0
2903
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.09.2012 00:00:00

Уровни благоприятности

Ростислав Туровский

Об авторе: Ростислав Туровский - вице-президент Центра политических технологий; Светлана Карандашова - эксперт Центра политических технологий.

Тэги: выборы, губернаторы


выборы, губернаторы Для Егора Савченко выборы губернатора – как референдум о доверии.
Фото с официального сайта белгородского отделения партии «Единая Россия»

С возвращением прямых губернаторских выборов возникла необходимость оценить потенциал конкуренции в регионах и шансы претендентов на губернаторский пост. Центр политических технологий создал методику, которая нацелена на определение перспектив не столько губернаторов, сколько кандидатов от основных партий, а вместе с этим – общего уровня конкурентности губернаторских выборов. Поскольку практически повсеместно самовыдвижение запрещено, выдвижение кандидатов партиями становится одной из главных процедур, определяющих предвыборный расклад сил, наряду с действием муниципального и президентского фильтров. Наши рейтинги позволяют определить, насколько благоприятными являются регионы для партий, какие из регионов являются безопасными, а какие – проблемными для «Единой России» и где оппозиция наступает ей на пятки, особенно в случае своего объединения.

При составлении рейтинга нами используются как статистические данные по результатам выборов и социологических исследований, так и собственные экспертные оценки. Во-первых, мы проводим расчет уровня благоприятности регионов для каждой из парламентских партий, который основан на трех параметрах: электоральная поддержка партии, общественная поддержка кандидата, ресурсный потенциал кампании. При оценке электоральной поддержки учитываются результаты выборов депутатов Государственной Думы последних трех созывов (с тех выборов, в которых впервые приняла участие «Единая Россия») и депутатов региональных законодательных собраний последних двух созывов (когда, как правило, кампании проводились с использованием партийных списков). В формуле результаты выборов учитываются с различными весами, которые определены с учетом значимости той или иной электоральной кампании. Второй показатель – общественная поддержка кандидата – акцентирует внимание на личной популярности предполагаемого выдвиженца от партии. Он основан на наших оценках, которые являются результатом постоянно проводимого и регулярно обновляемого мониторинга процессов формирования предварительных списков претендентов, публикуемого на сайте ПОЛИТКОМ. При наличии социологической информации именно она кладется в основу данной оценки. Показатель ресурсного потенциала кампании, также основанный на наших оценках, предлагает оценку всей совокупности ресурсов, которыми располагает потенциально наиболее сильный кандидат. Каждый из трех параметров с разным весом складывается в показатель уровня благоприятности участия каждой из партий в губернаторских выборах, который может колебаться от 0 до 1.

Во-вторых, показатели уровня благоприятности для каждой партии используются в итоговой формуле рейтинга конкурентности выборов. В основе рейтинга – формула Херфиндаля–Хиршмана, которая обычно используется для оценки степени монополизации отрасли на рынке. Для губернаторских выборов это означает степень конкурентности или, наоборот, монополизации «политического рынка».

Рассмотрим результаты нашего первого рейтинга, представляющего ситуацию по состоянию на начало сентября 2012 года. Как и следовало ожидать, «Единая Россия» во всех регионах превосходит остальные партии и имеет солидное стартовое преимущество. Не случайно участие самовыдвиженцев не разрешается практически ни в одном регионе, а это значит, что губернаторы или другие ведущие представители элиты, предварительно согласованные с Центром, обычно будут выдвигаться как кандидаты от этой партии. По крайней мере это следует из нынешнего расклада.


Как всякая оппозиция, справороссы должны о себе напоминать.
Фото с официального сайта партии «Справедливая Россия»

Нетрудно убедиться, что наиболее благоприятными для «Единой России» являются регионы, известные высоким уровнем электоральной управляемости и лояльностью избирателей, а также, как правило, с крепкими позициями действующих руководителей. В эту группу входят республики Северного Кавказа, Татарстан, Башкирия, Мордовия, Тува. Обращает на себя внимание очень высокий уровень благоприятности для «Единой России» Белгородской области, где выборы пройдут 14 октября и носят фактически безальтернативный характер, больше напоминая референдум о доверии Савченко. Очень сильными являются предвыборные позиции «Единой России» в Тюменской области и Ямало-Ненецком АО, Кемеровской, Пензенской областях, Краснодарском крае, на Чукотке. На хорошем месте находится Москва, которую принято считать центром оппозиционных настроений. Московская область от нее сильно отстает, но там в связи со сменой власти возможна позитивная динамика.

