Принятие Сенатом США «Акта Магнитского» осложнило российско-американские отношения.
Фото Reuters
По-прежнему непонятно, как обстоят дела с концом света, но все более понятно, что перезагрузка российско-американских отношений, обещанная четыре года назад администрацией президента Обамы, находится при своей кончине. Ее наглядный симптом – принимаемый в США так называемый «Закон Магнитского».
Вообще-то никакого особого закона имени умершего в СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года юриста Сергея Магнитского не существует. А существует законопроект H.R. 6156, принятый Палатой представителей Конгресса США 16 ноября этого года и одобренный 6 декабря Сенатом. В том, что он превратится в скором времени в закон, сомнений нет никаких, поскольку президент Обама официально заявил: «Я с нетерпением жду получения этого законопроекта на подпись».
С одной стороны, нетерпение Обамы можно только приветствовать. Ведь этот самый H.R. 6156 на самом деле можно считать событием эпохальным. Став законом, он отправит в музей раритетов холодной войны знаменитую поправку Джексона–Вэника, которая вводила торговые санкции против СССР еще с 1974 года и de jure продолжает действовать вплоть до сегодняшнего дня. С предоставлением России статуса «постоянных нормальных торговых отношений» с США американские политики надеются удвоить и даже утроить торговый оборот с Россией в ближайшее пятилетие. Казалось бы – жить да радоваться: мир-дружба, перезагрузка, и все OK?
Увы, не совсем так. А в некотором отношении даже совсем не так. Потому что в этом самом H.R. 6156 присутствует еще и четвертая глава, которая называется SERGEI MAGNITSKY RULE OF LAW ACCOUNTABILITY ACT OF 2012 – что-то вроде «закона в законе», или надзаконного акта, представляющего собой даже не «ложку», а целый «ушат дегтя» в бочке безусловного «меда». Причем вкус этого «дегтя» скоро придется продегустировать именно президенту Обаме, поскольку американские законодатели непосредственно на него возложили обязанность этот самый «Акт Магнитского» привести в исполнение не позднее, чем через 120 дней после подписания законопроекта.
А привести в исполнение означает, что именно и лично Бараку Обаме надлежит составить список российских граждан, которым въезд в США будет закрыт и собственность которых на территории США будет конфискована. На том основании, что они будут считаться причастными к аресту, злоупотреблениям в отношении тюремного заключения и смерти Сергея Магнитского. Кроме того, в этот список должны будут попасть вообще все российские граждане, которые «ответственны за внесудебные убийства, пытки и явные нарушения международно признанных прав человека».
И вот здесь-то и таится серьезная подстава, в которую президент Обама с изумительным «нетерпением» стремится вляпаться. Потому что составлять этот список ему предлагается на основе «достоверной информации», а что именно должно считаться таковой, в самом законе предусмотрительно не сказано. Хитроумные законодатели определили практически все основные понятия закона, а про «достоверность» – ни слова. Лишь уточнение, что президент обязан составлять списки на основе данных, предоставленных главами соответствующих комитетов Конгресса, иностранными государствами, неправительственными организациями. И российскими организациями, «мониторящими нарушения прав человека правительством Российской Федерации». Что называется – умыли руки. Пусть президент сам определяет – что достоверно, а что нет.
Впрочем, что нам Обама и что мы – Обаме? Пусть он сам решает свой гамлетовский вопрос взаимоотношений с Конгрессом, в котором заседают в том числе и его однопартийцы. Три дюжины из которых, очевидно, самые дальновидные, в качестве членов нижней палаты предусмотрительно голосовали против H.R. 6156. В конце концов это всего лишь политические разборки внутри правящего класса США, разные группы которого рьяно отстаивают свои интересы. Но у этой борьбы есть четкие границы. Когда дело касается интересов национальных, демократы и республиканцы выступают – как говаривали в советские времена – в «нерушимом единстве партии и народа».
Уже по ходу принятия этого закона в Палате представителей единый национальный интерес проявился достаточно явно. Состоит он в том, чтобы от любого законодательного акта, направленного вовне, США получали максимальную выгоду. Как экономического, так и обязательно политического характера.
Поэтому отмена совершенно неприличной по отношению к России поправки Джексона–Вэника обусловливается перспективой утроения американского экспорта. Хотя политически такая отмена республиканским большинством в Палате представителей явно не приветствуется. Председатель комитета по иностранным делам этой палаты Айлина Рос-Лехтинен заявляла об этом открытым текстом. «Отмена поправки [Джексона–Вэника] с большой долей вероятности будет истолкована как ослабление нашей решимости», – опасалась она. И продолжала: «Это было бы ужасно – послать такой сигнал именно в то время, когда Владимир Путин вводит невиданно жесткие ограничения для всей оппозиции его режиму, в особенности для демократических активистов и всех, кто дерзает бросить вызов властям. Я также против предоставления России статуса постоянных нормальных торговых отношений, поскольку это всего лишь очередная наша уступка в ходе провалившейся попытки президента перезагрузить отношения с Москвой».
