Обездоленность, дефицит социальной справедливости – больное место в сознании людей. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Единственное прочное основание любых реформ – политических, экономических, социальных, конституционных, административных, культурных – состоит в учете базовых ценностей, характерных для современных россиян. Они сформированы как многовековым опытом народа, так и сегодняшними реалиями. Эти ценности во многом направляют ход общественной истории. Как же их выявить?
Ниже будут проанализированы материалы исследований, проведенных в 2006–2014 годах ВЦИОМом, Институтом социологии РАН, ФОМом, Институтом социальных технологий, Левада-Центром, Социологическим центром РАГС, Социологическим центром кафедры государственной службы и кадровой политики РАНХиГС при президенте РФ, то есть данные ведущих научных центров страны. Это объективное, научно обоснованное, эмпирически выверенное отражение реальности.
Справедливость и государство
Первая из ценностей, о которых пойдет речь, – социальная справедливость. Сегодня в общественном мнении это, без сомнения, ценность номер один.
Ныне значительно сократилось число людей, отождествляющих социальную справедливость с уравниловкой. В то же время результаты социологических исследований показывают, что год от года растет число людей, убежденных в том, что социальная справедливость в ее истинном значении в России отсутствует. Сегодня такого мнения придерживаются до 75% опрошенных россиян.
Что сейчас, по данным многочисленных опросов, конкретно понимает большинство народа под социальной справедливостью?
Люди считают, что все полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, черные и цветные металлы и т.д.) должны в конституционном порядке принадлежать всему народу. И при их добыче все население страны в какой-либо реально осязаемой форме должно получать весомые дивиденды.
По мнению большинства опрашиваемых, следует устранить несправедливость, возникшую при приватизации созданных в советский период всем народом богатств – заводов, фабрик, электростанций, транспорта и т.д. Респонденты считают, что это возможно сделать в самых разных формах, но в любом случае должен восторжествовать принцип нравственности. По самым последним данным, 65–72% опрошенных россиян (по разным регионам) положительно отвечают на вопрос о том, надо ли в судебном порядке пересмотреть итоги приватизации, проведенной в нашей стране.
Неукоснительны также требования большинства респондентов о том, чтобы у всех людей были равные шансы при получении образования, медицинской помощи независимо от их материального положения. Почти 80% из них считают, что с определенными оговорками, но такое положение было при советской власти (только 8–10% опрошенных не согласны с этим) и оно должно быть и сегодня.
Наконец, большинство опрошенных считают, что должен быть резко сокращен разрыв между небольшой группой сверхбогатых и основной массой народа, материально обеспеченного, мягко говоря, весьма скудно. Европейские социологи и экономисты установили, что разрыв в доходах между 10% наиболее обеспеченной и 10% наименее обеспеченной части общества не должен быть более чем в четыре-шесть раз. Подобное материальное разделение люди и психологически, и на рациональном уровне воспринимают как естественное, относительно справедливое. Серьезный разрыв приводит к социальной напряженности, чреват падением авторитета власти, общественными волнениями. Именно поэтому проблема соотношения доходов «крайних» слоев общества является проблемой государственной.
Этому содействуют и специальные налоговые «ножницы», не позволяющие получать сверхдоходы, и институты гражданского общества, и проповедуемая культура разумного, общественно приемлемого поведения богатых людей, и т.д. У нас даже официальные представители власти спокойно заявляют, что доходы 10% наиболее обеспеченных людей в России в 15–20 раз выше, чем доходы 10% низкооплачиваемой части населения. Результаты практически всех аналитических исследований едины в том, что именно социальная справедливость – одна из главных ценностей духовно-нравственного мира россиян, основа их мировоззренческих установок, ценность, генетически связанная с российской ментальностью и особо возвысившаяся в народном сознании в силу ее попрания на всех уровнях политики властей и практики общественной жизни в 90-е годы минувшего столетия.
Еще одной важнейшей ценностью, разделяемой сегодня подавляющим большинством народа, как об этом говорят результаты опросов, является сильное государство. В данном случае «сегодня» не означает, что эта ценность не была присуща раньше. Россияне всегда были и остаются приверженцами сильного государства. Следует отметить, что реалии новых социальных отношений в постсоветской России наложили свой отпечаток на некоторые аспекты этого феномена российской ментальности.
Социологические исследования констатируют тот факт, что в общественном мнении ослабевает восприятие государства как некого священного института, как единственного источника власти. У современных россиян значительно точнее, чем это было раньше, сформулированы основные установки по отношению к государству. Подавляющее большинство опрошенных выражают свое полное согласие со следующими утверждениями:
– «считаем важнейшей жизненной необходимостью укрепление российской государственности, призванной сближать и консолидировать интересы различных наций, социальных групп на основе принципа социальной справедливости» – 83,4%;
– «только сильное государство, выражающее интересы народа, способно содействовать экономическому подъему, защитить граждан, помочь обездоленным» – 75,2%.
