Сергей Неверов уверен в хороших перспективах «Единой России».
Фото предоставлено пресс-службой партии «Единая Россия»
О проигрыше партии власти в Ярославле, ситуации, сложившейся после объявления итогов выборов в Астрахани, поездке губернатора Сергея Боженова в Италию и предстоящих внутрипартийных реформах корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказал секретарь президиума генерального совета «Единой России», вице-спикер Госдумы Сергей НЕВЕРОВ.
– Сергей Иванович, есть вопрос, на который хочется наконец-то получить четкий ответ. «Единая Россия» – это все-таки партия Путина или Медведева?
– Ответ – в самой истории создания и дальнейшего развития «Единой России». Начало нулевых было очень непростым временем – глубочайший кризис в экономике, но еще больший кризис в политике, парад суверенитетов, полный раздрай. Именно Владимир Владимирович Путин объединил все здоровые силы общества.
То есть те силы, которые хотели стабильности, хотели, чтобы решались социальные вопросы, чтобы наша страна была сильной, единой. Отсюда, кстати, и название партии – «Единая Россия».
Дмитрий Анатольевич Медведев работал руководителем администрации президента России, лично курировал партийный проект и активно участвовал в формировании партии, взаимодействовал с партийной элитой.
В 2007 году Путин возглавил партию, а «Единая Россия» выдвинула на пост президента страны Дмитрия Медведева. Все последние годы мы активно работали как пропрезидентская партия, как партия парламентского большинства, как политическая опора правительства страны. Это было особенно важно в период экономического кризиса, когда оперативность и четкость принятия всех необходимых антикризисных решений в экономике и социальной сфере были особенно важны.
А в прошлом году, как вы знаете, Дмитрий Анатольевич возглавил список «Единой России» на выборах в Государственную Думу и обеспечил партии победу. Кто бы там сейчас что ни говорил, люди проголосовали за нас, проголосовали за команду президента и премьера.
Так что «Единая Россия» – партия Путина и Медведева.
– Как «Единая Россия» будет себя чувствовать после принятия законов по либерализации партийной жизни, выборам губернаторов? Многие считают, что у вас будут большие проблемы и «Единая Россия» сама себе роет яму, принимая новые законы о политических реформах.
– Сильным можно стать, только когда есть конкуренция. Советский Союз развалился в том числе и потому, что КПСС была единственной партией и не допускала никакой конкуренции, никаких альтернативных точек зрения. Ровно для того, чтобы не закопать ни себя, ни страну, мы должны сами бороться с сомнительными соблазнами политической монополии и не допускать застоя – как в развитии партии, так и в развитии политической системы. Пусть в данный момент кажется, что какие-то преобразования могут нам и повредить, но я убежден, что стратегически выиграют все – и мы, и оппозиция, и наше общество.
Однако всему свое время. Было время, когда необходимо было сохранить страну, собрать ее воедино. Прекратить олигархический хаос и региональный раздрай в политике. Нужно было добиться появления больших, сильных, общефедеральных политических партий.
Сегодня же наша политическая система созрела для того, чтобы двигаться дальше, чтобы стать разнообразнее, конкурентнее. Этого требует и общество. Чтобы стало больше политических партий – пусть даже и небольших, отражающих пусть немногочисленные, но важные общественные интересы и запросы. И мы идем по этому пути все последние годы. Были приняты решения и по снижению избирательного барьера, и по снижению требований к партиям, и по равному доступу партий к СМИ. Сейчас нужны новые шаги вперед, и они нами сделаны.
– Но вы сами вспомнили про КПСС. Как только коммунисты в свое время допустили демократизацию, так все у них и развалилось. Не боитесь?
– В том-то и дело, что нужно действовать последовательно. Кстати, главной ошибкой Горбачева, на мой взгляд, было в свое время как раз то, что шарахались из стороны в сторону. И для решения любой проблемы он пытался найти какие-то радикальные, до глупости простые и недопустимо быстрые решения.
