0
4951
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.12.2012 00:00:00

Манежная история

Тэги: манеж, выставка, хрущев, скандал


манеж, выставка, хрущев, скандал Борис Жутовский у своей картины.
Фото с сайта www.zhutovski.ru

1 декабря исполнилось 50 лет со дня посещения Никитой Хрущевым выставки в Манеже, вошедшей в историю благодаря ругательствам, коими первый секретарь ЦК партии обложил почти всех, кто показывал свои работы на втором этаже. День в день в Манеже на третьем этаже открылась выставка, которая называется «Те же в Манеже». Там, среди других, есть картины художника Бориса Жутовского, чьи работы сегодня – в музеях Австрии, Германии, Италии, США и других стран. Накануне 50-летия разгрома Манежной выставки Борис ЖУТОВСКИЙ рассказывает корреспонденту «НГ» Нелли ПОСПЕЛОВОЙ о том, как это было.

– Боря, за нашу тридцатилетнюю дружбу мы с тобой, конечно же, не раз разговаривали про эти события. Но сейчас подходящий момент поговорить еще раз: 50-летие со дня посещения Хрущевым той знаменитой выставки в Манеже, а еще через две недели грядет твой юбилей – 80-летие. Нужно, мне кажется, напомнить людям, «как хорошо мы плохо жили», – это афоризм незабвенного Петра Наумовича Фоменко. Ты мне не раз рассказывал, что вас к этой выставке недвусмысленно подталкивали, в общем, почти принудили, сказать по-нынешнему, подставили. Похоже, что это был некий заговор, чтобы потом хорошо «дать вам по шеям».

– Нет, ты знаешь, в первый момент мы даже сомневались, но недолго. Невольным образом относительно случайно я и все мы попали в историческое событие нашей страны. Это произошло 1 декабря. Давай вспомним, что такое 1962 год. Для тогдашнего императора России Хрущева это был тот еще год – в июне был расстрел в Новочеркасске, осенью наш шарик был на грани мировой ядерной войны, и той же осенью, с разрешения самого императора, 50 лет назад был опубликован «Один день Ивана Денисовича».

– И все встрепенулись.

– Совершенно невероятно – вот она, еще одна дверь к свободе, еще одна дверь к правде. Вот какая была обстановка в стране. В культуре – наивный праздник свободы наступающей – театр, кино, Иван Денисович... Старики же, которые стоят у власти, бешено этому сопротивляются, жутко нервничают. То же самое в творческих союзах: молодые относительно – те, которые не у власти, хотят власти. Те, которые у власти, не хотят ее отдавать. В Союзе художников старики в страхе, потому что уже организовалась так называемая девятка МОСХа – сравнительно молодые художники, члены МОСХа Андронов, Никонов, Обросов, Пологова, Жилинский, Вейсберг (это потом они расползлись в разных направлениях) внутри Союза отчаянно хотят перемен власти – берем и делаем по-своему. Старики защищаются – делают выставку «30-летие МОСХа», где выставляют работы 20–30-х годов, впервые за десятилетия, в расчете на то, чтобы привести на нее императора (который, естественно, будет реагировать на это с недоумением или отвращением), и что это их поддержит.