Хотя «Единая Россия» доминирует повсеместно, уверенность ее лидерства сильно различается от региона к региону. В тех регионах, где уровень благоприятности менее 0,5, можно предполагать проблемы для кандидатов «Единой России» и вероятность проведения второго тура, который представляет для этих кандидатов опасность. В эту группу попадают Рязанская и Брянская области, где выборы пройдут 14 октября и губернаторы сталкиваются с наибольшими проблемами. Примечательно, что во многих проблемных регионах выборы фактически отложены за счет досрочного назначения губернатора по старой схеме, и у властей есть время подготовиться (в Карелии, Архангельской, Ярославской, Костромской, Волгоградской, Самарской, Свердловской областях). Регионов, где партию власти ждут трудности, особенно много на Северо-Западе и в Центре, отчасти в Сибири. Помимо упомянутых это Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская и Мурманская области, Ненецкий АО, Тверская и Орловская области, Алтайский край, Новосибирская и Иркутская области. В эту группу попадают также Владимирская и Кировская области, где губернаторы не состоят в «Единой России». Можно ожидать, что именно в этом списке регионов будут те, где вместо действующего губернатора по решению Кремля на выборы пойдет другая фигура или где нынешние губернаторы будут досрочно заменены, уступая тем, кто будет выдвигаться вместо них.

Неудивительно, что проблемные для «Единой России» регионы одновременно оказываются наиболее благоприятными для других партий. Уровень благоприятности для КПРФ достигает показателя 0,27 (Орловская область), и лучшими можно считать регионы, где он превышает отметку 0,15. Из регионов, где выборы пройдут в октябре, самыми благоприятными для КПРФ являются Брянская и Рязанская области, что подтверждается фактом выдвижения там достаточно сильных кандидатов – Потомского и Федоткина. Коммунисты в состоянии показать себя и в других регионах Центральной России, таких как Орловская, Тамбовская, Смоленская, Тверская, Костромская области. Есть у них определенные преимущества во Владимирской области, единственном регионе, где у власти находится их представитель. Хороший потенциал КПРФ имеет в таких крупных регионах, как Московская, Нижегородская, Самарская, Волгоградская, Ростовская и Оренбургская области. Есть основания, чтобы кандидат КПРФ попытался бросить перчатку «Единой России» в ряде важных сибирских регионов – Алтайском крае, Новосибирской, Омской, Иркутской областях.

«Справедливая Россия» имеет наилучший потенциал в регионах Северо-Запада. Максимальным является для нее уровень благоприятности в Ленинградской области – 0,23. Но проблема «Справедливой России», как и ЛДПР, не говоря уже о непарламентских партиях, состоит в трудности преодоления ее кандидатами муниципального фильтра. Поэтому далеко не везде, даже имея хороший потенциал, «Справедливая Россия» сможет зарегистрировать своих кандидатов. Но в случае благополучного преодоления фильтров партия в состоянии заявить о себе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Карелии, Архангельской, Мурманской, Вологодской областях. В целом, однако, у нее очень неровные позиции в регионах, и потенциально благоприятные разбросаны по всей России.

Поскольку ни КПРФ, ни «Справедливая Россия» не располагают нигде в регионах лидирующими позициями, позволяющими претендовать на уверенную победу, принципиально важным является вопрос об объединении оппозиции. Пока, однако, как показывает опыт уже начавшихся избирательных кампаний, объединение оппозиции является практически невозможным. КПРФ и «Справедливая Россия» выбирают собственные электоральные стратегии, что выгодно властям.

Тем не менее мы решили сравнить уровень благоприятности регионов для КПРФ и «Справедливой России», чтобы понять, какая из них в гипотетическом случае создания единой оппозиции имеет больше оснований, чтобы объединять всех вокруг своего кандидата. В большинстве регионов КПРФ опережает «Справедливую Россию», но в 25 субъектах Федерации потенциал последней все-таки выше. К их числу относятся, например, Санкт-Петербург, Свердловская и Челябинская области, Красноярский и Приморский края. Однако в зависимости от выбора в пользу конкретного, сильного или слабого кандидата соотношение может измениться. На предстоящих в октябре выборах оппозиции имело смысл объединяться вокруг КПРФ везде, кроме Новгородской области, где больший потенциал имела «Справедливая Россия».

Наши расчеты позволяют также определить отставание оппозиции от «Единой России». Для этого можно посчитать разность уровня благоприятности «Единой России» и суммарного уровня благоприятности КПРФ и «Справедливой России». Нигде, заметим, эта сумма все равно не может превзойти показатель «Единой России», но местами к ней довольно близка (где разница составляет 0,15 или еще меньше). В некоторых регионах выдвижение консолидированного кандидата от оппозиции может быть успешным, особенно в случае второго тура, где оппозиция в состоянии выиграть за счет консолидации всех недовольных. К их числу относятся проблемные для властей территории – Санкт-Петербург, Ленинградская и Мурманская области, Карелия и Ненецкий АО, Тверская, Костромская и Орловская области в Центральной России, Волгоградская и Свердловская области, Новосибирская область и Алтайский край.