В итоге ни одной задачи нормального развития страны, экономики, общества как раз не решил. То устроил ускорение – поломал работу высокотехнологичных оборонных предприятий, конкурентоспособных на мировом уровне, и перепрофилировал их на производство сковородок и прочего ширпотреба. Но счастья не случилось.
Тогда все бросил, наплевал на развитие экономики и ринулся в другую крайность. Затеял перестройку – решил полностью разломать политическую систему, раздолбал все политические институты, но ничего вообще не создал взамен, кроме бесконечной болтовни. И чего теперь удивляться, почему страну потеряли и почему люди до сих пор вспоминают те времена недобрым крепким словом?
Не надо бояться количества партий. Не надо опасаться изменений. Не надо противиться развитию. Надо бояться другого – монополии, глухоты к тому, что происходит в обществе. Но одновременно нельзя слушать тех, кто предлагает безответственные решения,
И мы это понимаем. Как и все последние годы, законы о последовательной либерализации политической жизни в Государственной Думе принимает «Единая Россия», ведь у нас большинство. Это – наша позиция.
– Если все-таки вернуться от стратегии к тактике. К конкретным политическим последствиям нынешних изменений. Вот уже в этом году в ряде регионов пройдут выборы губернаторов. Как вы думаете, губернаторы-единороссы имеют шанс победить на них?
– Выборы на то и выборы, чтобы дать возможность людям определить, кто для них является эффективным руководителем региона. Поэтому жители могут оценить работу того, кто уже этот пост занимал, по уже сделанному. В связи с этим могу сказать, что у Олега Кожемяко в Амурской, Николая Денина в Брянской, Сергея Митина в Новгородской, Владимира Артякова в Самарской области есть что сказать и предъявить жителям регионов. Тот же Евгений Савченко в Белгородской области, несмотря на то что работает уже довольно давно, популярен в регионе. И таких, кстати, в «Единой России» большинство. Уверен, люди их оценят.
– А как оцениваете итоги муниципальных и региональных выборов? В Ярославле и Тольятти кандидаты «Единой России» проиграли.
– Во-первых, выборы прошли не только в Ярославле и Тольятти. В марте выборы мэров городов состоялись, например, в Астрахани, Новороссийске, Якутске, Новокуйбышевске. И везде выиграли наши кандидаты. Вообще 4 марта выбирали глав в 124 городских округах и муниципальных районах, и в 75 победу одержали кандидаты «Единой России». Да, мы побеждаем не везде, но выборы есть выборы. Надо понимать, что где-то выиграешь, а где-то можешь и проиграть. Партия должна нести ответственность за итоги выборов и выдвигать кандидатуры людей популярных, тех, кого поддержат люди. Иначе будет проигрыш, но здесь трагедии нет. Главное – анализировать причины поражения и делать выводы. Трагедия – если выводов не делать и не извлекать уроков.
– Хорошо, к Астрахани, кстати, мы еще вернемся. А пока скажите – какие все-таки выводы вы делаете из проигрыша кандидата от «Единой России» в Ярославле? Проиграли-то в одном из крупнейших городов страны и проиграли, что называется, в одну калитку.
– Вы не утрируйте. В Ярославле у нас тем не менее 30% поддержки. Да, мы проиграли, но за нами голоса десятков тысяч горожан. Вообще, даже когда наша партия не добивается на выборах большинства, мы все равно практически никогда не получаем меньше трети голосов. Другим партиям о таком «минимуме» доверия и поддержки чаще всего остается только мечтать.
Что касается непосредственно проигрыша в Ярославле. Урлашов раньше был в «Единой России». Считаю, плохо, когда член партии не смог реализовать себя и ушел из-за внутреннего несогласия с коллегами, а потом победил на выборах. Это говорит о том, что региональное отделение не создало условий для того, чтобы члены партии себя реализовывали, высказывали свою точку зрения, отстаивали ее. Это значит, что руководство регионального отделения не смогло разглядеть лидера общественного мнения.
