Воюющая Сирия – это надолго. Война стала самоцелью. Фото Reuters
Продление весны и молодости – задача, над которой ломало голову не одно поколение. Рецепт оказывается прост и не требует развития биотехнологий. Достаточно алхимии. Политической.
Весна может оказаться вечной, если это «русская весна». Правда, заряд позитива при таком раскладе достанется далеко не всем, а лишь самим алхимикам – идеологам и вдохновителям этого феномена политической природы.
Сирийский кризис достиг точки кипения в сентябре 2013 года. Эта раздираемая гражданской войной страна столкнулась с угрозой внешнего военного вмешательства, которое было в последнюю минуту предотвращено усилиями российского лидера.
Целью вмешательства России в том случае, однако, была не стабилизация ситуации и возвращение к мирной жизни. Скорее наоборот, речь шла о сохранении очага напряженности на Ближнем Востоке.
С тех пор прошел почти год. Сирия по-прежнему находится в состоянии гражданской войны, конец которой не виден. Выгоды России от поддержания огня в сирийском кризисе не очевидны внешнему наблюдателю, но вполне реальны. Во-первых, продолжающийся кризис служит напоминанием странам Запада об их фиаско. Этакая заноза в не самом удобном месте. Во-вторых, нестабильность на Ближнем Востоке выгодна производителям энергоносителей, а значит, и России. Она подпирает мировые цены на нефть и газ. В-третьих, у России сохраняется агент влияния на Ближнем Востоке. Пусть влияние этого агента в данный момент стремится к нулю, но на безрыбье и рак рыба.
Вслед за Сирией «вечная весна» по российскому сценарию принесена ветром с Востока в Донецкую и Луганскую области Украины. Задачами России на данном этапе – после неудачи с реализацией проекта «Новороссия» – является не защита русскоязычного населения, об этом как-то забылось. Не присоединение указанных областей к России – после осознания цены включения Крыма в состав России и последствий этого включения для местного населения об этом тоже не говорят. И даже не создание буферных государств-карликов по модели Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии – недавние волнения в Абхазии по украинскому сценарию заставили отложить в долгий ящик даже этот план.
Так за что же воюют и гибнут «добровольцы» из ряда регионов России на востоке Украины и ради чего российский лидер идет на риск поставок оружия этим «добровольцам» с российской территории?
Они воюют за поддержание нестабильности теперь уже в Украине. С точки зрения российского руководства, огонь в этой стране не должен погаснуть как можно дольше (желательно никогда, но ведь, как догадывался еще Ходжа Насреддин, в долгосрочном периоде мы все, в том числе и султан, умрем).
Какие же выгоды для российского руководства от продолжения «российской весны» в Украине? На самом деле их даже больше, чем в сирийском случае.
Во-первых, не дать новым украинским лидерам перейти к конструктивной деятельности по отстраиванию страны, борьбе с коррупцией и т.д. Если это случится, то станет доказательством возможности и необходимости смены власти и в самой России. Ведь процветающая после майдана Украина – это крест на многих «прагматических» аргументах в пользу сохранения российского статус-кво. Пока идут военные действия, о каком конструктиве может идти речь?
Сохранение власти – эта та константа, которой определяются действия российского руководства. Ошибаются те, в том числе и западные политики и их советники, кто думает что власть для российских лидеров – это средство. Для них власть – это цель, причем самодостаточная. За сохранение себя у власти российские лидеры готовы заплатить не просто высокую – любую цену.
Во-вторых, сохранение нестабильности вблизи российских границ, а уж тем более в бывшей «братской» стране, позволяет поддерживать стабильность внутри самой России. Действительный источник напряженности и проблем внутри России найден – это украинские националисты и «фашиствующие элементы». Рейтинги российских лидеров, противостоящих «бандеровцам» всеми душевными и телесными силами, сегодня близки к историческим максимумам.
В-третьих, добавить еще одну, еще большую занозу в не самое удобное место западных лидеров. Как и в случае с Сирией, пока их вмешательство в украинский кризис не привело к его разрешению. Угрозы пальчиком и словесные порицания только раззадоривают российского лидера.
В-четвертых, доказать наконец всем, от «пятой колонны» (российских правозащитников) до мировой общественности, что действия России во время второй чеченской кампании (той самой, что и привела российского лидера к власти) были оправданны. Ну нельзя было по-другому. Вы же сами видите. А если украинцы все же не хотят помочь в получении доказательств данного тезиса, то мы сделаем это сами с помощью переданных нами установок «Град» усилиями наших «добровольцев».
Дальнейшие попытки России, направленные на задержку любой ценой «российской весны» на востоке Украины, несмотря на наступившее лето, достаточно легко просчитываемы.
Ни в коем случае не снижать давления по всем фронтам – внешнеполитическому, газовому, информационному и луганским (от первого до N-го). Достигнув точки невозможности дальнейшего военного противостояния, в последний момент начать поставлять оружие и новые отряды «добровольцев» даже под риском ослабления позиций на вышеуказанных международных фронтах.
Избегать прямой конфронтации как с новыми украинскими властями, так и с Западом. Огонь весны должен тлеть, а не превращаться в открытое пламя (в конце концов русская весна – это не иракское лето). При этом не уставать напоминать, что руки новых украинских властей пока еще «не запятнаны кровью», то есть связывать эти самые руки как можно сильнее.
Развязывать руки «добровольцам» – ведь от них никто не ожидает исполнения законов, будь то российские или украинские. Они получают право самим устанавливать законы и следить за их исполнением. Словом, получают шанс почувствовать себя в положении российского лидера, пусть даже и в рамках отдельно взятого квартала или поселка.
Так что же, пора подать патентную заявку на «алхимию вечной весны» и в очередной раз утереть нос этим западным умникам, которые ставят на биотехнологии?