0
1842
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.12.2012 00:00:00

Знак качества на русский манер

Тэги: вто


В 2012 году Россия наконец стала членом ВТО. Однако споры о своевременности этого шага, возникшие почти 20 лет назад, не утихают до сих пор. Сторонники присоединения к организации утверждают: среди прочего России станет проще перенимать иностранные технологии. В самом деле, США уже отменили пресловутую поправку Джексона–Вэника, которая препятствовала трансферту технологий. Противники членства, в свою очередь, обращают внимание на появление зависимости от страны – поставщика инноваций, которая может служить инструментом манипулирования в экономической политике.

Сегодня распространено мнение, что основа модернизации России – это завоз оборудования и технологий. В качестве причин экономической отсталости СССР называется изоляция страны от передовых тенденций. Приводится в пример Китай, который не упускает случая внедрить у себя ту или иную технологию. Называются цифры: на сколько поколений отстали те или иные отрасли России от ведущих зарубежных стран. И в совокупности получается, что, действительно, как будто бы другого пути и нет, кроме как завозить. Сами уже ничего изобретать не в состоянии.

Конечно, в этих рассуждениях есть рациональное зерно. Но все же давайте разберемся. Еще относительно недавно, в 1970-е годы, наша страна была источником технологий для других экономик. Это, конечно, анекдот, но за ним есть подлинное основание: немало изобретений, опубликованных в СССР в популярном журнале «Наука и жизнь», были внедрены в Японии и внесли свой вклад в тамошнее экономическое чудо. Почему они не работали у нас, вопрос отдельный, но технологии были. Собственно, многие отрасли в России, и прежде всего ВПК, до сих пор стоят на технологическом заделе, который был сделан в советские времена. Впрочем, в 2007 году тогдашний вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что этот задел исчерпан. Но все-таки, согласитесь, запас прочности в 16 лет (если считать с 1991 года) дорогого стоит. В современном мире технологии так долго не живут.

Сегодня отечественные компании ударились в импорт технологий. Слова «произведено по европейской технологии» стали синонимом знака качества. Однако практика доказывает неоднозначность этого утверждения. В мире существуют компании первого эшелона, которые своими наработками не торгуют, например Apple. Их технологии можно только украсть. По версии судебных органов, так и поступила компания Samsung, которая в итоге заплатила по иску Apple 1 млрд. долл. Но компаний первого эшелона немного. За ними идет второй, третий... И на самом деле, никаких уникальных технологий у них нет. По факту – они торгуют страной своего происхождения. Иногда доходит до смешного. Два индуса основали компанию в США, объявляют себя носителем неких передовых разработок и продают их в страны третьего мира. Те покупают охотно, потому что индусы дальновидно поставили формально главой компании гражданина США.

Даже если технология сама по себе хороша, подобные компании просто не в состоянии «донести» их до покупателя. Так, на одном предприятии, где производят пластиковую посуду, закупили итальянское оборудование. Но оказалось, что сырье – пластиковые гранулы российского производства – к нему не подходит. Требований к сырью в документации не было вообще. Пришлось закупить образцы сырья у всех российских производителей и найти нужное опытным путем, на это ушла куча времени и денег.

Агрессивную политику зарубежных производителей, рвущихся на российский рынок, можно видеть и в сфере железнодорожной техники – как одном из наиболее крупнейших и, следовательно, – привлекательных в экономике. В Чувашии американская компания Amsted Rail наладила лицензионное производство новых вагонных тележек Motion Control, с которой железнодорожники связывали технологический прорыв в своей достаточно консервативной отрасли. Но продукт оказался с изъяном. По итогам непродолжительной эксплуатации в российских условиях вагоны с американской тележкой сняли с курсирования по сети из-за выявившихся проблем в конструкции. «Зачем мы все перенимаем, неужели мы глупее американцев? Ведь умнее, у нас конструкторы хорошие, мысль хорошая, почему свое не создаем, почему все оттуда берем?» – задается вопросом профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа Петр Анисимов. Наши уральские вагоностроители уже производят 25-тонную тележку, и теперь вместе со «Сколтехом» будут разрабатывать вагоны из композитных материалов.

Скандалом оборачивается закупка у Италии легких бронемашин Iveco. К ним серьезные вопросы по качеству. Особенно странно, что машины лучше и дешевле выпускает ряд наших заводов, например, в Воронеже.

Очень своеобразным и тем не менее показательным примером может служить прямое внедрение западного законодательства в российскую почву. Мало кто знает, что знаменитый ФЗ 94 о госзакупках – это прямой перевод немецкого закона. Думали, что, если это работает там, будет работать и тут. Но на практике во многих случаях закон стал источником коррупции, и не исключено, что вскоре вообще будет отменен.

Таким образом, Россия попадает в зависимость от западных компаний, которые ничего передового нам не продадут, но потребуют серьезных денег. Чтобы уйти от этой зависимости, российские компании пускаются на ухищрения. Скажем, Ростехнологии создают операционную систему «Сириус» взамен Windows. Ее будут использовать органы власти. Но это Ростехнологии, недосягаемый уровень. А малому и среднему бизнесу остается молиться на пресловутые «западные разработки».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Любители пива проведут новый съезд в разгар весны

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации использован факт пребывания лидера партии в черном списке налоговиков

0
443
Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Гуманизация СИЗО касается интересов следствия

Екатерина Трифонова

Длительные свидания в изоляторах разрешат не всем и чисто теоретически

0
483
Украинцы оказались не совсем братским народом

Украинцы оказались не совсем братским народом

Иван Родин

Госдума и МВД инициируют очередное обострение миграционного вопроса

0
746
"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

"Роскосмос": ракета для грузового корабля "Прогресс МС-29" собрана на "Байконуре"

0
313

Другие новости