В свое время Сергей СОКОЛ вывел из кризиса «Норильскгазпром», реализовывал громкие проекты, будучи заместителем губернатора Красноярского края и первым заместителем главы Иркутской области. Сегодня Сокол – один из самых заметных и влиятельных политиков в обоих регионах. Сейчас он руководит крупным инновационным холдингом в госкорпорации «Ростехнологии» и спасает бывший химический гигант от долговой ямы. О ситуации на предприятии Сергей Сокол рассказал корреспонденту «НГ» Сергею КИСЕЛЕВУ.
– Сергей Михайлович, у вас был уже опыт спасения предприятия от глубокого кризиса. Например, «Норильскгазпром».
– Действительно, в 1997 году я был назначен гендиректором ОАО «Норильскгазпром», которое находилось на грани банкротства с более чем двухмиллиардным долгом. Но нам удалось вывести его из кризиса и превратить в одно из ведущих предприятий в регионе. В условиях Крайнего Севера было налажено стабильное газоснабжение предприятий и жилищной сферы, стабилизирована социальная обстановка. К 2000 году уровень заработной платы и социальной помощи работникам ОАО «Норильскгазпром» достиг уровня выплат на Норильском горно-металлургическом комбинате. Начата разработка Пеляткинского газоконденсатного месторождения. Открыты новые залежи природного газа.
– Как вы стали руководителем крупного холдинга?
– Чуть больше года назад мне предложили интересную задачу – создание нового холдинга в госкорпорации «Ростехнологии». В него вошли предприятия, которые занимаются наукоемким производством, научно-исследовательскими разработками в области химии и композиционных материалов, химическим малотоннажным и крупнотоннажным производством. Сейчас холдинг носит название «РТ-Химические технологии и композиционные материалы» («РТ-Химкомпозит»).
За год была выстроена корпоративная вертикаль управления, проведены приватизационные мероприятия, в отдельных организациях холдинга произошла смена руководителей, запущены процессы по выводу из кризиса ряда предприятий, приняты стратегические решения по развитию холдинга с учетом мировых тенденций в отрасли. В общем, работа проделана большая, но мы только в начале пути, и главные свершения впереди.
– В каком состоянии вошел в холдинг волгоградский «Химпром»?
– В тяжелом. Завод с многомиллиардными долгами. В апреле 2009 года была инициирована процедура банкротства. Так что холдинг получил в свой актив завод-банкрот со всеми вытекающими обстоятельствами.
Мы прекрасно понимаем, что спасение «Химпрома» – это невероятно трудная задача. Больше того, слышал частные мнения, что это вообще утопия. У завода тяжелое наследство, что только безумец будет уверен, что лечение такого пациента может пройти быстро и без осложнений.
Тем не менее завод – это прежде всего люди. Пожалуй, именно большой пятитысячный коллектив, который сложился на ВОАО «Химпром» на сегодняшний день, и есть тот самый ключевой ресурс предприятия. Ведь некогда волгоградский «Химпром» стоял у истоков отечественной химической промышленности. У завода богатейшие история, традиции и трудовые династии. Все это должно сыграть свою роль в развитии и восстановлении предприятия и сейчас. Нельзя забывать и о том, что у завода выгодное географическое положение, перспективные производства и компетенции по выпуску более 100 наименований химической продукции. При этом хочу подчеркнуть вот что. Учитывая масштаб производства завода и его накопленных проблем, никому, кроме государства, в полной мере не удастся реализовать программу эффективных мероприятий по восстановлению «Химпрома».
– Как развивались события на заводе в течение этого года?
– Прошедший год в жизни ВОАО «Химпром» был очень насыщенный, даже чересчур. Были попытки мелких кредиторов перевести предприятие в конкурсное производство и провести прочие дестабилизирующие мероприятия. Сменились трое внешних управляющих, отсюда чехарда с руководством завода.
В процедуре банкротства, в которой находится завод, есть масса нюансов, тонкостей и подводных камней. В частности, права собственников минимальны, и все решают кредиторы. Этим, к сожалению, воспользовались некоторые недобросовестные руководители, в результате деятельности которых завод понес колоссальные убытки, а мы потратили не одну тысячу нервных клеток.
Так, предметом для разбирательства компетентных органов уже стали действия предыдущего руководства завода. Специально не стану называть фамилии бывших руководителей. Пусть этим занимаются следственные органы. Отмечу лишь, что руководившие в то время заводом люди самоустранились от сотрудничества с госкорпорацией, руководством холдинга и решили вести предприятие «своим путем».
В трудовых договорах этой команды появились новые пункты, такие как перелеты первым классом, оплата проживания в Волгограде и при нахождении в командировках по фактическим затратам уровня «люкс». Как вы понимаете, никто даже не пытался экономить. Банкротный завод обеспечивал санаторно-курортным лечением этих руководителей и членов их семей с полной оплатой проезда уровня «бизнес». Во время отпуска всем членам семей этих «неравнодушных» к судьбе завода руководителей также был установлен проезд уровня «бизнес» и уровня «люкс». А «за выполнение особо важных заданий» трудовым договором были предусмотрены дополнительные премии размером до 20 окладов!
Предвидя неизбежный результат судебного заседания по вопросу назначения нового внешнего управляющего, руководители увеличили себе оклады почти в два раза, а в дополнительных соглашениях к трудовым договорам оформили себе «золотые парашюты» до 15 окладов.
Но и это еще не все. Переназначивший эту команду исполняющий обязанности внешнего управляющего вдруг без видимых причин отстранил их от должностей, а через три дня принял на работу снова. Таким образом, была реализована схема двойного получения «парашютов», по которой только руководитель «Химпрома» получил отступных свыше 6 млн. руб.
