Сначала партийцам надо проголосовать самим, в своем кругу. Потом придет черед избирателей.
Фото с сайта www.greenparty.ru
Одним из главных направлений политической реформы, предложенной Дмитрием Медведевым в декабре прошлого года, стала либерализация условий регистрации политических партий. Эта мера практически немедленно дала результат – число зарегистрированных партий существенно выросло. Сейчас правом участвовать в выборах обладают уже 28 партий.
Старые, новые, сетевые...
Оргкомитеты новых партий стали возникать еще до принятия соответствующего закона. Впрочем, оргкомитеты создавались и тогда, когда зарегистрировать новую партию было нереально. А тут – никаких серьезных усилий: собрал десять человек, придумал название и послал уведомление в Минюст.
Активное создание оргкомитетов началось в феврале, но оно интенсифицировалось в марте – после того как президентский законопроект был принят в первом чтении. Всего же с декабря прошлого года появилось более двухсот оргкомитетов. Однако их число не должно пугать: у многих оргкомитетов явно не было серьезных намерений по организации партии, а инициаторы ряда оргкомитетов оказались просто не способны к такой деятельности. Съезды по созданию партии провели лишь около трех десятков оргкомитетов.
При этом не надо забывать, что есть еще один способ организации партии – путем преобразования общероссийского общественного объединения. И этим путем за последние месяцы было создано как минимум шесть партий.
Процесс создания партии состоит из трех этапов. Первый этап включает подготовку и проведение съезда – учредительного или преобразовательного. Второй этап – регистрация партии. Третий этап – регистрация региональных отделений; только после регистрации 42 отделений партия получает право участвовать в выборах, а если в течение полугода 42 отделения не будут зарегистрированы, партия утрачивает регистрацию.
Точного числа партий, преодолевших первый этап, то есть проведших съезды, мы не знаем. Второй этап к началу августа успешно прошли 29 новых партий, третий этап – 20 из них. Что же это за партии?
Мы видим несколько «старых знакомых» – партии, которые не так давно прекратили существование, точнее, были преобразованы в общественные объединения, а теперь вновь преобразованы в партии – Демократическую партию России во главе с Андреем Богдановым, Российскую экологическую партию «Зеленые» во главе с Анатолием Панфиловым, партию «Гражданская сила» во главе с Александром Рявкиным, а также Российский общенародный союз во главе с Сергеем Бабуриным (последний пока не получил право участвовать в выборах). Заново создана Российская партия Мира и Единства во главе с Сажи Умалатовой (тоже пока без права участвовать в выборах).
Вновь появились Аграрная партия России, Социал-демократическая партия России, Народная партия России (впрочем, прежде существовала Народная партия РФ), Политическая партия Социальной защиты (без кавычек – в отличие от партии, ликвидированной в 2007 году) и сразу две партии пенсионеров – Партия пенсионеров России и Российская партия пенсионеров за справедливость. Последнюю возглавил Игорь Зотов, бывший в 2005–2006 годах лидером Российской партии пенсионеров. У остальных перечисленных партий преемственность по отношению к старым сомнительна.
Слово «справедливость» остается модным в политическом лексиконе. Помимо партии Зотова, созданы Партия За Справедливость!, партия «ЧЕСТНО» /Человек. Справедливость. Ответственность/» и Коммунистическая партия социальной справедливости (аббревиатура – КПСС). Еще одна партия, использовавшая ностальгический термин, – «Коммунисты России».
Помимо «старых зеленых» появилась партия «Альянс Зеленых – Народная партия» во главе с Олегом Митволем. Еще одно название – Народная партия «За женщин России» – навевает воспоминания о движении «Женщины России», успешно участвовавшем в выборах 1993 года.
Новое модное слово – «сетевая» (впрочем, партия, использовавшая это слово в своем названии, когда-то существовала, но потом название сменила). Сейчас появились Партия социальных сетей и Российская сетевая партия. Еще два двойника – «Союз горожан» и «Города России».
По-прежнему популярны названия, где к слову «Россия» добавляется прилагательное: «Молодая Россия», «Новая Россия», «Умная Россия» (лидер последней – бывший руководитель движения «Наши» Никита Боровиков). Громко звучит название еще одной партии – Партия свободных граждан.