А мы – студия Белютина – в это время спокойно плывем на пароходе, пишем этюды, возвращаемся из путешествия счастливые, загорелые и устраиваем отчетную выставку на Таганке, на Большой Коммунистической (которая теперь называется улица Солженицына). Так мы делали всегда, каждый год. А поскольку к этому времени мы обросли несметным количеством друзей, приятелей, важных, полуважных, иностранцев, иностранных корреспондентов – на выставку приходит невероятное количество народу. Несметное, там крошечный спортивный зал при Доме учителя, и происходит там черт знает что. На следующий день вся западная пресса взорвалась – в Советском Союзе разрешено и выставляется абстрактное искусство. В это время Микоян торгуется с Фиделем Кастро по поводу ракет, которые нужно вывезти, а к нему лезут корреспонденты – что за выставка абстрактного искусства? Тот ничего не понимает, звонит в Москву, а в ЦК ему никто ничего не может ответить. Но быстро все разнюхали, и один из опытных палачей культуры Советского Союза Дмитрий Поликарпов, в то время заведующий отделом культуры ЦК партии, и господин Ильичев начинают бегать. Ильичев играет здесь большую роль. Он почувствовал нарастающую драку между новым «молодым» и «старым» во всех творческих Союзах и становится во главе заговора стариков. Имея личную корысть – как мне потом говорил сам Никита Сергеевич Хрущев: «Все устроил Ильичев, потому что хотел из членов ЦК стать членом Политбюро». Уже на следующий день на выставке на Таганке появляются около десяти человек – людей, приехавших на черных «Волгах» – ходят и молча записывают фамилии и названия, что нам уже как-то не понравилось. В это время Поликарпов звонит Элию Белютину и предлагает ему вывезти выставку в Манеж, в котором давно проходит выставка «30-летие МОСХа». А эти серые ребятки на нашу выставку приходят уже раза три. Мы советские люди, мы все понимаем, и решаем выставку быстро снять. Молниеносно, кто как, хватаем картинки, снимаем со стен и развозим по домам. На третий день – там осталось совсем немного картин – последние ребята приехали их забирать и, отходя от зала, видят, что подъехало штук пять этих машин, выскакивают мужики и прямо идут, вероятно, снимать картины.

Поликарпов еще раз звонит и настаивает, чтобы мы участвовали в выставке в Манеже. Мы собираемся у Белютина, сидим, обсуждаем. Занятие глупое, потому что все мы люди неопытные. Белютин, тоже не такой уж опытный человек по этим делам, когда устраивал отчетную выставку, советовался со всеми и, в частности, со мной, кого бы еще на выставку позвать – не студийцев – чтобы придать ей вес. Я в это время уже плотно дружил с Эрнстом Неизвестным, Юрой Соболевым и Юло Соостером. Говорю, давайте позовем Неизвестного и Соостера. Приехал Эрнст, посмотрел, и они согласились. Позвали с собой еще одного совсем молодого – Володю Янкилевского, очень хорошего художника в то время. Они принесли на выставку серьезную продукцию – картины (масло, холсты), рисунки. Это было по сравнению с белютинской студией на несколько шагов выше по профессиональному уровню. Потому что белютинская студия – это курсы повышения квалификации при Городском комитете художников книги, графики и плаката. Профсоюзная организация – это или очень молодые, или старики и старушки – ретушеры, обложечники, перерисовщики, те, у кого давнишняя застарелая юношеская мечта об искусстве сгинула под необходимостью зарабатывать деньги и кормить семью – вот они и собирались в эту студию на несколько лет. Согласились и свезли все свои картинки в Манеж. Нам дали три зала наверху – их теперь нет. Вешали свои картинки всю ночь, ушли часа в три.

Туда ночью приезжали Аджубей, Фурцева, еще какие-то начальники из МОСХа, ЦК партии – поглядеть. Один большой зал – белютинская студия, поменьше – Юло Соостер, Соболев и Янкилевский, и совсем крошечный зальчик – Эрнст Неизвестный со своими скульптурами – они не согласились участвовать в общей каше.

Поспал часа два, принял ванну, и к девяти утра, естественно, не выспавшийся, был в Манеже. Там был список, кого из студии пускать, – человек 17 вроде. Экспозицию в белютинском зале мы повесили вперемешку. Мои картинки висели на четырех стенах – «Автопортрет», «Толька», «Мост в городе Горьком» и «Портрет сталевара» – на самом деле портрет моего приятеля Ильи Комарова. И вот утром – пред светлы очи. Все наши ребята сидят наверху в ожидании, а я, ты же знаешь, у меня всегда гвоздь в одном месте, и Ленька Рабичев – два любопытных – спустились вниз и стоим с толпой встречающих императора. Я стою рядом с Фурцевой, рядом с ней Павлов из ЦК комсомола. Фурцева все время вынимает ногу из туфли и почесывает другую ногу, потом опять в лодочку запихивает.