Высоко оценивая роль государства, считая его главным защитником народных интересов, россияне в то же время весьма критически оценивают конкретные государственные институты власти. Согласно последним социологическим исследованиям, 76% опрошенных считают, что для эффективного государственного управления «необходимо резко повысить требовательность к государственным служащим, ликвидировать лишние, неэффективные государственные органы, решительно сократить государственный аппарат».
Сильное государство в народном мнении органично ассоциируется с желанием иметь сильную власть. Более 60% опрошенных россиян считают, что России больше всего подходит власть во главе с сильным правителем, наделенным большими полномочиями.
Экономика и собственность
Достаточно близко к проблемам социальной справедливости, укрепления государственности и власти стоит проблема экономического развития страны.
Со временем четко проявляется тенденция к изменению общественного мнения по вопросу различных форм собственности. В начале 90-х годов предпочтение отдавалось в основном государственной форме собственности и большинством народа отрицалась частная собственность. В настоящее время 72% респондентов высказываются за многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной). При этом в опросах выделяется прежде всего следующее положение: «Многообразие экономических отношений не цель, а средство для повышения благосостояния всего народа, для возрождения России. Должна поддерживаться такая форма собственности, при которой наиболее быстро, полно и эффективно решались бы конкретные экономические задачи».
Сегодня большинство россиян (64%) позитивно оценивают предпринимательство. Но это должно быть «предпринимательство честное, не коррумпированное, приносящее реальную пользу не только самим предпринимателям, но и всему населению». Люди выступают «за предпринимательство, увеличивающее выпуск необходимой людям продукции и услуг, а не делающее деньги «из воздуха», «за конкуренцию, а не монополию». Последнее требование порождено тем, что 72% опрошенных убеждены, что в нашей стране полностью отсутствует какая-либо внятная и активная антимонопольная политика.
Больше половины опрошенных (54%) выступают за земельную реформу, «но реформу, учитывающую опыт и традиции сельскохозяйственного производства в России, региональные и местные особенности ведения сельского хозяйства». При этом большинство высказывают предложение «сохранить часть земель в собственности всех народов России, рассматривая ее как национальное достояние, как основу продовольственной безопасности страны, а также безопасности экологической», за необходимость законодательной защиты земель от ее разбазаривания. За развитие частной собственности на землю (кроме огородной, дачной) высказываются чуть более 20% респондентов.
Около половины всех опрошенных (48,8%) отстаивают свободные цены, решительно против – 32%. Свободные цены, по мнению людей, возможны только «при обязательном соблюдении необходимых мер социальной защиты населения со стороны государства: через введение при необходимости «потолка» цен на жизненно необходимые продукты питания, цены на транспорт, коммунальные услуги и др., через налоговую политику, различные формы общественного и экономического поощрения и наказания производителей и т.д.».
Несколько слов о результатах социологических исследований по проблеме предпочтения россиянами основного пути социального развития России. По их данным, в 1997 году 59% опрошенных высказались за то, что «России надо идти своим путем, учитывая, но не повторяя опыт других стран». В исследованиях, проведенных в 2011–2013 годах, уже более 70% опрошенных россиян поддерживают идеи самостоятельного социально-политического пути развития России, учитывающего национальные особенности страны.
Мы, Запад и демократия
Важно выделить идеологическую составляющую развития России. Исследования ИКСИ РАН (2005) подтверждают тенденцию возрождения позитивного отношения россиян к социалистическим общественным отношениям. Их поддерживают 33% опрошенных, а необходимость идти «более решительно, ускоренно к демократии и рынку западного типа» – 22%. По результатам опросов, проведенных Левада-Центром в 2006–2007 годах, 35–42% респондентов высказывались за «советскую политическую систему, которая была до 90-х годов», 23–26% – «за нынешнюю», 16–20% – за систему «западной демократии». При этом следует иметь в виду, что опрашиваемые понимают под социализмом строй, в котором признаются различные формы собственности, который опирается на подлинную, а не на декларируемую демократию, в котором главным принципом выступает принцип социальной справедливости и т.д. Именно такой, условно говоря, «обновленный социализм» достаточно значительная часть россиян и считает наилучшим путем развития своей страны.
В связи с отношением людей к выбору пути социального развития России логично выделить особо отношение народа к самому понятию «демократия». В начале перехода от Советского Союза к новой России большинство населения позитивно относилось к этому слову. Такое отношение сложилось прежде всего потому, что люди видели в демократии силу, которая сломает осточертевшую для многих, далеко не всегда справедливую и тем более эффективную власть одной только партии, а также почти полное отсутствие возможности народа влиять на эту власть.