Среди партий, зарегистрированных в последнюю очередь и еще не получивших право участвовать в выборах, – «Родная страна», Монархическая партия (создана Антоном Баковым, бывшим депутатом Государственной Думы от Партии Возрождения России и политтехнологом Союза правых сил), Российская консервативная партия «За нашу Родину» (во главе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым) и «Гражданская платформа» (созданная Михаилом Прохоровым).
Что в реальности представляют собой эти партии, мы сможем увидеть только на выборах. Пока они не слишком заметны, даже своих сайтов нет у большинства из них. Если оценивать только региональные выборы и выборы в городах – столицах регионов, то наиболее активны в выдвижении кандидатов и партсписков Демократическая партия России, Российская экологическая партия «Зеленые», «Коммунисты России» и Коммунистическая партия социальной справедливости. А вот Аграрная партия России, по данным ЦИК РФ, вообще не выдвинула ни одного кандидата.
Впрочем, знакомство со списками ДПР, КПСС и некоторых других партий вызывает удивление. Так, в списках ДПР в Краснодарском крае, Саратовской и Сахалинской областях нет ни одного жителя этих регионов. Ни одного жителя Сахалинской области нет также в списках КПСС и партии «Союз горожан», выдвинутых в этой области. Ни одного жителя Саратовской области нет в саратовском списке Партии социальных сетей. Полагаю, что значительное количество таких списков – издержки освобождения всех партий от сбора подписей. У партий оказывается слишком легкий путь к участию в выборах, и это позволяет им действовать подобным образом.
Есть ли у Минюста «любимчики»?
Так совпало, что период регистрации новых партий начался совсем незадолго до старта избирательных кампаний октябрьского единого дня голосования. И появилась интрига: какие из вновь созданных партий успеют зарегистрировать 42 региональных отделения к первой половине июля, когда должно было стартовать большинство кампаний. Оказалось, что это зависело не только от расторопности организаторов партий, но и от оперативности Минюста и его территориальных органов. К первым назначенным выборам (губернаторов Белгородской и Новгородской областей) поспели только восемь новых партий, к последним из назначенных региональных выборов (парламента Республики Северная Осетия – Алания) – уже 19.
В связи с этим возникает важный вопрос: отнесся ли Минюст ко всем партиям одинаково, как и положено ему по закону, или у него оказались «любимчики»? Но чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны иметь полную информацию о том, как проходила регистрация: когда прошли съезды партий, когда партия подала документы на регистрацию, когда Минюст принял решение о регистрации, когда представители партии получили на руки документ о регистрации. То же самое касается и регистрации региональных отделений.
Создана Народная партия «За женщин России». Всем ясно сказано, кто за кого. Фото с сайта www.npzhr.ru |
К сожалению, информации на сайте Минюста явно недостаточно. Даже дату проведения партийного съезда приходится добывать сложным путем. А дата подачи документов вообще неизвестна. Почему? Просто бюрократическое невнимание к информированию общества о важных событиях или Минюсту есть что скрывать? У нас серьезные основания подозревать второе.
Специалисты по созданию партий говорят: от съезда до подачи документов на регистрацию при самой фантастической оперативности должно пройти как минимум дней десять – необходимо провести собрания во всех регионах, где созданы отделения, привезти в Москву соответствующие бумаги, после чего подготовить большой пакет документов. Далее – дело за Минюстом. Закон дает ему месяц, в течение которого он должен принять решение о регистрации, передать документы в регистрирующий орган – Федеральную налоговую службу, получить от нее документ, подтверждающий внесение записи о партии в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), и передать этот документ представителю партии.
И вот, если верить официальным данным (а почему мы должны им не верить?), мы видим, что решение о регистрации партии «Новая Россия» Минюст принял через девять дней после проведения ее съезда. Еще через три дня запись о партии была внесена в ЕГРЮЛ. Как партия успела так быстро провести собрания и подготовить документы, как Минюст успел так быстро все проверить, остается загадкой. И это не уникальный случай. Решение о регистрации Партии пенсионеров России Минюст принял через 10 дней после ее съезда, о регистрации «Гражданской платформы» – через 12 дней, о регистрации «Молодой России» – через 13 дней.
