Фото Reuters
«Роснефть» и итальянская Eni подписали в среду соглашение о стратегическом сотрудничестве. Компании объединяют усилия для освоения месторождений Баренцева и Черного морей на территории России. При этом в рамках соглашения «Роснефть» и Eni будут обмениваться технологиями и персоналом. Кроме того, достигнута договоренность об участии «Роснефти» в международных проектах Eni.
Данное соглашение – очередное доказательство того, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России – одна из самых динамичных сфер экономики страны. За последние годы ТЭК страны добился заметных результатов как на внутреннем, так и на мировом рынке. И речь, естественно, идет не только о поставках сырья и продуктов нефтепереработки. Когда руководители страны говорят о модернизации, ТЭК России вполне можно ставить в пример. К примеру, уже не первый год успешно идет модернизация всего парка генерирующих мощностей. А программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которая рассчитана до 2015 года, должна привести к вводу в эксплуатацию установок по производству различных видов топлива общей мощностью 64,3 млн. т. И это с учетом того, что требования к качеству автомобильного и авиационного бензина, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута благодаря внесенным в прошлом году изменениям в технический регламент значительно повышены.
ТЭК страны живет не только сегодняшним днем. В энергетике, как показывает мировой опыт, важны не столько тактика, сколько стратегия. Не случайно уже приняты энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года, программы модернизации угольной отрасли, генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли до 2020 года и т.д. При этом одна из главных задач отрасли – доведение использования попутного нефтяного газа до 95%. Особое звено – энергоснабжение потребителей Сибири и ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Эти задачи также решаются успешно.
Сегодня в энергетической стратегии страны можно выделить несколько первоочередных задач. Руководители отечественного ТЭКа отмечают тут несколько аспектов. Во-первых, необходимо оптимизировать взаимоотношения энергосбытовых компаний и потребителей. Во-вторых, развивать малую энергетику. В-третьих, успешно внедряется в жизнь инвестиционная программа электроэнергетики. В-четвертых, разрабатывается комплекс мер по стимулированию производства энергии на основе использования возобновляемых источников энергии. В-четвертых, реализуется государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года. И наконец, в-пятых, речь идет о создании эффективной системы правового регулирования отношений в сферах производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии, контроля за ростом тарифов, привлечения инвестиций (закон о теплоснабжении).
Естественно, ТЭК страны не может развиваться только за счет внутреннего рынка. Для успеха нужна полномасштабная энергетическая интеграция. И здесь кураторам ТЭКа в правительстве удалось достичь значительных успехов. Причем практически по всем геополитическим направлениям. Активизировалось сотрудничество в области энергетики с КНР (ответвление от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан), Южной Кореей, Алжиром, Венесуэлой, Монголией, Ираном, США и т.д. Продолжается энергетическая интеграция и на постсоветском пространстве – с Украиной, Белоруссией, Киргизией и Казахстаном.
Конечно, интеграционные процессы в энергетической сфере невозможны без тех самых «ниток» (трубопроводов), которые и связывают Россию с другими странами. За последние годы число этих связующих «нитей» выросло без преувеличения на сотни километров. Речь идет в первую очередь о реализации проектов «Южный поток» (пока на уровне обеспечения правовой базы) и «Северный поток» (уже реальная диверсификация транспортных маршрутов российского экспорта, обеспечивающая повышение надежности поставок). Добавим сюда уже действующие Балтийскую трубопроводную систему, нефтепровод Пурпе–Самотлор, газопровод Соболево–Петропавловск-Камчатский, строящийся нефтепровод Сковородино–Мохэ, проект расширения нефтепровода Тенгиз–Новороссийск, ранее упомянутый трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан, проект Прикаспийского газопровода и т.д. И становится ясно, что ТЭК страны все больше и больше не просто надежное, но и самое крепкое звено отечественной экономики.
Естественно, труба нужна не сама по себе – любая «нитка» имеет смысл лишь тогда, когда заполнена нефтью или газом. Не случайно в последние годы идет активная разработка новых месторождений. И здесь в тройке лидеров Ванкорское месторождение, Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение и, конечно же, месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, программа комплексного освоения которых рассчитана до 2020 года.
Кстати, если говорить о внешнеэкономическом аспекте работы российского ТЭКа, то необходимо выделить особой строкой крайне важную проблему предотвращения нежелательных колебаний цен на нефтяном рынке. Решить ее предлагается благодаря сокращению поставок нефти на мировой рынок за счет увеличения переработки сырья внутри страны. Благо, что экономика страны развивается и потребность в сырье на внутреннем рынке постоянно растет. Как дополнительный вариант решения упомянутой проблемы – наращивание инфраструктуры резервирования нефти и нефтепродуктов.
Главное – не сбавлять заданный нынешним правительством темп преобразования отрасли, когда есть шанс на стабильность нашего бюджета, что всегда будет актуальным.