Лозунги и символы КПРФ обращены к ее сторонникам.
Фото Александра Неменова/AFP

Из четырех парламентских партий ЛДПР имеет самые слабые перспективы на выборах. Уровень благоприятности регионов достигает у нее максимум 0,15 единицы (Ханты-Мансийский АО). ЛДПР сталкивается с проблемой отсутствия лидеров общественного мнения в большинстве регионов. Это не мешает партии участвовать в выборах всех уровней, поэтому вероятно, что даже в сложных регионах ЛДПР постарается выдвинуть своего кандидата. Но более вероятно выдвижение претендента на губернаторский пост от ЛДПР в роли технического кандидата.

В регионах, где уровни благоприятности губернаторских выборов для КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР выше, относительно велик и уровень конкуренции. Максимально возможная конкуренция ожидается в Ярославской области и Ненецком АО, от которых немного отстают Свердловская область, Санкт-Петербург, Калининградская, Мурманская и Тверская области. Наиболее низкий уровень конкурентности отмечен в Чечне и Ингушетии, он ниже среднего в большинстве республик, а также в регионах, управляемых тяжеловесами.

ЦПТ планирует проводить регулярное обновление и уточнение представленных рейтингов. Новые выборы в региональные законодательные собрания дадут информацию для обновления показателей электоральной поддержки партий. Процессы регистрации партий сделают необходимым пересмотр соотношения ресурсного потенциала между ними. Но наибольшие изменения нашего рейтинга будут связаны с процессами появления и выбытия потенциальных кандидатов, а также их работы с общественным мнением и соответственно динамикой их общественной поддержки. Первые результаты нашего исследования свидетельствуют о наличии у «Единой России» большого стартового преимущества, но оно может быть растрачено как за счет укрепления оппозиции, так и в результате перехода Кремля к более гибкой и сложной стратегии формирования партийной системы.

Партийная конкуренция на губернаторских выборах

Уровень благоприятности Уровень конкурентности выборов Отставание объединенной оппозиции (сумма КПРФ и СР от ЕР)
для ЕР для КПРФ для СР для ЛДПР
Год проведения выборов: 2012
Амурская область 0,57 0,15 0,11 0,13 0,62 0,31
Белгородская область 0,67 0,13 (кандидат не выдвинут) 0,07 (кандидат не выдвинут) 0,08 0,52 0,47
Брянская область 0,52 0,17 0,11 0,11 0,68 0,24
Новгородская область 0,51 0,12 0,18 0,08 0,68 0,21
Рязанская область 0,47 0,17 0,12 (кандидат отказался от участия) 0,12 0,72 0,18

