. Может, через 10 лет, может, 20. Причем я не исключаю, что когда-то Украина вступит в НАТО вместе с Россией.

Пока же всем, кто рассуждает о перспективах украинского членства в НАТО, я бы посоветовал прислушаться к словам главы МИД Польши Гжегожа Схетыны, который в недавнем интервью назвал подобные заявления «символом». Намерениями, за которыми нет конкретики. Перед Украиной – долгий и трудный путь реформ, трансформации и модернизации. Вопрос вступления Украины в НАТО не является первоочередным.

Нужно также понимать причины, по которым в Украине тема вступления в НАТО в последнее время приобрела такую популярность. Это ответ на запрос части украинского общества. Некоторые люди у нас всерьез рассчитывают, что страны НАТО будут воевать за украинские интересы. Это мечты из той же серии, что и «Запад даст денег», «Запад сделает у нас реформы», «Запад даст нам газ». Фантазии, не имеющие ничего общего с реальностью.

Обвал рубля и цен на нефть некоторые эксперты считают платой за поддержку Москвой Крыма и Донбасса. Действительно ли россияне сегодня начинают в прямом, экономическом смысле слова расплачиваться за украинскую политику Кремля?

– Я бы не преувеличивал значение политики в падении цен на нефть и тем более в падении рубля. Глобальный тренд на понижение цен на сырье начал формироваться еще год назад, когда стало понятно, что США первыми из развитых стран вышли из мирового кризиса, и начал формироваться тренд на укрепление доллара. А оно всегда сопровождается падением цен на сырьевые товары. Россия как один из крупнейших мировых экспортеров энергоресурсов зависима от цены на нефть. Это не секрет. Ее валюта реагирует на скачки цены очень чутко. Так всегда было и так будет до тех пор, пока Россия не перестроит структуру экономики. Так что падение курса рубля – процесс закономерный и процесс чисто экономический.

Конечно, какой-то вклад в нынешнюю ситуацию внесли и санкции. Но не решающий. Они скорее добавили волатильности курсу, нервозности инвесторам, добавили проблем Центробанку России и правительству. Тем не менее, несмотря на панические настроения среди обывателей и многих журналистов, ситуация очень далека от критической. Падение рубля – не конец света. У ЦБ РФ достаточно механизмов, позволяющих пока держать этот процесс под контролем.

Что, на ваш взгляд, Россия недооценила и не сделала в своей политике на украинском направлении? Все ли было абсолютно верно? Что можно было сделать иначе?

– Мне как гражданину Украины сложно судить, что не так сделала Россия. Очевидно, что руководство России исходило из своих национальных интересов. Мне кажется, Россия могла сделать больше для мирного урегулирования конфликта между властью и оппозицией в Украине зимой этого года, а затем и конфликта в Донбассе. В то же время можно предположить, что некие радикальные действия России стали ответом на столь же радикальные действия западных стран, открыто поддержавших государственный переворот в Киеве, и на радикальные действия новой украинской власти, которая весной на волне эйфории наделала множество ошибок во взаимоотношениях с восточными регионами страны.

По моему мнению, мы все за этот год наделали массу ошибок. И Россия, и Запад, и украинские власти. Так что тот глухой угол, в котором ситуация сейчас, – общая вина. И выход из него нужно искать сообща.

Как бы вы оценили роль Виктора Януковича в истории Украины?

– Виктор Янукович – сложная, многогранная, яркая личность. Но, мне кажется, правильнее будет, если оценку его роли даст не современник, а история. Как и у любого другого государственного деятеля у него были правильные решения, были и ошибки. Но сейчас об этом трудно судить объективно. Любая оценка будет расценена как политический манифест, хотя Виктор Янукович уже и не является частью политики.

Должно пройти немного времени, чтобы более четко понять роль Виктора Януковича в истории страны, а также роль каждого из нас – его современников, большинство которых продолжает видеть бывшего президента исключительно в бело-черных тонах. Какие на самом деле краски должны преобладать в оценке его личности – пусть решат потомки. Так будет честнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
771
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1454
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1288
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2427

Другие новости