21 ноября в России наконец вступают в силу столь нашумевшие поправки в Закон «О некоммерческих организациях», ставшие поводом для истеричных обвинений «режима» в жестоком удушении демократии. На самом деле закон об НКО элементарно логичен для любой уважающей себя страны: он требует от некоммерческих структур зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов» в том случае, если они получают финансирование из-за рубежа, но при этом занимаются внутри нашей страны политикой, в том числе оказывая влияние на «общественное мнение». Всего под действие этого закона подпадают около 1000 российских НКО, в первую очередь правозащитных структур и объединений предпринимателей либерального толка. Разумеется, все это существенным образом ограничивает возможности Вашингтона влиять на политическую ситуацию в нашей стране.
Между тем после выборов президента США Вашингтон столкнулся с необходимостью резкой активизации своей деятельности по финансированию оппозиции в России. Эта политическая задача стояла перед американскими чиновниками вне зависимости от того, победил бы кандидат от Демократической партии Барак Обама или кандидат от Республиканской партии Митт Ромни. Ведь и тот, и другой вынуждены были бы принять решения, восстанавливающие американские позиции среди российского оппозиционного истеблишмента.
А многие позиции действительно потеряны. Например, 10 ноября Радио «Свобода» прекратило вещание на радиоволнах и ушло в Интернет – это стало следствием принятия в 2011 году поправок в закон о СМИ, запрещающих вещание в российском эфире радиостанций, учредителями которых выступают иностранные юрлица или российские организации, принадлежащие иностранцам более чем на 50%. Радио «Свобода» – полностью иностранная организация: ее деятельностью управляет Конгресс США. В течение всего 2012 года эта радиостанция могла перерегистрироваться и работать в соответствии с новым законом, однако было принято решение уйти в Интернет, поскольку он не подконтролен российской Фемиде. Кстати, аналогичные правила длительное время действуют для телеканалов, вещающих в РФ.
Но самым серьезным ударом по сети российских грантополучателей стало решение МИД России о прекращении деятельности американской правительственной структуры, прямо вовлеченной в политическую деятельность на территории РФ, – речь идет об Агентстве США по международному развитию (USAID). Не желая идти на открытое противостояние, с 1 октября Госдепартамент США приказал закрыть российское отделение USAID, характер работы которой, по мнению российского внешнеполитического ведомства, «далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества». Речь шла, по мнению наших дипломатов, «о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня».
Все это объективно требовало реагирования, причем максимально оперативного – финансирование несистемной оппозиции должно осуществляться бесперебойно, в противном случае возможны досадные провалы и даже перевороты в среде, лояльности которой Вашингтон так долго добивался и за которую так долго платил. Таким образом, возникла необходимость в срочном введении в действие нового оператора довольно крупных финансовых потоков в нашей стране. Организации, которая имела бы респектабельный вид и хорошую репутацию.
И тут появился Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию (USRF) – организация, поддерживающая российские НКО, вузы, предпринимательские структуры, а также ведущая проекты в сфере российского судебного производства. Фонд официально не занимается политикой, а значит, обращающимся к нему за грантами не придется вешать на себя ярлык «иностранных агентов» – фактически шпионов – либо платить значительные штрафы в случае уклонения от исполнения российского законодательства об НКО. Все это, а также то, что USRF не был замечен в связях с активом Болотной, делают фонд идеальным кандидатом на роль оператора финансов Госдепартамента.
Впрочем, о реальном отношении фонда к зимним протестам свидетельствует обнародованная в Интернете переписка деятелей USRF и американских госчиновников: «В течение последних 20 лет в России осуществляются разнообразные программы, финансируемые США. Наиболее заметные из них – Американо-российский инвестиционный фонд (TUSRIF) и его правопреемник Американо-российский фонд экономического развития и верховенства закона (USRF) – уделяли особое внимание предпринимательству и частному сектору. В воскресенье мы стали очевидцами их успеха» – вот письмо от декабря 2011 года.