На следующем съезде партии мы планируем внести поправки в устав «Единой России», которые позволили бы развивать внутрипартийную конкуренцию, демократию как основу для самореализации активных людей. Будем искать решения, чтобы в ходе предварительного голосования побеждали люди авторитетные, профессиональные.
– Будет ли «Единая Россия» работать с Евгением Урлашовым?
– Люди его выбрали. Будем работать. Для нас предвыборная конкуренция и оппонирование закончились, как только состоялись выборы. Ведь сейчас от его работы, от работы его команды зависит, как будут жить люди большого города, будут ли ремонтироваться дороги, строиться школы и больницы. Надеемся, что проблемы Ярославля и его жителей будут решаться эффективно.
Со своей стороны, будем ему помогать. Но и контролировать, конечно, тоже будем. Роль оппозиции важна, и мы сами готовы быть оппозицией – ответственной и заставляющей мэра работать хорошо.
– Вернемся тогда к Астрахани. Как вы относитесь к ситуации, которая там сейчас сложилась?
– Мы с вами только что подробно говорили про Ярославль. В Астрахани ведь по раскладу голосов ситуация примерно такая же, что и в Ярославле, только победил представитель нашей партии.
Ну и что теперь? Мы тогда тоже должны, что ли, требовать в Ярославле перевыборов? Что, разве там совсем не было нарушений?! Да, были! Но мы признаем, что эти нарушения не повлияли на окончательный результат.
Конечно, неприятно, когда сегодня Урлашов говорит резкие слова про партию, членом которой он был, но мы понимаем, что люди свой выбор сделали, и мы уважаем выбор жителей Ярославля. В этом и заключается основной принцип демократии – меньшинство имеет возможность высказать свою позицию, но подчиняется решению большинства.
– Но Олег Шеин не признает результатов выборов, объявил голодовку, требует повторных выборов. Как вы можете прокомментировать его позицию?
– Считаю, у таких политиков нет будущего. Он не думает о людях. Но если человек идет во власть, он обязан уважать людей, считаться с их выбором.
Олег Васильевич – мой коллега, так же как и я, он был депутатом-одномандатником, в Госдуму пришел из профсоюзов. В наших биографиях много общего. Я к нему объективен. Но так нельзя.
На декабрьских выборах в Госдуму региональный список «Справедливой России», который возглавлял Олег Васильевич, набрал менее 15%, что не позволило Олегу Шеину попасть в Госдуму с, казалось бы, гарантированного первого места в региональном списке. Всего 14,56%! Его личный результат на выборах мэра Астрахани 30%. И это хороший результат, в два раза больше, чем в декабре. Но этого оказалось недостаточно, чтобы он был избран.
Понятно, что ему обидно. Как человек, я его понимаю. Но ему надо спросить с себя, почему так получилось. Он уже более 15 лет в политике, три срока в Госдуме. У него есть поддержка 30% населения. Но 60% высказались за другого кандидата. Михаил Столяров работал вице-мэром, до этого был руководителем предприятия. Избиратели хотят, чтобы мэр был хозяйственником. От его работы зависят водо- и теплоснабжение в городе, работа транспорта, решение социальных вопросов горожан. Ведь это низовой уровень власти, который более всего приближен к населению. Люди могут за тебя голосовать как за депутата Госдумы, но они могут не доверять тебе в качестве мэра. Потому что на этой должности надо иметь иную квалификацию, уметь разбираться в хозяйственных проблемах. Знать, что такое коллектор, ливневая канализация, как оптимально организовать в городе работу транспорта и т.д.
– Почему, на ваш взгляд, Шеин пошел на радикальные меры, начал голодовку?
– Для политика проигрыш на выборах чреват последствиями. Это означает, что его популярность, его авторитет пошел на спад. Исправлять ситуацию после проигрыша очень трудно. Вот он и объявил голодовку, так как хочет сохраниться в политике. Хочет показать, что голоса у него украли. Не избиратели его так оценили, а виновата власть, пресловутый административный ресурс, кто угодно, но не он. Одним словом, так он пытается уйти от темы проигрыша. Он прекрасно понимает, что мэром не будет. Слишком большая разница в голосах. 30% против 60% – это не 48,9% против 51,1%, когда счет идет за каждый голос.