Но вскоре понятие «демократия» с поразительной быстротой стало из представлений о справедливых, гуманистических, нравственных человеческих отношениях превращаться в глазах большинства населения России в символ развала страны, аморальности, преступности, чудовищной несправедливости в «дележе» общенародного богатства... Начиная с 1995 года от 60 до 75% опрошенных вкладывают в него отрицательное содержание.
Проблемы выбора пути экономического и социального развития России тесно связаны и с вопросом принципиального отношения россиян к Западу. Как показывают результаты ряда социологических исследований, за последние десять лет значительно возросло число людей, негативно относящихся к Западу: к его политике, его ценностям. Согласны с тем, что Запад проводит по отношению к России политику двойных стандартов, 69% респондентов. Более половины опрошенных заявили, что «Запад никогда не любил и всегда боялся русских, Россию». Не этими ли причинами обусловливается тот факт, что 53% россиян вообще не относят себя к европейцам?
Картина прошлого
Специальные исследования позволяют достоверно выявить отношение большинства россиян к ценностям, во многом формирующим патриотические настроения, – к национальной истории. Многие отечественные и зарубежные аналитики отмечали, что характерной чертой русских является их повышенный интерес к своей истории. Достаточно в связи с этим привести данные социологического опроса москвичей, проведенного Институтом социальных технологий в 2012 году. Активно интересовались историей 52% опрошенных; не столь активно, но интересовались ею 40%; практически совсем не интересовались лишь 8%. Приблизительно такие же данные были получены и в исследовании, проведенном еще в советское время, в 1987 году. Как видим, в целом у населения интерес к истории России сохранился.
В то же время значительное большинство респондентов решительно недовольны тем, как освещается сегодня история в нашем обществе – в системе образования, в средствах массовой информации, во многих публикациях и т.д. Недовольны они прежде всего необъективностью освещения прошлого. Вот некоторые результаты социологических исследований 2012–2013 годов.
Так, 74% опрошенных не согласны с тем, что весь советский период можно охарактеризовать только отрицательно. От 60 до 76% россиян считают, что можно гордиться организацией и уровнем образования в СССР, научными достижениями страны, советской культурой, характером медицинского обслуживания населения, развитием духовности народа, сохранением народных традиций и многим другим. Закономерны поэтому данные опроса, проведенного ВЦИОМом совместно с международным исследовательским агентством «Евразийский монитор» еще в декабре 2006 года: почти 70% россиян сожалеют о гибели Союза. Лишь менее 24%, хотя и в разной степени, не сожалеют об этом.
Этим настроениям противостоят и некоторые факты реальной политики властей, ряд их решений. К примеру, отменять празднование 7 ноября было, по мнению большинства респондентов, ошибочно по многим позициям.
Во-первых, серьезная, непредвзятая историческая наука (как отечественная, так и зарубежная, как прошлая, так и современная) склонна считать октябрьскую революцию 1917 года одним из самых значимых событий XX века, событием, имевшим не только негативные последствия для России, но и сугубо положительные как для нее, так и для всего хода социального развития в мире, всей мировой истории. Не отменяется же во Франции празднование Великой французской революции конца XVIII века, несмотря на то что эта революция была более кровавой, чем российская, и имела столь же неоднозначные последствия и для своей страны, и для Европы в целом.
Во-вторых, следует учитывать и то обстоятельство, что для значительной части населения день 7 ноября на психологическом уровне воспринимается как позитивная дата, как великое событие в истории страны. С такой оценкой, по данным исследования, проведенного Левада-Центром в декабре 2006 года, согласны почти 60% респондентов и лишь 26% не согласны.
В число важнейших ценностей общественного сознания входят и ценности культуры. Перечислим те позиции в сфере культуры, которые в наибольшей степени поддерживаются россиянами. Мнения большинства опрошенных (от 60 до 80% по разным позициям) можно суммировать в следующих пожеланиях: необходимо сформировать тщательно продуманную развернутую государственную политику по развитию культуры, поднять ее на уровень национального проекта; нужно создать вновь или возродить из советского прошлого систему развития народного творчества (дворцы культуры, народные художественные коллективы, народные театры, конкурсы, смотры художественной самодеятельности и многое другое); следует принять жесткие законы, противодействующие распространению порнографии, нецензурщины, проповедей насилия и т.д.
* * *
Выделенные в данной статье позиции – мнение большинства россиян. Можно не соглашаться с ним, можно пытаться переубедить людей, но игнорировать нельзя. Иначе – бесплодие, общественное забвение, а то и презрение к власти, к партиям, к любым общественным деятелям. Ибо мнение большинства почти всегда в своем генезисе (родовом начале) в той или иной степени опирается на ментальность народа.