– Наверное, туфельки жали.

– И Павлов говорит: «Кать, они совсем о..., ты представляешь, б..., они устроили выставку на Большой Коммунистической». Катерина так смотрит на него – ужас, ужас. Входит император, его хватают под белы руки и ведут по выставке. Мы с Ленькой немножко за этой толпой походили, поняли, что делать нам там нечего – народу полно, камарилья большая очень его сопровождает, и поднялись наверх. Наши уже все стоят в преддверии. За спиной почти у каждого по кагэбэшнику. Все стоят очень плотно – назад не пролезть, нам пришлось встать впереди.

Через некоторое время Никита Сергеевич поднимается по лестнице. То, что было внизу, я знаю только по рассказам – меня там не было. Там был прецедент с «Голой Валькой» Фалька, какие-то гадости говорились про Татлина и – для нас важная сцена: когда Хрущева подвели к скульптурам Эрнста – он был выставлен и внизу, потому что был одним из немногих в нашей компании членом Союза художников. У него там были небольшие скульптуры, тематические, – например, «Раненый», в общем, что-то связанное с войной. Хрущева подвели к ним, и он разразился знаменитыми речами: «Где брал бронзу? У меня бронзы на ракеты не хватает».

– Ага, у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает!


Власть уверена, что она в искусстве разбирается лучше художника. На фото: рядом с Никитой Хрущевым Борис Жутовский.
Фото Николая Устинова

– Вроде этого. Поднимается наверх, мы оказываемся визави, он берет под руки меня и Володьку Шорца и, показывая на камарилью, которая стоит за ним, говорит: «Они говорят, что вы гадости какие-то делаете. Я им не верю. Давайте поглядим, что вы тут делаете». Оглядывает белютинский зал – затылок мгновенно становится малиновым, начинает перетоптывать ножками, а ножки малюсенькие, думаю, размер 37–38-й, и начинает кричать: «Что это такое!» И обращается ко мне: «Это кто?». Я говорю: «Это Леша Россаль». И от страха: «Из Ленинграда». Ладно, раз из Ленинграда, значит, разговаривать не с кем. Тогда он разворачивается направо и утыкается в мой портрет Тольки.

Я говорю: «Это я». И тут начинается мой бенефис – у меня было четыре картинки, и он как-то обратил внимание на все – это, значит, судьба моя такая. Высказался довольно ярко. Некоторым там тоже досталось неплохо. Так он ходил и глумился.

Досталось Володе Шорцу: «Это что у тебя?» – «Космонавт». – «Да, космонавт. А папа у тебя есть?» – «Папа погиб на фронте». – «А мама?» – «Мама тоже умерла». – «Да, жалко маму-то и папу, не видят они, какую ты мазню развесил». А Володька потом говорит: «Думаю, как бы не упасть, чтобы родному вождю дорогу не перегородить».

На меня кинулся с этим Толькой: «Что же он у тебя такой мрачный?» Я начинаю сочинять, что у него отец с матерью сидели, жили в подвале, а теперь вернулись, вроде как вашими усилиями, и квартиру дали – отстал.

Дальше пошел, там тоже всем досталось – Люциану Грибкову: «Да, был у меня такой скульптор – Меркулов, вот он мне как рассказывал, что такое живопись, – это если издаля красиво, и вблизи посмотришь – все можно разобрать». – Перлы такого невежества и самоуправства, конечно. В перерывах покрикивал по поводу того, что товарищ Ильичев, это, мол, ваша ответственность, это ваш прогляд. Тот мышонком подбегал к нему – крошечный такой. Вот так он прошелся по всем нам. Ну, автопортрет – это знаменитая история. «Ага, опять Жутовский, что же это такое?» – «Автопортрет, Никита Сергеевич». – «Автопортрет? Вот есть у меня знакомый художник Лактионов, у него тоже есть автопортрет. Вот если вырезать в фанере дыру и приложить ее к его автопортрету, то что мы увидим там, – рассказывает нам глава страны, – лицо. А если приложить ее к твоему автопортрету, то что увидим? – перетоптывает ножками. – Тут, правда, женщины: жопу». Потом, кончая путешествие, поглумившись над четвертой моей картинкой, портретом Комарова-сталевара, вдруг спрашивает: «А кто их на это вдохновляет?» Ну, значит Белютин. Вытаскивают Белютина.

