Забрезжил ли свет в конце тоннеля? Накануне праздников хотелось бы верить, что да, но реалисты скорее всего скажут, что нет. Ведь мир продолжают сотрясать военные конфликты, экономические и финансовые кризисы. И даже такие, казалось бы, немыслимые слова, как возможность новой войны в Европе, причем с применением ядерного оружия, уже входят в повседневный обиход.
Тем не менее, как сказали бы одесситы, если говорить не за весь мир, а о проблемах, непосредственно касающихся России, то наряду с финансовой лихорадкой и ожиданиями экономической рецессии можно отметить и некоторые, пусть слабые, но все же позитивные сигналы, и это необязательно выдача желаемого за действительное.
Прежде всего в Украине пока сохраняется хрупкое перемирие, и стороны конфликта не отказываются вести переговоры.
Похоже, что Европа начала играть более активную роль в достижении мирного урегулирования, понимая, что она не в состоянии продолжать многомиллиардные вливания в украинскую экономику, тем более что их значительная часть либо разворовывается, либо идет не на укрепление экономики, а на военные нужды.
Как бы это по меньшей мере странно ни звучало, но наряду с режимом антироссийских санкций Европа теперь прозрачно намекает, что пора и России подумать об оказании помощи Украине.
На состоявшейся недавно встрече в Вашингтоне комиссар Евросоюза по экономике Пьер Московиси не моргнув глазом заявил, что в очередном пакете помощи Украине от 12 до 15 млрд долл. Россия также должна участвовать.
Однако, пожалуй, самое главное в долгосрочной перспективе – это инициатива Германии пригласить Россию для переговоров о будущей архитектуре европейской безопасности. Как известно, Россия чуть ли не с первого дня своей независимости и при всех президентах неоднократно поднимала вопрос о своем участии в этом процессе, но всегда наталкивалась на снобистское отторжение Вашингтоном и Брюсселем. Понадобилась трагедия в Украине, чтобы некоторые трезвые умы поняли, что без России говорить об устойчивой системе безопасности в Европе нереально.
Инициатива здесь принадлежит Вольфгангу Ишингеру, бывшему послу Германии в США и в настоящее время председателю той самой Мюнхенской конференции по безопасности, где прозвучала знаменитая речь Владимира Путина 10 февраля 2007 года, которую до сих пор цитируют мировые СМИ.
Неизвестно, получил ли Ишингер одобрение на эту акцию от Барака Обамы и Ангелы Меркель, но, будучи довольно самостоятельным человеком, не исключено, что он с ними не консультировался.
Отметим, что речь идет о встрече не на государственном, а на экспертном уровне под эгидой ОБСЕ – организации, которая играет сейчас очень важную роль в урегулировании украинского кризиса. Заседание пройдет в рамках очередной Мюнхенской конференции в начале февраля, и в ней помимо европейских экспертов ожидается участие также и представителей США, России и Украины. Пока состав российской делегации не озвучен, и, разумеется, будет интересно знать, кто в нее будет включен. Как отметил Ишингер, «нужно быть реалистами и не ожидать, что это заседание решит все проблемы, но нам необходим диалог с Россией, которого сейчас нет».
К позитивным моментам следует также добавить приглашение от Меркель Путину для начала диалога между ЕС и Евразийским экономическим союзом.
Однако совершенно очевидно, что Европа не может позволить себе кардинальное изменение внешней политики без консультаций с Вашингтоном, а там пока никакого желания сесть с Россией за стол переговоров не наблюдается. Тем не менее в Америке есть влиятельные силы, которые понимают всю опасность такого ошибочного подхода к России, который все более очевидно толкает ее в объятия Китая. Пока эти силы особо не проявляются при формировании стратегической линии Вашингтона, но не исключено, что в начинающейся президентской гонке они будут заявлять о себе все громче и громче.
Игра на Великой мировой шахматной доске продолжается, и кто в ней гроссмейстер, узнают только будущие историки.