Люди приехали работать. В большинстве своем это наши недавние соотечественники. Фото Reuters
Трагические события в Западном Бирюлеве вновь привлекли внимание к темам, которые обсуждались все лето, к миграции и к межнациональным отношениям в нашей стране.
Однако прошедшие дискуссии больше носили эмоциональный характер, и вопросы миграции, межнациональных и межрелигиозных проблем в них часто смешивались. Они, несомненно, связаны между собой, но являются самостоятельными. И нужно разбираться с каждым из них в отдельности.
Легальная миграция
Недавно на пленуме ЦК КПРФ прозвучало заявление о том, что нужно не только работать среди мигрантов, но и привлекать их к политической борьбе. Заявление по меньшей мере странное. Коммунистическая партия имеет опыт привлечения иностранных граждан к борьбе за власть внутри России, но современной российской Конституции, настроениям общества это, безусловно, противоречит. Те из мигрантов, кто хочет заниматься политической борьбой, могут вернуться к себе на родину и посвятить себя этому занятию там. Их пребывание в России может быть обусловлено только одним – работой: на благо себя, своих семей и нашего общества. Для нас как для государства важно в первую очередь последнее. Мы с пониманием относимся к тем, кто хочет приехать в нашу страну и легально работать, зарабатывая деньги. Помним, что большинство из приезжающих совсем недавно были нашими соотечественниками – гражданами СССР. Но сегодня государство должно исходить в первую очередь из интересов россиян. Поэтому мигранты нужны только в тех отраслях, где без них нельзя обойтись.
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов всегда последовательно выступал за сохранение квот для трудовых мигрантов в нашей стране. Федеральная миграционная служба еще несколько месяцев назад призывала отказаться от квот, но события в Бирюлеве сблизили наши позиции. И, несомненно, Константин Ромодановский прав, когда говорит о том, что нужно жесточайшим образом запретить передачу квот от одного работодателя другому.
Но мы считаем, что при решении вопросов с трудовыми мигрантами крайне важно, чтобы не было чисто полицейского одностороннего подхода. Изучая рынок труда в нашей стране, Министерство труда должно взять на себя функции проверки и утверждения в регионах квот на привлечение иностранных специалистов. Если где-то высокий процент безработицы, а работодатели требуют увеличения квот на мигрантов, это вызывает серьезные вопросы.
Параллельно было бы полезно развернуть и другую работу – связанную с внутренней трудовой миграцией. Мы часто слышим, что мигранты идут на ту работу, от которой отказываются коренные граждане. Это так, если речь идет о жителях Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов. Но кто сказал, что жители «российской глубинки» не захотят взяться за подобную работу в столице, если для них будут организованы надлежащие условия: например, устроены общежития, которые позволят им приезжать, вахтовым методом работать по две недели и возвращаться домой с заработками? Такую внутреннюю трудовую миграцию из территорий, которые испытывают проблемы с занятостью, под силу организовать Министерству труда. И эта внутренняя миграция во многом сократит приезд мигрантов из-за границы.
Мы добились того, что сегодня осуществляется пенсионное страхование мигрантов. Но медицинского и социального – по-прежнему нет. В силу этого – даже при возможном равенстве зарплат – работодателю выгоднее брать на работу мигранта, чем гражданина России, поскольку за него не надо платить взносы в соответствующие социальные фонды. Не позднее, чем в осеннюю сессию Госдумы, следует решить эти вопросы. Причем сумма уплачиваемых взносов должна быть не ниже, чем за российских работников.
Следующая важная тема – это тема обучения легальных мигрантов. Я считаю, что во всех крупных городах должны быть открыты государственные постоянно действующие стационарные центры. Мигранты, не являющиеся специалистами с высшим образованием, должны обязательно посещать курсы, где их будут обучать языку, праву и обычаям нашей страны.
В последнее время нежелание «кошмарить» бизнес привело к тому, что мы фактически отказались от проверок контролирующими организациями. Поэтому горят ночные клубы, куда не смеют зайти пожарные. Люди травятся в кафе и ресторанах, потому что Роспотребнадзор может проверять эти заведения не чаще, чем один раз в год. Это отдельная тема, но применительно к проблеме миграции подобная практика должна быть изменена непременно. Мигранты являются объектом возможной сверхэксплуатации, поэтому необходимо принять решение о том, что на предприятиях, где они составляют больше определенного процента от занятого персонала, Рострудинспекция получит право неограниченного количества проверок в течение года. Это будет дополнительным стимулом для работодателей привлекать на работу соотечественников.
