В новой реальности оказались люди из прежней. Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в МХТ. Фото 1926 года
№ 65 К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ – А.С. ЕНУКИДЗЕ О «НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ» В ТЕКСТЕ ПЬЕСЫ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»
12 февраля 1932 года.
Москва, 12 февраля 1932 года
№ 033
Глубокоуважаемый Авель Сафронович!
Посылаю Вам только что отпечатанный экземпляр пьесы «ДНИ ТУРБИНЫХ».
Учтя высказанные Вами мысли о необходимости некоторых изменений в тексте и желая, чтоб эти изменения вошли бы органически в пьесу, – Театр обратился к автору «ТУРБИНЫХ» М.А. Булгакову с просьбой представить нужные изменения. М.А. Булгаков предложил следующее.
Стр. 6. Фразу: «А мужички там эти под Трактиром. Вот эти самые богоносцы окаянные сочинения господина Достоевского» –
заменить фразой:
«А там под Трактиром вот эти самые добродушные мужички сочинения графа Льва Толстого».
Стр. 6. Фразу: «Взял я этого богоносного хрена за манишку...»
заменить фразой:
«Взял я этого толстовского хрена за манишку...»
Стр. 30. Фразу: «Чтоб наши богоносцы не заболели бы московской болезнью»
заменить фразой:
«Чтобы наши мужички не заболели бы московской болезнью».
Следующую за этим фразу: «Коего чорта было разводить всю эту мразь с хвостами на головах!» – исключить совсем.
Стр. 43. Фразу «Ни один человек не говорит на языке страны...»
заменить фразой:
«Ни один мой офицер не говорит на языке страны...»
Стр. 44. Фразу: «Слухаю, ваша светлость» – заменить на «Слушаю, ваша светлость».
Следующие затем слова: «временно исполняющий обязанности... я думаю... я думаю... думоваю...» – исключить совсем.
Стр. 96. Фразу: «Теперь пошли дела богоносные» – заменить фразой:
«Теперь пошли дела не наши».
На основании специфически свойственных Театру соображений – главным образом, ввиду крайней бедности репертуара Театра в настоящее время, в связи с болезнью В.И. Качалова и О.Л. Книппер-Чеховой, – Театр наметил для первых спектаклей пьесы «ДНИ ТУРБИНЫХ» 18, 22, 26 и 29 февраля. Однако Театр считает, что до получения от Вас разрешения на выпуск пьесы он не может официально включить эту пьесу в репертуар и начать продажу билетов. Боюсь, что в результате такого стеснения в репертуаре, вызванного болезнями, Театр может понести убытки.
С глубоким уважением
К. СТАНИСЛАВСКИЙ
ГАРФ. Ф.Р-3316. Оп. 67. Д.18. Л. 5-5об. Машинописный подлинник на бланке с эмблемой Московского художественного театра. Последняя фраза и подпись – автограф Станиславского.
25 января 1932 г. М.А. Булгаков сообщил П.С. Попову: «[...] Вы уже знаете? Дошло к Вам в Ленинград и Тярлево? Нет? Извольте: 15-го января днем мне позвонили из Театра и сообщили, что «Дни Турбиных» срочно возобновляются. Мне неприятно признаться: сообщение меня раздавило. Мне стало физически нехорошо. Хлынула радость, но сейчас же и моя тоска. Сердце, сердце!» (Булгаков М. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10: Письма. М.: Голос, 2000. С. 292). Булгаков продолжает: «Я знаю: в половине января 1932 года, в силу причин, которые мне неизвестны и в рассмотрение коих я входить не могу, Правительство СССР отдало по МХТ замечательное распоряжение пьесу «Дни Турбиных» возобновить. Для автора этой пьесы это значит, что ему – автору возвращена часть его жизни. Вот и всё» (там же, с. 294). Лидия Яновская приводит рассказ Ф.Н. Михальского: «На премьере «Страха» (24 декабря 1931 года) Сталин спросил: «А почему у Вас не идут «Дни Турбиных»?» – «Да запретили... И даже декорации уничтожили...» Назавтра позвонил Енукидзе: «Сколько Вам нужно времени, чтобы восстановить спектакль?» – Ну, тут, кончено, сами понимаете... Одним словом, через месяц спектакль шел». Л. Яновская справедливо отмечает, что Михальский «чуть-чуть «стянул» даты» (Дневник Елены Булгаковой/ Сост. В. Лосева и Л. Яновской. М.: Книжная палата, 1990. С. 23). В примечании к письму Булгакова приводится фрагмент из дневника Ю.Л. Слезкина, из которого следует, что в МХТ 21 февраля на просмотре «Страха» Афиногенова присутствовал «Хозяин»: «Страх» ему будто бы не понравился, и в разговоре с представителями театра он заметил: «Вот у вас хорошая пьеса «Дни Турбиных» – почему она не идет?» Ему смущенно ответили, что она запрещена. «Вздор, – возразил он, – хорошая пьеса, ее нужно ставить, ставьте». И в десятидневный срок было дано распоряжение восстановить постановку...». Из письма Станиславского Енукидзе хронология воскресения пьесы Булгакова выглядит по-иному. Однако контекст принципиально принятого решения о разгоне РАППа и рапповской агентуры в советской литературе, театре и искусстве в целом был однозначен. Афиногенов был кадровым рапповцем. Булгаков был и оставался главной мишенью авербаховско-киршоновской травли. Разгром РАППа неминуемо должен был сопровождаться восстановлением исторической справедливости по отношению к Булгакову. О сути цензурных изменений в сохранившихся документах (дневниках, письмах, протоколах) свидетельств нет.
№ 66 А.С. ЕНУКИДЗЕ – К.С. СТАНИСЛАВСКОМУ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ТЕКСТЕ ПЬЕСЫ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»
13 февраля 1932 года.
Директору МХАТ Союза ССР
Многоуважаемый Константин Сергеевич.
Те поправки, которые внесены в последний текст пьесы «Дни Турбиных» на основании моих устных высказываний и которые перечислены в Вашем письме за № 033 от 12 февраля, не встречают возражений с моей стороны.
Таким образом, текст в этом виде допускается к постановке.
Во втором действии (четвертая картина) надо несколько смягчить бандитские костюмы петлюровцев.
Пьесу можно включить в афишу для постановки на 18 февраля, без выпуска специальной афиши, а в обычном порядке среди общего репертуара.
Ставить пьесу в каждые 4 дня, как указано в Вашем письме, нежелательно, это слишком часто. Получается поощрение и выпячивание пьесы, что недопустимо.
С искренним приветом
А. ЕНУКИДЗЕ.
Помета Л. Минервиной за 13 февраля 1932 года: «В архив. Папки театр[альных] дел».
ГАРФ. Ф.Р-3316. Оп. 67. Д. 18. Л. 3–4. Автограф А. Енукидзе.
Публикуется по кн.: Музыка вместо сумбура. Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917–1991. Сост.
Л. Максименков. М., 2013.