0
2137
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.07.2012 00:00:00

Упущенный шанс

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара.

Тэги: россия, политика, запад


россия, политика, запад В начале 1990-х Россия остро нуждалась в помощи, сопоставимой с «Планом Маршалла».
Фото РИА Новости

В конце июня комитет по международным делам Палаты представителей Конгресса США одобрил законопроект по списку сенатора Бена Кардина, который предусматривает введение визовых и финансовых ограничений для ряда российских чиновников, подозреваемых в причастности к гибели юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в московском СИЗО в ноябре 2009 года. Законопроект приобретет силу закона после того, как его утвердят Сенат, Палата представителей Конгресса и подпишет президент США. Возможное принятие «Акта Магнитского» вызвало негативную реакцию официальной Москвы. В частности, замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что это будет иметь «крайне негативный эффект» для отношений двух стран и Россия может не ограничиться «симметричным ответом» на появление в США «Списка Кардина».

Безусловно, можно только удивляться тому, какое отношение к национальным интересам России имеет ограничение визовых прав для нескольких десятков российских чиновников. Однако негативное отношение официальной Москвы к принятию «Списка Кардина» – данность, о чем прекрасно осведомлены высокопоставленные должностные лица, ответственные за выработку политики США в отношении России. Возможно, именно этим было вызвано сдержанное отношение посла США в России Майкла Макфола к возможному принятию «Акта Магнитского». Одобрение Конгрессом «Акта» не могло вызвать возникновение нового очага напряженности в отношениях Москвы и Вашингтона лишь в случае вынесения российскими судебными инстанциями решения в отношении лиц, перечисленных в «Списке Кардина».

Трагедия, произошедшая с Сергеем Магнитским, – следствие того, что современная Россия не является страной, где защищено базовое право любого человека – право на жизнь. Говоря шире, это результат неудачи демократического транзита 1990-х и авторитарного реванша нулевых. За это несут ответственность не только архитекторы посткоммунистических преобразований 1990-х, но и тогдашние лидеры Запада, не оказавшие необходимую помощь российским реформам.

Как показала послевоенная история, ни одно крупное посттоталитарное общество не может осуществить переход к демократии и рынку без интенсивной помощи более развитых демократических стран. Вспомним, что именно помощь США после Второй мировой войны в решающей мере способствовала успеху реформ в ФРГ, Италии и Японии. Военная, финансовая и консультационная поддержка во многом обусловила успех преобразований на Тайване, в Южной Корее, в Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. В Китае поворот к рыночным реформам наметился только после резкого потепления отношений между США и Китаем в середине 1970-х. В 1990-е перспектива членства в НАТО и ЕС была важнейшим фактором успешного завершения постсоциалистического транзита восточноевропейских стран.

К сожалению, США и ведущие страны ЕС не сделали ровным счетом ничего, чтобы помочь России в самый важный период ее трансформации: с ноября 1991 года, когда было сформировано правительство реформаторов, по апрель 1992-го, когда на VI Съезде народных депутатов РСФСР началась открытая фаза противостояния президента и парламента.

В этот период Борис Ельцин инициировал Беловежские соглашения, юридически оформившие распад Советской империи, и вложил собственный политический капитал в запуск рыночных реформ, благодаря чему удалось избежать полномасштабной гуманитарной катастрофы на территории бывшего СССР. Именно в эти шесть месяцев наиболее широко было открыто окно политических возможностей для проведения радикальных преобразований. Однако Россия тогда не получила ни цента. Вместо этого на нищую и стоящую в многочасовых очередях страну возложили обязательство по выплате долгов СССР на 20 млрд. долл. только в 1992 году.

Задачу помощи члены клуба G7 взвалили на Международный валютный фонд, который, как правило, оперирует со стандартными кризисами платежного баланса, но никак не приспособлен к разрешению последствий краха территориально интегрированных империй. Реальная помощь западных стран касалась лишь вопроса, который напрямую соотносился с их безопасностью, – размещения ядерных боеголовок из республик бывшего СССР на территории России.

