0
1484
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.12.2012 00:00:00

Тбилиси в отношении Москвы иллюзий не строит

Тэги: грузия, политика


грузия, политика Зураб Абашидзе надеется, что сложные проблемы в российско-грузинских отношениях все-таки будут решены.
Фото Reuters

На днях под Женевой состоялась первая с августа 2008 года официальная встреча представителей РФ и Грузии, посвященная нормализации межгосударственных связей. Грузию представлял спецпредставитель премьер-министра по улучшению отношений с Россией Зураб Абашидзе. «Независимая газета» стала первой из СМИ, которой Зураб АБАШИДЗЕ дал интервью, посвященное российско-грузинской тематике. О вопросах, которые будут решаться в первую очередь, о видении ситуации и своих надеждах господин Абашидзе рассказал обозревателю «НГ» Юрию СИМОНЯНУ.

– Как прошла первая встреча с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным? Удалось ли достичь каких-то конкретных договоренностей хотя бы в плане организационных вопросов?

– Это действительно была первая прямая встреча официальных представителей Грузии и Российской Федерации. Она прошла по поручению премьер-министра Грузии и президента РФ. Мы беседовали без посредников, и в целом ощущение такое, что для первого раза все прошло неплохо. Мы оба констатировали, что наши межгосударственные отношения находятся в тупиковом состоянии и надо искать выход. Мы обозначили некоторые темы, которые в принципе имеют определенную перспективу: торговля, культурно-гуманитарные отношения, транспорт. Поговорили о восстановлении регулярных авиарейсов. Сейчас авиасвязь между Москвой и Тбилиси осуществляется чартерными рейсами. Но есть интерес с обеих сторон, чтобы перейти на регулярное авиасообщение. Мы с господином Карасиным договорились, что будем регулярно встречаться в нынешнем новом формате, будем согласовывать даты… Может быть, это будет происходить раз в два месяца или чаще при необходимости. Место встречи тоже будем согласовывать друг с другом – у нас прямые контакты. Вместе с этим мы обозначили «красную линию», то есть те вопросы, которые являются тупиковыми, затрагивать на данном этапе не будем.

– Насколько я понимаю, речь идет о территориальных проблемах Грузии, а также внешнеполитическом векторе страны в целом?

– В принципе да, а также о связанных с этим другими вопросами. Мы также условились, что женевский формат переговоров, который проходит раз в квартал при посредничестве наших западных партнеров, будет безусловно продолжен. Мы также условились способствовать эффективной работе женевского формата, поскольку обсуждающиеся вопросы очень важны, но дублировать его в ходе наших переговоров не будем. У того формата своя специфика, у нашего формата – другая тематика.

– Переговорный процесс, желание договориться подразумевают взаимные уступки. До какой степени и что именно готова уступить Россия и какие уступки возможны со стороны Грузии?

– Мы сейчас о принципиальных уступках не говорим. Те вопросы, которые обозначены, уступок не требуют. Скажем, торговля подразумевает двусторонние интересы. А у России еще и международные обязательства после вступления в ВТО, что, кстати, стало возможным при поддержке Грузии. В нашей стране российские компании работают свободно, без всяких ограничений. Авиасообщение – тоже сфера двусторонняя, как и культурные, гуманитарные связи. То есть те темы, которые включены в повестку дня, уступок не подразумевают. Дальше – посмотрим. Будем реалистично подходить к вещам – думать, где и как можно подвинуться, что можно предложить своим визави, надеясь на адекватные ответные шаги.

– В грузинской прессе после переговоров с Карасиным мелькнуло сообщение о том, что «Закон об оккупированных территориях» правительство Грузии может пересмотреть. Что под этим подразумевается? Или была опубликована неточная информация?

– Скорее однобокая. Я говорил о том, что если процесс, который мы сейчас начинаем, даст реальные существенные результаты, мы продвинемся вперед, начнем решать наши двусторонние проблемы и будут где-то прорывные шаги, то может встать вопрос о том, чтобы наши парламентарии пересмотрели некоторые положения «Закона об оккупированных территориях». Это мое гипотетическое видение, я сам законы менять не могу. Если будет улучшение российско-грузинских отношений, будет серьезный прогресс, могут быть решены и другие вопросы.

– В дальнейшем ваши встречи с Карасиным будут проходить в том же режиме тет-а-тет или подключатся представители правительств России и Грузии для решения текущих проблем?

– Качественного расширения вряд ли стоит ожидать на данном этапе. Но этот вопрос будем согласовывать.

– Накануне переговоров вы высказали надежду на то, что Россия согласится отменить визовый режим или хотя бы облегчит его…

– Это и раньше обсуждалось. Наша общественность задается вопросом существующего дисбаланса. В Грузию приезжают граждане РФ без всяких виз – их ставят на границе за несколько минут в паспорт, еще и сувениры, кажется, преподносят… Насколько я знаю, Москва изменение визового режима увязывает с «Законом об оккупированных территориях», с восстановлением дипломатических отношений между нашими странами. Для нас это сложный вопрос. В частности, восстановление дипломатических отношений означало бы легитимизацию положения, сложившегося с Абхазией и Южной Осетией после признания Россией их независимости. Мы эту тему сейчас детально не обсуждали.

– На днях премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили на встрече с западными журналистами выразил осторожное пожелание или надежду на то, что скоро состоится его встреча с Путиным. Встреча эта не за горами?

– Иванишвили высказал свое отношение к этому вопросу – он готов встретиться. Я бы так трактовал его заявление.

– На встрече в Швейцарии господин Карасин интересовался внутриполитическими процессами в Грузии?

– До внутриполитических тем мы еще не дошли. Нам бы сперва решить те вопросы, которые обозначили. Потом будет время, и об этом побеседуем.

– Отражается ли на переговорах фактор Саакашвили? Известно, что Москва относится к нему негативно, а поэтому не станут ли переговоры более результативными, если начатый в Грузии процесс по его импичменту достигнет результата, или российская сторона понимает, что президент Грузии – пройденный этап?

– Грузинская сторона была готова к встречам с российской без предварительных условий после 2008 года и говорила о готовности восстановить диалог с РФ. Но ответ российской стороны мы получили после парламентских выборов 1 октября, после того как в Грузии произошли очень серьезные политические изменения. Вывод напрашивается сам собой. Я думаю, что у нас после парламентских выборов общество претерпело глубокие изменения. Это был очень серьезный экзамен, который мы прошли достойно. Сейчас у нас тоже неоднозначная ситуация. К слову, не совсем привыкли к коабитации. Это часть сложных моментов демократии, и если мы и этот этап достойно пройдем, то наше общество сильно окрепнет. Я думаю, что и этот этап будет пройден достойно и появится надежда на то, что все политические проблемы мы будем решать более спокойно, прогнозируемо и более прагматично. У Грузии очень хорошие отношения со всеми соседями – и с Азербайджаном, и с Арменией, и с Турцией, и со странами всего Черноморского бассейна, и с государствами Запада. Только с Россией они сложные. Но я надеюсь, что маленькими шажками мы сможем продвинуться вперед. Иллюзий того, что изменения произойдут быстро, не строим. Улучшение межгосударственных отношений займет много времени. Это будет сложный процесс, но я надеюсь на лучшее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1163
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1147
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1104
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
1046

Другие новости