– А картины его тоже висели на выставке?

– Нет, картин не было, да я его картин вообще тогда не видел, только после того, как студия распалась, появились какие-то его картины. Тот встает пред светлы очи, ужасно побледнел, и все сначала: «Кто ваша мать? Кто отец? Где учились?» В общем, поорал, поорал, но уже так, на исходе.

– Приустал.

– Его вывели в коридорчик, и он отправляется в следующую комнату, где Юло Соостер, Янкилевский, Юра Соболев. Набиваются туда, комнатка маленькая, а мне ужасно курить хочется. Думаю, не пойду я туда, хватит, наелись. В предбанничке прикрылся стеклянной дверью и сосу чинарик. И из комнаты, где это все происходит, выходят Преображенский – художник, который вел Хрущева по выставке, в общем, гид замысла, – и Серов, президент Академии художеств РСФСР. Глянули на меня мельком – чтобы они меня не узнали, не может быть и речи, – я четырежды становился «героем» базара, посмотрели на меня и: «Ах, какие мы молодцы, как хорошо все сделали...» Так обнимают друг друга, хвалят. Я опешил.

В этой второй комнатке я не был, знаю только, что он сказал Юло: «Вас надо сажать или нет – высылать». На что Юло ему сказал с милым эстонским акцентом: «Я сидел семь лет в лагере». Хрущев тут же выходит из зала, потаптывает ножками – пора бы и домой. И тут на него выскакивает Эрнст – глаза черные, энергия бешеная: «Никита Сергеевич, вы глава государства, я скульптор, я хочу, чтобы вы увидели мои работы». Этот растерялся – давно с ним никто так не разговаривал.

– Эрнст же воевал, помнишь, Андрей Вознесенский писал про него: «А вы бывали убитыми за Родину, наповал?»

– Камарилья кругом улыбается от счастья – находится смельчак, который так разговаривает с хозяином. Хрущев в недоумении потоптался и пошел в зал к Эрнсту. Теснота чудовищная. Эрнст начитает что-то объяснять, говорить, этот ему возражает, что, дескать, у вас талант и дьявол вперемешку, а мы должны вам помочь... Видит перед собой взрослого человека, достаточно уверенного в себе – по сравнению со всеми нами. Мне он орал: «Тебя на лесоповал!» и тому подобное, а здесь уже совем другой человек. Тут на Эрнста наскакивает Шелепин с криком: «Ты где бронзу взял? Ты отсюда никуда не уедешь!» Это парафраз на то, что Никита сетовал на отсутствие бронзы в нижнем зале у работ Эрнста. Эрнст смотрит на него, вытаращив глаза, и говорит: «Ты глава КГБ, у тебя есть пистолет, дай мне пистолет, я сейчас застрелюсь здесь – это дело моей жизни». Шелепин сразу пропадает куда-то – у них у всех есть способность мгновенно исчезать, фантастическая, поразительная.

Когда Никита орал на меня у последней картинки, у него из-за спины высовывается голова Аджубея и говорит: «Никита Сергеевич, они картины иностранцам продают». Никита перекосился. А я говорю, что даю честное слово, никто здесь из нас ничего не продавал. Поднимаю глаза – Аджубея нет, как не бывало. Теснота – а его нет.

Ну вот, добазарил с Эрнстом и пошел. Мы постояли, постояли в одиночестве, в горе. Было полное ощущение, что нас ждут воронки.

– Слова – словами, а дела – делами.