Да, год назад на трибунах митингов, наверное, успех и впрямь грезился. При условии стабильных денежных вливаний. То, что российская оппозиция в последнее время отчаянно нуждается в средствах, – секрет Полишинеля. Провал всех последних массовых мероприятий в регионах и крайне слабые выступления в столице обусловлены как раз проблемами с финансированием. Фронтмены Болотной, ранее практически в открытую подпитывавшиеся из кармана американских налогоплательщиков, оказавшись на мели, ищут источники финансирования внутри страны. Для этого ими используется стратегия краудфандинга – то есть привлечения масс жертвователей-филантропов. Совсем недавно с просьбой вложиться и спасти от закрытия журнал The New Times к пользователям социальных сетей обратилась его главный редактор Евгения Альбац. Тогда же Леонид Волков призвал активнее вносить деньги для развития его проекта «Демократия-2», чуть ранее ассоциация «Голос», чье финансирование сократилось с весны, попыталась найти средства для привлечения наблюдателей к октябрьским выборам. Наконец, чуть ли не постоянной на телеканале «Дождь» – рупоре Болотной – стала тема привлечения пожертвований и волонтеров в проекты НКО.
Возможно, поодиночке все эти факты не представляли бы ничего особенного. Но все вместе они говорят как о финансовом голоде в рядах несистемной оппозиции, так и о попытках создать легальную ширму для привлечения стороннего финансирования. Ведь успешных примеров краудфандинга в нашей стране нет. Даже у Алексея Навального при создании проекта «РосПил» жертвователи как-то подозрительно часто переводили значительные суммы с одного адреса и с интервалом в одну секунду. А уж дотянуться до уровня «РосПила» не удавалось с тех пор ни одному проекту. Таким образом, краудфандинг чаще всего исполняет роль дымовой завесы, за которой происходит реальное финансирование проекта. И здесь на авансцену выходит USRF.
Что представляет собой USRF, активизировавший деятельность с лета 2012 года, когда стало понятно, что другие структуры, близкие к Госдепартаменту, свободно оперировать на территории России не смогут? USRF является правопреемником Американо-российского инвестиционного фонда (TUSRIF), который с 1995 года занимался инвестированием в российский бизнес. Начальный капитал, который правительство США выделило тогда организации, оценивался в астрономические по тем временам 330 млн. долл. За 17 лет TUSRIF вложил в бизнес в России около 1 млрд. долл. Начиная с середины нулевых организация начала распродавать активы в России, а в 2006 году инвесторы предложили создать USRF. Учрежденная в 2008 году в США, в 2009 году эта организация открыла свой филиал в России и начала работу по созданию сетей сторонников в судебной системе и среди предпринимательского корпуса. Теперь, очевидно, круг задач станет намного шире.
Как стало известно из переписки руководства фонда, правительство США контролирует USRF. Еще при создании организации в 2008 году между фондом и властями США был подписан ряд документов, четко оговаривавших спектр задач и функционал этой НКО. Есть пряник – грандиозные деньги от реализации российских активов TUSRIF. Есть и кнут: в случае, если агент-оператор, которым выступает Агентство международного развития США (USAID), установит, что USRF не исполняет своих обязательств в соответствии с договоренностью 2008 года, денежные средства, выделенные TUSRIF на функционирование организации, должны быть возвращены в Федеральное казначейство.
Особенно забавно читать переписку о том, как матерые «шпионы-общественники» делят между собой наследство TUSRIF, явно не без личного коррупционного интереса – таков эмоциональный накал:
«Сотрудники Госдепартамента и AMP США на прошлой неделе предложили моему коллективу поделить 150 миллионов долларов поровну между тремя сторонами: фондом USRF, новым фондом (который еще предстоит утвердить, сформировать и который также будет продвигать идеи демократии и верховенства закона в России) и Министерством финансов США».
«Этот вопрос уж очень затянулся, и мое терпение на исходе. Поэтому я повторяю свою просьбу – передать все денежные средства фонду USRF, но в интересах немедленного завершения данного дела я бы хотел, заручившись поддержкой коллег в Сенате и Палате представителей, выступить в пользу извещения Конгресса, в котором было предложено предоставить 100 миллионов долларов из денег TUSRIF своему фонду, а остальные 50 миллионов использовать на усмотрение администрации – отдать либо второму фонду, либо Министерству финансов, либо разделить между обеими организациями».
Фонд также дал письменное согласие на то, что посол США в России будет являться постоянным представителем в совете директоров USRF и будет участвовать во всех заседаниях совета в качестве полноправного участника. Надо сказать, что (как хвалились сами представители НКО) с тех пор посол США ни разу не пропустил ни одного заседания совета директоров USRF.