Нелегальные мигранты
Основная проблема – не в несчастных нелегальных мигрантах, а в тех работодателях, которые пытаются использовать их рабский труд для сверхобогащения. Рад тому, что и в данном случае позиции нашего комитета совпали с позициями ФМС.
Для тех, кто в целях извлечения прибыли использует нелегальных мигрантов, должна быть установлена уголовная, а не административная ответственность. Удивительно, что этого не понимали раньше. А ведь привлечение нелегальных мигрантов – это как минимум уклонение от уплаты налогов.
Одновременно размеры штрафов за каждого привлеченного нелегального мигранта должны быть разорительными для предприятий. Речь идет о сумме от 1 млн. руб. и более, чтобы риск привлечения нелегальных мигрантов существенно перекрывал возможную выгоду от их использования.
Кроме того, я поддерживаю прозвучавшее предложение о создании постоянных стационарных пунктов, где мигранты могли бы находиться после задержания и откуда могли бы высылаться. По возможности следует возлагать на работодателей материальную ответственность за процедуры, связанные с содержанием нелегальных мигрантов в этих пунктах и дальнейшей отправкой этих людей на родину.
Не призываю к кровожадности, но мы можем ввести ответственность и для самих нелегальных мигрантов. Пусть те из них, кто будет в первый раз высылаться из нашей страны, получат официальные предостережения о том, что при повторном задержании они могут быть привлечены к уголовной ответственности и отправлены в тюрьму.
Диалог и противоречия
Ошибка многих – смешивать этот вопрос с темой миграции. Очень часто проблемы возникают с гражданами нашей собственной страны, которые приезжают из одних регионов в другие, где люди живут по иным культурным традициям, вытекающим из религиозных постулатов. Именно такого рода конфликты становятся, к сожалению, наиболее жесткими и бескомпромиссными. Здесь принимать меры какого-либо сдерживающего характера, как в отношении мигрантов, мы не можем и не должны. Конституционное право гражданина России – ехать туда, куда он считает нужным, выбирать себе место жительства и селиться в любой точке нашей страны. Необходимо принять как данное, что на территориях, населенных преимущественно русскими, будут возникать поселения или диаспоры граждан России, приехавших из других субъектов Федерации. В этой ситуации представляется чрезвычайно важным срочно разработать и принять закон о землячествах и культурно-национальных автономиях. Мы понимаем, что диаспоры неизбежно будут складываться в некие коллективы, имеющие общие интересы, традиции и зачастую даже виды деятельности. Для нас важно, чтобы все это происходило в легальном поле, чтобы землячество выбирало демократическим и открытым путем официальных руководителей, с которыми в дальнейшем могла бы взаимодействовать региональная или местная власть, решая и сглаживая возникающие противоречия. Это значительно лучше, чем неформальные кланы, возглавляемые криминальными авторитетами.
Мы понимаем, что межнациональные противоречия в стране, где национальности смешаны, главным образом зиждутся на противоречиях, связанных с различными религиозными традициями. Поэтому необходима активная целенаправленная работа по развитию межрелигиозного диалога. В свое время, будучи еще митрополитом, возглавляющим Отдел внешних церковных связей, нынешний Патриарх Кирилл выступил инициатором создания Межрелигиозного совета, в который вошли бы представители всех традиционных религий страны. Возможно, подобные советы было бы правильно создать во всех субъектах Федерации и крупных городах. Инициативу собрания таких советов могло бы взять на себя государство. Пусть религиозные лидеры встречаются и общаются между собой, пытаются совместно воздействовать на свою паству для того, чтобы выстраивать гармоничные отношения, снимать возникающие конфликты.
И последнее. Сейчас в обществе активно обсуждается тема создания Министерства по делам национальностей и религий или введения поста уполномоченного по этому вопросу. Такая позиция представляется абсолютно правильной, потому что не общественные проблемы надо подгонять под структуру власти, а структура власти должна подстраиваться под общественные проблемы. Сегодня тема межнациональных и межрелигиозных вопросов является крайне важной. Враги сильной России, как и сто лет назад, будут пытаться использовать именно эту карту для разрушения нашей страны. Значит, государство должно выделить серьезный организационный и финансовый ресурс для того, чтобы этому противодействовать и проводить свою собственную осознанную политику. Напомню, что даже большевики, воспринимавшие Россию лишь как плацдарм для мировой революции, в первом же своем правительстве создали Народный комиссариат по делам национальностей. Такой орган необходим, и работа ему найдется.