– Выходим – никого нет. Мы тихо-тихо побрели к Белютину домой. Сели, подымили сигаретами, ни до чего не договорились. Я поехал к Люське, жене, на работу. А она была политобозревателем на телевидении, и у нее как раз был эфир. Меня там все знали, пустили. Я тихо сел в углу на стульчик и заснул.

– Ночью же не спал.

– Через несколько дней мы заехали в Манеж и забрали свои картинки. Там тогда был директором очень милый человек, симпатичный, доброжелательный, симпатизирующий нам по-человечески, по фамилии Шмит. Он отдал нам картинки, ну мы и затихли.

Мы-то затихли, но не они. Ильичев решил это дело раскручивать дальше. Поскольку этот скандал произошел с художниками, значит, надо теперь добираться до писателей, кинематографистов, всех творческих союзов. Сначала назначается встреча в конце декабря творческой молодой интеллигенции в ЦК партии, в сталинском зале. Раздается звонок. Ну, поскольку я был четырежды обруганный, приглашают меня. Вызывает Дмитрий Алексеевич Поликарпов и говорит, что нужно поприсутствовать на этом собрании и выступить.

– Покаяться.

– Я начинаю что-то бормотать, он встает из-за стола – разговор окончен. Я тут же кидаюсь к Даниилу Данину – чего делать-то? Быстро садимся и пишем бумажку – бумажка жива до сих пор, можно в мастерской разыскать. На одной стороне пишем тезисы выступления, если все хорошо, а на другой стороне – если плохо. Сижу я с этой бумажкой, рядом Коля Воробьев – там много народу было: Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Левка Збарский, Глазунов, девятка МОСХа. Говорю Коле, мол, вроде велено выступать, а никто ничего не говорит. Колька отвечает записочкой – напиши. Я пишу записку: «Товарищ Ильичев, прошу предоставить мне слово. Художник Жутовский». Думаю, передавать – не передавать. Полный идиот. Сейчас уже можно не стесняться своего полного идиотизма.

Встает Ильичев, объявляет: «Поэт Егор Исаев, следующий – художник Борис Жутовский». Я выступаю по записке «что плохо», что моя профессия – не легкомыслие, а дело жизни, и над тем, что делаешь, надо думать – об этом и критика главы страны. Что-то в этом роде. Но и этим дело не кончается – опять вызывает Поликарпов. Ильичев решил это дело не оставлять. Нужны картинки, а их нам отдали, а я говорю, что их нет, – отвез за город. Ко мне домой приезжает, такой был в отделе культуры МК партии, Поцелуев, грозит Люське, говорит, что нужны работы. Я говорю, ладно, привезу, но я должен при этом присутствовать. А он – это может решить только Поликарпов. Я говорю, так давайте, вот телефон – звоните. Звонит. Я у него отбираю трубку, говорю, что я должен присутствовать при передаче картин. Поликарпов говорит, что это может решить только Бюро или Президиум ЦК. «Вот вы привезите картины, а мы решим», – говорит Поликарпов. А я: «Вот вы решите, тогда привезу». На следующее утро мне опять звонок – Поликарпов. Я заехал к нему, он говорит: «Вот вам пропуск, извольте привезти картины». Я, естественно, привез, их забрали и повесили в Доме приемов на Ленинских горах, где проходила встреча Хрущева с интеллигенцией.

– Другим для острастки. Вроде как выставка дегенеративного искусства в нацистской Германии в Третьем рейхе – хорошенькая параллель выстраивается. Потом она даже стала передвижной.

– Вроде этого. На встрече Никита славил Солженицына, топтал Эренбурга, Эрнста… Так как на первой встрече недоговорили, вскоре должна была быть вторая. Вскорости не получилось, а получилось только 7 марта уже 1963 года в Свердловском зале Кремля, на которой Хрущев перепутал Василия Аксенова с Ларионом Голицыным… Но наших картин на нее, слава богу, уже не повезли, а отдали нам. Правда, не всем – Володе Шорцу отдали две из четырех, а Юре Соболеву вроде ни одной... Вот так это было.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
1395
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
1308
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
1254
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
1173

Другие новости