Если внимательно посмотреть на тех людей, которые входят в руководство организации или имеют к ней прямое отношение, картинка получается довольно любопытная. Куратором USRF в Конгрессе выступает сенатор Ричард Лугар, входящий в ближний круг президента Обамы (несмотря на то что является членом Республиканской партии). Глава совета директоров организации – бывший посол США в Москве Джеймс Коллинз. Еще один бывший посол – Джон Баерли – тоже входит в совет директоров. Часть членов совета – советники или приближенные двух глав Госдепартамента – Мадлен Олбрайт и Кондолизы Райс. В общем, все фронтмены этой организации – политики-реалисты и циники, вне зависимости от партийной этикетки понимающие, что иметь средство давления на потенциального противника означает лишний козырь в игре. Их отношение к России вполне явственно следует из политики, проводимой Олбрайт и Райс в 90-е и нулевые.
В настоящее время фонд проводит работу по нескольким направлениям. Во-первых, это работа с вузами и молодыми специалистами в регионах России. Запущена программа совместно с Минобрнауки «Эврика», которая позволяет собирать информацию конфиденциального плана и создавать сеть своих сторонников (агентов влияния) в регионах России.
Кстати, «вербовкой» рядовых россиян фонд ограничиваться не собирается. Американцы активно ищут подходы к министрам, ведомства которых представляют интерес как инструменты влияния на общество; вот еще цитата из переписки: «Давай подберем краткие биографические данные ключевых министров – Ливанова, Коновалова, Мединского... Мы можем сообщить их членам совета директоров». (Дмитрий Ливанов – министр образования, Александр Коновалов – министр юстиции, Владимир Мединский – министр культуры.)
Во-вторых, это институт кооптации и подготовки новых лидеров. За счет фонда организуются поездки за рубеж молодых, подающих надежды российских управленцев. Как сообщается в переписке фонда: «Из 75 миллионов долларов от 30 до 50 миллионов должны пойти на создание широкомасштабной программы обмена... Мы рекомендуем организовывать программы обмена таким образом, чтобы развивать глобальное мышление среди представителей нового поколения интеллектуальной элиты России, которые будут руководить страной в следующие 10–20 лет». Таким образом, США уже сегодня готовят панель лидеров, которые в ближайшее время придут на смену дискредитировавшей себя «болотной оппозиции». В-третьих, USRF активно действует в нашей судебной системе, особенно это касается арбитражных судов, вплоть до самого высшего уровня, чьи руководители, как выясняется, чуть ли не напрашиваются на приемы в посольстве США. Результат налицо: под контролем американской НКО создавалась система электронного судопроизводства в Высшем арбитражном суде. Также под контролем фонда была проведена разработка Кодекса судейской этики. В общем, недооценивать влияние этой американской организации на нашу судебную систему было бы непозволительной роскошью.
Однако наиболее опасным в USRF является направление по выделению малых грантов. Российские НКО могут получить от фонда гранты в размере до 3,1 млн. руб. (100 тыс. долл.). Распределение проводится трижды в год. Порядок предоставления грантов практически бесконтрольный. Чего стоят такие утверждения с сайта USRF: «расходы должны быть разумны»; «на этапе подачи заявки никаких документов, подтверждающих софинансирование, не требуется»; «сроки предоставления содержательной и финансовой отчетности устанавливаются индивидуально и указываются в договоре пожертвования»; «собственный вклад может быть представлен неденежными средствами». Судя по этим цитатам, финансовые средства могут быть представлены на любой проект, на любых основаниях, без обоснований затрат, практически без отчетности, а «собственным вкладом» грантополучателя могут стать как рабочие часы, потраченные им на исполнение проекта, так и снятая в аренду квартира, в которой живет исполнитель. Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, именно через этот институт «малых грантов» USRF вероятно осуществление финансирования несистемной оппозиции.
И в заключение последний штрих к общей картине. Активизация USRF удивительным образом совпала по времени с решением властей России отказаться от продления действия программы Нанна–Лугара, в соответствии с которой США имели возможности контролировать размещение и процесс уничтожения ядерных, химических и биологических арсеналов на территории бывшего СССР. Уже говорилось, что куратором USRF от Конгресса как раз и является сенатор Ричард Лугар, по имени которого названа столь важная для США программа.