Год проведения выборов: 2013
Республика Ингушетия 0,85 0,02 0,04 0,01 0,27 0,79
Республика Хакасия 0,58 0,12 0,08 0,09 0,63 0,38
Забайкальский край 0,57 0,12 0,08 0,11 0,65 0,37
Хабаровский край 0,55 0,12 0,1 0,12 0,65 0,33
Владимирская область 0,48 0,22 0,13 0,07 0,7 0,13
Магаданская область 0,52 0,12 0,14 0,12 0,68 0,26
Чукотский АО 0,82 0,02 0,02 0,08 0,33 0,78
Год проведения выборов: 2014
Республика Алтай 0,5 0,17 0,14 0,08 0,7 0,19
Республика Коми 0,58 0,1 0,13 0,1 0,62 0,35
Удмуртская Республика 0,52 0,11 0,13 0,08 0,69 0,28
Алтайский край 0,47 0,19 0,17 0,11 0,7 0,11
Астраханская область 0,6 0,1 0,2 0,07 0,59 0,3
Воронежская область 0,63 0,15 0,12 0,06 0,56 0,36
Кировская область 0,48 0,15 0,16 0,12 0,71 0,17
Курганская область 0,53 0,15 0,11 0,1 0,67 0,27
Орловская область 0,48 0,27 0,09 0,05 0,69 0,12
Псковская область 0,52 0,17 0,14 0,1 0,68 0,21
Ненецкий АО 0,43 0,22 0,1 0,11 0,75 0,11
Год проведения выборов: 2015
Республика Башкортостан 0,73 0,08 0,06 0,04 0,45 0,59
Республика Дагестан 0,76 0,06 0,09 0 0,41 0,61
Кабардино-Балкарская Республика 0,78 0,09 0,06 0,03 0,38 0,63
Республика Калмыкия 0,62 0,12 0,05 0,05 0,6 0,45
Республика Марий Эл 0,63 0,14 0,08 0,07 0,58 0,41
Республика Саха (Якутия) 0,56 0,13 0,18 0,04 0,63 0,25
Республика Северная Осетия 0,63 0,15 0,07 0,03 0,57 0,41
Республика Татарстан 0,78 0,08 0,06 0,04 0,38 0,64
Чувашская Республика 0,51 0,16 0,19 0,09 0,67 0,16
Красноярский край 0,51 0,13 0,16 0,11 0,68 0,22
Ивановская область 0,55 0,12 0,1 0,12 0,66 0,33
Калининградская область 0,47 0,16 0,13 0,08 0,73 0,18
Калужская область 0,65 0,12 0,09 0,07 0,55 0,44
Кемеровская область 0,8 0,06 0,05 0,05 0,35 0,69
Курская область 0,52 0,15 0,15 0,1 0,68 0,22
Липецкая область 0,61 0,15 0,11 0,1 0,59 0,35
Нижегородская область 0,56 0,17 0,11 0,09 0,64 0,28
Новосибирская область 0,46 0,2 0,12 0,12 0,72 0,14
Оренбургская область 0,51 0,17 0,11 0,11 0,68 0,23
Пензенская область 0,67 0,13 0,06 0,05 0,53 0,48
Ростовская область 0,58 0,16 0,11 0,06 0,62 0,31
Тамбовская область 0,63 0,16 0,06 0,06 0,57 0,41
Тюменская область 0,7 0,07 0,06 0,1 0,49 0,57
Челябинская область 0,59 0,1 0,14 0,09 0,62 0,35
Москва 0,61 0,15 0,1 0,06 0,58 0,36
Еврейская АО 0,63 0,15 0,08 0,1 0,56 0,4
Ханты-Мансийский АО 0,56 0,08 0,08 0,15 0,65 0,4
Ямало-Ненецкий АО 0,78 0,05 0,05 0,07 0,38 0,68
Год проведения выборов: 2016
Карачаево-Черкесская Республика 0,75 0,09 0,06 0,01 0,42 0,6
Чеченская Республика 0,92 0,01 0,03 0 0,16 0,88
Камчатский край 0,6 0,11 0,09 0,12 0,61 0,4
Вологодская область 0,47 0,17 0,17 0,07 0,71 0,13
Сахалинская область 0,55 0,16 0,07 0,1 0,65 0,32
Тверская область 0,44 0,17 0,19 0,09 0,73 0,08
Тульская область 0,6 0,13 0,1 0,06 0,61 0,37
Ульяновская область 0,6 0,15 0,11 0,09 0,6 0,34
Санкт-Петербург 0,44 0,13 0,22 0,07 0,74 0,09
Год проведения выборов: 2017
Республика Адыгея 0,62 0,13 0,08 0,06 0,59 0,41
Республика Бурятия 0,55 0,13 0,16 0,06 0,65 0,26
Республика Карелия 0,46 0,11 0,2 0,11 0,72 0,15
Республика Мордовия 0,83 0,05 0,03 0,03 0,31 0,75
Республика Тыва 0,77 0,02 0,09 0,04 0,4 0,66
Краснодарский край 0,68 0,12 0,09 0,05 0,51 0,47
Пермский край 0,5 0,11 0,14 0,11 0,71 0,25
Приморский край 0,5 0,13 0,15 0,12 0,7 0,22
Ставропольский край 0,51 0,14 0,11 0,14 0,69 0,26
Архангельская область 0,48 0,11 0,17 0,11 0,72 0,2
Волгоградская область 0,54 0,11 0,16 0,11 0,66 0,27
Иркутская область 0,49 0,17 0,11 0,11 0,71 0,21
Костромская область 0,46 0,18 0,16 0,1 0,72 0,12
Ленинградская область 0,45 0,12 0,23 0,1 0,72 0,1
Московская область 0,51 0,18 0,13 0,1 0,68 0,2
Мурманская область 0,45 0,14 0,17 0,13 0,73 0,14
Омская область 0,51 0,19 0,11 0,09 0,68 0,21
Самарская область 0,47 0,16 0,12 0,11 0,72 0,19
Саратовская область 0,62 0,15 0,09 0,04 0,58 0,38
Свердловская область 0,44 0,14 0,18 0,12 0,74 0,12
Смоленская область 0,5 0,17 0,11 0,08 0,7 0,22
Томская область 0,52 0,13 0,1 0,12 0,69 0,29
Ярославская область 0,45 0,13 0,15 0,1 0,75 0,17

Таблица предоставлена Центром политических технологий

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2446
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3094
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2305
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4076

Другие новости