Со всеми ли было так? Похоже, что нет. На сайте Российской консервативной партии «За нашу Родину» размещена информация о том, что комплект документов для регистрации этой партии был представлен в Минюст 24 мая. Зарегистрирована же была партия только 25 июня, а запись в ЕГРЮЛ внесена лишь 5 июля, то есть месячный срок, предусмотренный законом, не был соблюден.
Еще важнее вопрос о равном отношении к проверке документов. В конце мая – начале июня Минюст за 20 дней зарегистрировал 19 партий. Понятно, что при таком темпе вряд ли можно особенно тщательно проверять документы. А недавно мы узнали (не от самого ведомства, а от Владимира Милова), что Минюст приостановил регистрацию партии «Демократический выбор». Основания, по словам Милова, «по-настоящему смехотворные и, в общем, не касаются серьезных вопросов». А именно: в представленном уставе отсутствует титульный лист, в одном из листов многостраничного заявления в полном названии партии отсутствуют кавычки... Трудно поверить, что в бумагах 29 зарегистрированных партий подобных недостатков не было – скорее всего их просто не искали.
Стоит отметить также хронологию, о которой мне сообщил Милов. Решение о приостановлении регистрации «Демократического выбора» было принято через 20 дней после представления партией документов. Но потребовалось еще 11 дней на то, чтобы уведомить об этом руководство партии.
Странности процесса
Разумеется, оценка степени серьезности новой партии есть дело субъективное – до тех пор пока свое слово не скажут избиратели. И все же мы знаем, что «Демократический выбор» создан группой людей, которые себя уже достаточно проявили в сфере политики и гражданской активности, чего не скажешь о большинстве вновь созданных партий. И когда именно такой партии ставятся препоны в регистрации, то трудно отделаться от подозрений в политической пристрастности Минюста.
О том, как проходила регистрация региональных отделений новых партий, на сайтах Минюста и его территориальных органов информации крайне мало. Однако богатая информация содержится в ЕГРЮЛ. Так, мы можем увидеть, что у большинства партий между датой записи о регистрации партии и первой датой регистрации ее регионального отделения проходит не менее 20 дней. Закон, кстати, отводит территориальному органу Минюста тот же месяц на регистрацию регионального отделения, к тому же нужно еще какое-то время на подачу документов.
Значительно быстрее это получилось у некоторых партий. Политическая партия Социальной защиты зарегистрировала первое региональное отделение через 10 дней после регистрации партии, Партия За Справедливость! – через 12 дней, Аграрная партия России – через 13 дней. А вот партия «Умная Россия» зарегистрировала первое региональное отделение через пять дней после регистрации партии, причем произошло это не в Москве или Московской области, а в Республике Мордовия. На следующий день было зарегистрировано отделение партии в Томской области, а всего через 10 дней после регистрации партии уже были зарегистрированы 24 ее отделения. Да, чиновники явно спешили – нужно было, чтобы партия успела поучаствовать хотя бы в муниципальных выборах. Вот только если бы они так относились ко всем!
Странно также то, что у некоторых партий на ту дату, когда они получили право участвовать в выборах, не набиралось 42 зарегистрированных региональных отделений. Возможно, впрочем, что здесь плохо сработала поисковая система ЕГРЮЛ.
Есть еще несколько странностей. Почему-то партии (особенно это относится к первым восьми зарегистрированным партиям) предпочли регистрировать свои отделения в маленьких регионах, таких как Республика Адыгея, Республика Мордовия, Костромская область, а не в крупных регионах вроде Московской и Новосибирской областей. Странно и то, что мало отделений зарегистрировано в ряде регионов, где в октябре пройдут значимые выборы, – в Приморском крае, Брянской, Курской, Новгородской, Пензенской, Рязанской, Тверской, Ярославской областях: ведь право участия в октябрьских выборах было главным стимулом для ускоренной регистрации партий.
Все эти вопросы и сомнения – не праздные. В конечном счете все сводится к одному главному вопросу: действительно ли в стране происходит реформа партийной системы или мы имеем дело с очередной имитацией?