0
2033
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.07.2012 00:00:00

Так ли уж необходимо Общественное ТВ?

Олег Никифоров
Ответственный редактор приложения "НГ-Энергия"

Об авторе: Олег Николаевич Никифоров - ответственный редактор приложения "НГ-энергия".

Тэги: тв, телевидение


тв, телевидение Телевидение вышло из доверия. Возможно, навсегда.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

На прошлой неделе Госдума РФ приняла в последнем, третьем чтении поправки в Закон «О некоммерческих организациях», касающиеся создания целевого капитала Общественного телевидения (ОТВ). Напомним, что о необходимости создания Общественного телевидения заявил в декабре в Послании Федеральному собранию тогдашний президент Дмитрий Медведев. Предполагается, что новый канал начнет вещание на частоте нынешнего телеканала «Звезда» с 1 января 2013 года.

Понятно, что сама постановка вопроса об Общественном телевидении вызвана подъемом общественного самосознания; индикаторами этого процесса стали события на проспекте Сахарова и Болотной площади. Эти названия стали в России нарицательными, и достаточно их упоминания, чтобы понять, о чем идет речь. Оппозиция – как системная, так и несистемная – ставит вопрос о каналах влияния на избирателя, справедливо указывая, что основные рычаги такого влияния, если говорить о телевидении, находятся в руках государства. Поэтому начатая оппозицией дискуссия об Общественном телевидении, собственно говоря, сводится к возможности появления в стране общедоступного альтернативного госканалам телевидения.

Предложенная формула финансирования вряд ли будет отвечать этим пожеланиям, поскольку предлагаемые источники финансирования (а денег необходимо примерно 1 млрд. руб.) нового телеканала за счет добровольных пожертвований при отсутствии коммерческой рекламы и принципы назначения его руководства все же будут позволять государству в значительной степени его контролировать. Понятно, что основным жертвователем выступит само государство, а кандидатуры в Совет по Общественному телевидению, рекомендованные уже Общественной палатой, хотя и включают известные имена, но не предполагают наличия в нем представителей ни системной, ни несистемной оппозиции (если не считать Александра Проханова). Хотя этот момент, наверное, можно еще поправить.

Но в данном случае, как часто случается, мы ломимся в открытую дверь, поскольку в мире существуют модели общедоступного общественного телевидения. Их основные принципы сводятся к тому, что руководят таким телеканалом Общественные советы, состоящие из представителей именно различных (проправительственных и оппозиционных) политических сил, которые и выбирают или назначают руководителя телеканала. А финансируется телеканал за счет специального налога на лиц, пользующихся телевидением (имеющих в домашнем хозяйстве телевизионный приемник).

По такому принципу в Германии работают два общественных телеканала – ARD и ZDF. И кстати, в Германии налоговые власти периодически посещают домашние хозяйства с целью выявления лиц, уклоняющихся от уплаты подобных сборов. Но назвать данные телеканалы альтернативными нельзя, поскольку контролируемых государством телестанций в Германии просто нет.

Поэтому было бы наивным думать, что российский общественный телеканал, даже созданный по такому принципу, будет альтернативным контролируемому государством российскому телевидению, поскольку в его состав войдут – в идеале – представители различных политических сил и его программы будут определяться на условиях консенсуса. Да и так ли уж необходимо России Общественное ТВ?

По данным частной исследовательской компании «TNS Россия», Интернет в стране с каждым годом медленно, но верно приближается к главным конкурентам в борьбе за внимание пользователей – телевидению и радио. Так, в целом, по данным на июль 2010-го, для жителей крупных городов в возрасте от 12 до 54 лет характерно предпочтение телевидения над Интернетом более чем на 20% в пиковые вечерние часы. А вот для населения в возрасте до 34 лет в вечернее время преобладание телевидения составляет всего около 10%, а в дневные часы, в промежутке с 10.00 до 15.00, можно наблюдать преобладание интернет-активности на несколько процентов. Для совсем молодых людей в возрасте от 12 до 17 лет доля телезрителей меньше доли интернет-пользователей на протяжении всего дня, не считая нескольких вечерних часов.

Для всех этих возрастных групп характерно и превышение доли радио над другими медиа в первой половине дня, затем ее резкое падение. Среди возрастных групп количество телезрителей и интернет-пользователей различно: среди молодежи от 12 до 24 лет Интернетом пользуются 73% и смотрят ТВ 56%, а среди людей старше 55 лет телезрителями являются 75%, а на Интернет приходится всего 5%. В группе 45–54 лет доли составляют 72% против 27% в пользу телевидения. Наименьший разрыв между медиапредпочтениями у россиян в возрасте от 25 до 44 лет: 63% являются телезрителями, а 55% – интернет-пользователями.

То, что сумма долей, как правило, превышает 100%, еще раз указывает на совместное потребление этих медиа и пересечение аудиторий. По данным TNS, 233 минуты в сутки в среднем смотрели ТВ россияне, у которых дома нет доступа к Интернету.

К концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек, или 71% населения страны старше 18 лет. При сохранении таких тенденций в развитии и распространении Интернета число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. И к наиболее активной части интернет-пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести каждого второго россиянина – 56%, или примерно 63 млн. человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» фонда «Общественное мнение». К 2014 году проникновение Интернета в среду населения от 25 до 34 лет и от 35 до 44 лет достигнет максимального значения (97–99%), а численность пользователей в данных возрастных группах будет 22 млн. и 19 млн. человек соответственно. К концу прогнозного периода к интернет-пользователям можно будет отнести каждого седьмого из десяти человек в возрасте 45–54 лет (76%), среди возрастной группы 55 лет и старше доля месячной аудитории составит лишь 24%.

Учитывая эти данные, и оппозиции, и ее оппонентам следует делать ставку в перспективе на Интернет, а не на телевидение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1619
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1392
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1256
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
885

Другие новости