Спустя полтора десятилетия после начала радикальных рыночных реформ их архитектор Егор Гайдар в своей книге «Смуты и институты» вспоминал: «Была надежда, что зарубежные государства, прежде всего США и страны Евросоюза, осознав риски, связанные с развитием событий в России, на постсоветском пространстве, окажут помощь, сопоставимую по масштабам с «Планом Маршалла» по восстановлению экономики стран Западной Европы. Эти ожидания подкреплялись заявлениями американской администрации в апреле 1992 года о пакете финансовой помощи России. К сожалению, обещания не были подтверждены делами. «План Маршалла» был реализован потому, что его выработало и провело в жизнь руководство страны, вышедшей из Второй мировой войны. Оно понимало, что столкнулось с новой войной – холодной. Это позволяло консолидировать усилия, мобилизовать финансовые средства, сделать программу помощи важнейшим приоритетом американской политики. В начале 1990-х годов ситуация была иной… Объявленная американским руководством программа помощи российским реформам на несколько недель позволила удержать ситуацию, но к середине лета 1992 года стало очевидно, что обещания не будут исполнены».

О том, что помощь Запада российским реформам в начале 1990-х была явно недостаточной, говорят не только российские, но и многие зарубежные эксперты. Мартин Гилман, возглавлявший представительство МВФ в Москве в 1996–2002 годах, в своей книге «Дефолт, которого могло не быть», пишет: «Главное в вопросе финансирования постсоветской России – это… то, что реально средств было выделено на удивление мало. Общий объем предоставленных России как суверенному заемщику кредитов и грантов (за исключением краткосрочных торговых займов) за период с 1992 года по конец 2002-го составил лишь 20 млрд. долл., или в среднем по 2 млрд. долл. в год!.. По отношению к ВВП России за тот же период – это менее 0,5%; в рамках «Плана Маршалла» европейские страны по этому показателю получили намного больше. В тот период это было менее, чем 1% расходов США на одну только оборону… В стране с огромным ядерным арсеналом на глазах разваливались все политические и общественные структуры, а Запад тем не менее не посчитал нужным всерьез поддержать новый режим. Оглядываясь сегодня назад, эта его позиция представляется весьма и весьма рискованной».

В начале нулевых российское правительство всерьез обсуждало перспективу сближения с ЕС. В документах саммита Россия–ЕС, состоявшегося в мае 2001 года, было зафиксировано намерение обеих сторон идти к формированию Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Создание ОЕЭП предполагало снятие препятствий для перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала со стороны России и ЕС, а также использование институционального опыта единой Европы (за исключением политики высоких социальных стандартов и межрегионального выравнивания) в формировании условий для устойчивого экономического роста в России. Ориентиром для взаимодействия Европейского союза и России могла стать модель сотрудничества ЕС и Норвегии, которая, не будучи формально членом ЕС, является органичной частью европейского общего рынка. Однако этим идеям не суждено было сбыться. Не в последнюю очередь потому, что и в европейском бизнесе, и среди брюссельских политиков было немало тех, кто крайне скептически относился к перспективам экономического сближения с Россией.

Все это сыграло немаловажную роль в ужесточении политического режима в России в середине нулевых. Поэтому не стоит удивляться тому, что ценностные ориентиры российских, с одной стороны, и европейских и американских политических лидеров, с другой, несколько различны. Вместе с тем, несмотря на все издержки политики выстраивания вертикали власти, современная Россия не представляет для ведущих развитых стран ту же опасность, что и СССР. Как подчеркивает Мартин Гилман, «заплатив неизмеримую цену в плане человеческих страданий, пережив полную неразбериху первых лет, Россия сумела выбраться из этого омута страной, которая, очевидно, Западу больше не угрожает». К счастью, недальновидная политика развитых стран по отношению к посткоммунистической России не возымела столь же катастрофических для мира последствий, как и действия Великобритании и Франции в отношении Германии в 1920-е. Во всяком случае, в это хочется верить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1620
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1393
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1259
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
887

Другие новости