– Как можете объяснить тот факт, что в Астрахань приехала большая группа московских политиков поддерживать Шеина?
– Да что тут особо говорить. По сути, все уже объяснил, например, Эдуард Лимонов – известный оппозиционер – назвал их артистами, которые приехали встряхнуть город. Так называемый московский десант приехал в Астрахань, чтобы показать себя.
Все эти сытые и циничные яшины, навальные и эпатажная Ксюша Собчак, у которой сумочка стоит почти столько же, сколько автомобиль «Жигули», не намерены помогать жителям, решать их проблемы, заниматься развитием культуры, социальной сферы, благотворительности. И в этом главное отличие Ксюши от той же Чулпан Хаматовой. Собчак покупает билеты для таких же, как она, любителей порисоваться, засветиться в прессе, а Чулпан, и это вам скажет каждый, деньги тратит на то, чтобы спасти жизнь больных детей. Поэтому к ней такое уважение. Поэтому освистали Ксению, когда она попыталась задать свой бестактный вопрос на церемонии вручения «Ники». Еще и поэтому, считаю, нет будущего у таких политиков, как Олег Шеин, потому что их поддерживают подобные гастролеры политического шапито.
– На прошлых выборах Олег Шеин проиграл Сергею Боженову, который не так давно «прославился» своим вояжем в Италию. Он, кстати, член «Единой России»?
– Да, он единоросс. Кстати, в партию вступил уже будучи мэром, победив на выборах, на которых мы поддерживали другого кандидата. Он тогда очень убедительно выиграл, и через какое-то время сам пришел в партию, сумев переступить через обиду, что мы поддерживали не его. И это не единичный случай. Такая же ситуация была и в Волгограде, когда Роман Гребенников, выиграв выборы, принял решение о вступлении в «Единую Россию», и в Иркутске, где мэр города, выдвинутый КПРФ, после победы на выборах стал сторонником «Единой России», кстати. Это произошло потому, что представители КПРФ начали требовать от него, чтобы он организовывал митинги протеста, вместо того чтобы заниматься благоустройством города. Мэр увидел, что коммунистов не интересуют проблемы горожан, и пришел в «Единую Россию».
– И все же давайте вернемся к Боженову. Вы можете прокомментировать его итальянскую поездку?
– Да, могу. Здесь два важных момента. Что касается поездок с целью обмена опытом, подписания соглашений, привлечения инвестиций, они происходят постоянно. Главное, чтобы они приносили пользу региону, а не были организованы для того, чтобы чиновники могли хорошо отдохнуть и оттянуться за государственный счет. Насколько я знаю, в этой конкретной поездке принимали участие не только региональные чиновники, но и депутаты всех фракций областной Думы, и сама поездка была организована за их счет. Именно поэтому, как я понимаю, они были возмущены, что им в укор ставится эта поездка. Ведь они сами за все платили, государство не понесло издержек. И все это действительно так.
Но есть и вторая сторона, которую люди, пришедшие в публичную политику, а губернатор, депутаты Заксобрания – публичные политики, не учитывать не могут. Они должны понимать, что все их поступки будут обсуждаться и анализироваться на предмет адекватности. В связи с этим думаю, что вояж, в котором принимали участие в том числе и мои коллеги, хоть и за свой счет и с благими намерениями привлечь инвестиции, все-таки был не совсем удачным.
– Почему?
– Объясню. Такие массовые поездки, которые раньше были обыденным делом региональной элиты, сейчас вызывают только раздражение. Если хотите отдохнуть в компании семьи и коллег, оплачивайте из своего кармана и отдыхайте. Если же главная цель привлечение инвестиций – формируйте группу профессионалов, оформляйте командировку, а не тащите с собой непрофессионалов, родственников. Даже если формально вроде никто ничего не нарушает, судить-то надо еще и по совести. И поэтому нечего обижаться на телевидение и блогеров, которые про эту историю так много говорили.