А между тем все это время холдинг получал с предприятия искаженную информацию о работе завода и о процессах, которые там происходят. Не имея при этом формальных рычагов для получения полного доступа к информации и возможности вмешаться в процесс принятия решений. Повторюсь про права собственников и кредиторов в процедуре банкротства. Действовавшее в тот период на предприятии руководство прекрасно это знало и решило разыграть свою партию, пусть и короткую.
– И ничего нельзя вернуть? Это же незаконно!
– После назначения нынешнего внешнего управляющего и управляющего директора в целях возврата средств нынешнее руководство завода обратилось в суд с заявлением о признании недействительными дополнительных соглашений к трудовым договорам об установлении дополнительных выплат и льгот, которые получили при увольнении представители предыдущей команды управленцев. На сегодняшний день два заявления уже удовлетворены.
Все сомнительные договоры по аренде квартир, лизингу дорогих автомобилей, аутсорсинговые услуги юристов и пр. заключались предыдущей командой самостоятельно и не согласовывались с холдингом. По причине неправомерности совершаемых предыдущим руководством предприятия действий было возбуждено уголовное дело.
После смены руководства общий фонд оплаты труда топ-менеджмента предприятия сократился вдвое. Такие же решения приняты по арендуемым квартирам, автомобилям. Экономия составляет ежемесячно сотни тысяч рублей, что существенно для банкротного предприятия.
Сейчас ВОАО «Химпром» полностью находится под контролем холдинга. Нами была разработана программа по выводу предприятия из кризиса.
– А какова сейчас ситуация на заводе?
– С момента назначения внешним управляющим Петрущенкова Ю.М. ситуация на «Химпроме» стабилизировалась. Управление осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, действует система управления, в основу которой положены стандарты, принятые в госкорпорации, налажен сбыт продукции и закупки сырья, основные производственные показатели стабильны.
В настоящее время в Министерство промышленности и торговли РФ представлен на согласование разработанный план внешнего управления. В ближайшее время состоится собрание кредиторов по вопросу его утверждения.
– А что с реализацией продукции завода? Ведь по отдельным позициям «Химпром» – крупнейший игрок в России.
– С целью консолидации, повышения прозрачности финансовых и товарных потоков завода было принято решение о сотрудничестве с ООО «РТ-Трейд» (переименовано в ООО «Хим-Трейд). Это предприятие полностью принадлежит холдингу. Более того, данный договор одобрен комитетом кредиторов в соответствии с законодательством. Заседание было проведено по инициативе внешнего управляющего.
Комитетом кредиторов «Хим-Трейд» был признан контрагентом, который в состоянии обеспечить значительные объемы потребностей в сырье для производства продукции, что позволяет заводу осуществлять непрерывную, бесперебойную и стабильную работу. Отгрузка сырья осуществляется ООО «Хим-Трейд», как правило, с отсрочкой платежа, а поставка готовой продукции производится преимущественно на условиях 100-процентной предоплаты, что фактически позволяет предприятию получать беспроцентный кредит. Более того, «Хим-Трейд» торгует всей номенклатурой продукции ВОАО «Химпром», включая некоторые отходы и неликвидные продукты, которые производятся заводом как побочные. Чего, скажем, не делал ни один трейдер, ранее работавший с заводом.
Есть конкретные цифры, демонстрирующие эффективность такого сотрудничества. Не хочется мучить читателя перечнем достаточно специфических наименований продукции.
– Сергей Михайлович, а какая зарплата сейчас на заводе и регулярно ли ее выплачивают?
– На предприятии сейчас работают 5100 человек. Средняя зарплата на заводе – 16 500 рублей, это выше, чем средняя заработная плата по региону. Заработная плата коллективу завода выплачивается стабильно и регулярно. Это же могут подтвердить профсоюз завода и сами работники. Завод осуществляет отчисления во внебюджетные фонды, платит налоги в общегосударственные и местные бюджеты.
– Вы можете прямо ответить на вопрос: есть ли будущее у «Химпрома»? Есть шанс вытащить завод из долговой ямы?
– Будем откровенны, с точки зрения бизнеса завод на данный момент является совсем не привлекательным активом.
Завод находится в таком состоянии, что высокие инвестиционные издержки на его восстановление значительно увеличивают сроки окупаемости. При самом благоприятном стечении обстоятельств во время реализации программы по выведению завода из кризиса рентабельность будет крайне низкой в течение как минимум 10 лет. Это при том, что важно еще решить на правительственном уровне многие вопросы, например, установление специальных тарифов на электроэнергию и многое другое.
Поэтому я с трудом представляю, кто еще способен реализовать все необходимое для восстановления завода, кроме госкорпорации «Ростехнологии». В любом случае в решении проблем завода мы готовы сотрудничать с другими акционерами и кредиторами. Новое руководство Волгоградской области демонстрирует большое желание участвовать в принятии решений по выводу завода из кризиса. Государством принято решение об оказании финансовой помощи «Химпрому» в размере одного миллиарда рублей.
Поэтому хочу заметить, что все попытки снова и снова накалять обстановку вокруг предприятия выгодны только недоброжелателям «Химпрома». Логично предположить, что есть люди, которым не удобен сильный и процветающий «Химпром». Им выгодно дискредитировать действия холдинга, направленные на спасение завода. Все события, так или иначе дестабилизирующие обстановку вокруг «Химпрома», безусловно, не способствуют ускорению процесса инвестирования в многострадальный завод.
Но одно могу сказать точно. Я приложу все усилия, чтобы вытащить завод из долговой ямы и помочь восстановить былую славу старейшины отечественной химической отрасли.
– И напоследок. Вы собираетесь вернуться в политику?
– То, чем я занимаюсь сейчас, мне нравится.