И все же! Рос-Лехтинен вместе с подавляющим большинством республиканцев голосует за H.R. 6156 лишь по одной причине – в нем присутствует тот самый «Акт Магнитского». Надзаконный и, по сути, противозаконный акт, который позволяет американскому правительству без всякого следствия и суда, наплевав на международно признанное базовое право каждого человека на презумпцию невиновности, применять в отношении граждан России не только запрет на въезд в США (что является суверенным правом любого государства), но и заморозить (фактически – конфисковать) все их находящиеся на территории США активы.
Логика примитивна, и это логика именно холодной войны. Если какой-либо шаг с нашей стороны может быть истолкован врагом как нерешительность, слабость, уступка, то он должен быть сопровожден обязательной демонстрацией силы, решимости и торжества над этим врагом. Демонстрацией нашего исключительного права решать, кто у нас good guys, а кто bad. И причем не только среди стран мирового сообщества, но также и внутри каждой страны. В данном случае – в России.
То, что H.R. 6156 направлен именно против России, подтверждает сама история его принятия. Изначально были два варианта: мягкий и жесткий. Мягкость состояла в том, что закон обязывал президента составлять списки «невъездных» (с заморозкой активов) граждан любых государств. Но восторжествовал именно жесткий – конкретно и однозначно антироссийский вариант. И получился закон, по сути дела, превращающий Россию в страну-изгоя.
Цитирую: «Конгресс полагает, что Соединенные Штаты должны решительно поддержать и предоставить помощь российскому народу в его усилиях установить прочную демократическую политическую систему, уважающую личные свободы и права человека, в том числе и посредством обеспечения объективной информации с помощью соответствующих медиа – Радио «Свобода» и Интернета. Подавление российским правительством инакомыслия и политической оппозиции, ограничения деятельности гражданского общества и независимых медиа, ухудшение качества экономической и политической свободы в России – предмет глубочайшей озабоченности правительства Соединенных Штатов и американского народа».
Текст, уместный в 1974 году в момент принятия поправки Джексона–Вэника, каким-то загадочным образом перекочевал в законопроект, принимаемый в США сегодня! По отношению к законным и легитимным властям Российской Федерации применяется та же риторика, которая направлялась в адрес коммунистического СССР.
Россияне, свободно избравшие свою высшую законодательную власть в декабре прошлого года и президента Путина в марте года нынешнего, изображаются как жертва чуть ли не тоталитарной диктатуры, которую необходимо снабжать правдивой информацией через Радио «Свобода». Бесцеремонное и оскорбительное посягательство на суверенитет российского народа обставляется как борьба за демократию и права человека в интересах этого же народа. Над которым наш «заклятый друг» сенатор Маккейн не упустил случая поглумиться, назвав закон «пророссийским».
Что в остатке? Начало нового этапа холодной войны с помощью «Акта Магнитского» безусловно навредит общемировому политическому климату. Отношения между Россией и США были и остаются отношениями двух ядерных сверхдержав. Это было понятно даже в середине 90-х, хотя в то время об этом пришлось напоминать тогдашнему президенту Борису Ельцину. Хотелось бы, чтобы у нынешнего президента Владимира Путина не возникло поводов вновь напомнить об этом.
Но особенно печально вот что. Американцы своим жестким вариантом «Акта Магнитского» создали очень серьезную проблему для деятельности правозащитного движения в России. Если раньше наши правозащитные организации безбоязненно раскрывали все становившиеся им известными случаи нарушения властями прав человека, то теперь им придется задуматься вот над какой проблемой. Коль скоро по духу и букве «Акта Магнитского» их информация будет служить основанием для составления американских проскрипционных списков, то и сами они против их воли вовлекаются в противоправную процедуру вменения вины тем, кто не признан виновным по суду.
Нет оснований полагать, что американские законодатели своим злополучным актом намеревались дискредитировать российское правозащитное сообщество в глазах российского народа. Но фактически, стараясь превратить наших правозащитников во внештатных информаторов правительства США, они добиваются именно этого. Поэтому, как ни странно, получается, что «Акт Магнитского» ведет к маргинализации, если не ликвидации, российской правозащиты.
И еще. Барак Обама в первый же год своего президентства авансом получил Нобелевскую премию мира. Подписание им «Акта Магнитского» будет понято Россией симметрично: как объявление первого акта новой холодной войны. Что ж – зима так зима. Нам не привыкать.