В общем, как правильно признал в итоге сам Сергей Анатольевич, первый блин получился комом. Но на его месте я бы еще добавил: «Поездка нанесла урон имиджу Волгоградской области, хотя цели были благие. Сожалею, что так получилось. Это больше не повторится». Тем более что из разговоров с Боженовым знаю, что именно так он и думает и переживает. Значит, таких ошибок больше не должно быть.
– Будет ли на это реагировать партия?
– У нас был разговор с Сергеем Анатольевичем. Ему надо сделать из этого выводы. Мы все понимаем, что плюсов вся эта история нам не добавила.
– Как вы думаете, получит ли он какие-либо взыскания со стороны администрации президента?
– Думаю, получил. Насколько я знаю, его поездка была прервана, как только пошла информация о ней.
– А правда, что он является креатурой вашего предшественника Вячеслава Володина?
– Ровно настолько же, насколько все мэры и губернаторы – члены «Единой России» являются креатурами Сергея Неверова.
Володин более пяти лет был секретарем президиума генерального совета партии. До этого руководил фракцией в Государственной Думе. И так же как и другие руководители – Зюганов, Жириновский, Миронов, – боролся за каждого единоросса, поддерживал их, помогал. Вести себя по-другому, занимаясь политикой, нельзя. Иначе люди скажут: зачем нам такая партия, такие лидеры, если они не помогают нам.
Но, кстати, при том что Володин боролся за каждого, и все об этом знают, он мог любому, кто ведет себя неправильно или «бронзовеет», открыто об этом сказать. Причем так, что мало не покажется. И это тоже всем известно.
– Ну хорошо, а с Урлашовым или новым мэром Тольятти Сергеем Андреевым – с ними Вячеслав Володин будет выстраивать отношения? Или это только с единороссами?
– Как человек, прошедший одномандатные выборы, он с большим уважением относится к тем, кого поддерживают люди, невзирая на политические взгляды и пристрастия. Так что я тут никаких проблем вообще не вижу.
– Скоро выборы мэров городов-миллионников Красноярска и Омска. Что «Единая Россия» планирует делать, чтобы победить?
– Хороший вопрос. Но ответить на него односложно нельзя. Будем развивать внутрипартийную демократию, чтобы выбрать достойную кандидатуру. Для этого будем совершенствовать процедуру предварительного голосования. Если в ходе праймериз будем отбирать реальных лидеров общественного мнения, людей профессиональных и эффективных, будем побеждать. Если про слабого будем говорить, что он сильный, про непопулярного – что популярный, люди нас не поддержат. Надо продвигать во власть не себе угодных, а уважаемых в обществе, порядочных профессионалов. И даже если они говорят порою неприятные нам вещи, отстаивают свою точку зрения, это все равно лучше, чем делать ставку на удобных подлиз, которые завтра могут подвести.
– А вы не боитесь, что в партию придут люди со своей точкой зрения?
– А разве их сейчас нет? Те же Светлана Орлова, Александр Хинштейн, Ирина Яровая, Станислав Говорухин, Геннадий Кулик, Владимир Плигин, Федор Бондарчук. Это те, кто молчать не будет. Их много. Просто, если продолжать в этом направлении, будет еще больше. А это значит, мы больше будем побеждать.
– Когда планируете принять изменения в устав?
– Не исключаю, что на ближайшем съезде. Надо постоянно совершенствовать внутрипартийный механизм, чтобы партия была более эффективной. Только через развитие внутрипартийной конкуренции партия сможет занимать доминирующее положение в политической системе. Ведь еще пять лет назад слово «праймериз», а по-русски «предварительное голосование», звучало непонятно и опасно, о чем говорили наши коллеги по партии. Не все понимали, зачем, уже имея определенное положение в партии, будучи, например, секретарем или членом политсовета, идти на предварительное голосование и доказывать свою эффективность наравне с остальными. Но уверен, введение этой нормы и ее развитие помогло партии занять то положение, которое она занимает сейчас, а ее совершенствование поможет избежать проигрышей, в том числе и на выборах мэров.