0
1426
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.03.2012 00:00:00

Работники, которых ищем

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара.

Тэги: работа, кадры, профессия, мигранты


работа, кадры, профессия, мигранты Устроиться на работу – задача, актуальная для многих. Но на рынке труда у нас дефицит.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Одним из следствий экономического роста нулевых годов стал массовый приток мигрантов в российские города. Всего за предыдущее десятилетие иностранцам было выдано около 10 млн. разрешений на работу. Но к массовому притоку мигрантов оказались не готовы ни местные власти, ни коренное население. Коррупция способствовала широкой эксплуатации демпингового труда мигрантов, лишенных современных социальных гарантий. Всплеск этнической преступности и волнения на межэтнической почве превратили проблемы в сфере миграции в один из наиболее острых вопросов общественно-политической жизни. В этой ситуации актуальной становится задача поиска трудовых резервов внутри страны. Где можно найти дополнительные источники кадрового пополнения российского рынка труда?

Нерыночный сектор

К нерыночному сектору относятся отрасли, которые практически не были затронуты рыночными преобразованиями и продолжают функционировать по тем же принципам, что и в СССР, – газовая промышленность, железнодорожные перевозки, трубопроводный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Этот сектор представляет собой пережиток советской экономики с регулированием цен, тотальной монополизацией и отсутствием стимулов для развития.

Примером реформирования нерыночной отрасли является реструктурированная в 1990-е годы угольная промышленность. Накануне запуска рыночных реформ угольная отрасль находилась в катастрофическом положении. Сильно заниженные и десятилетиями не изменявшиеся государственные цены на уголь создали основу планово-убыточного хозяйствования за счет государственных дотаций, объем которых в 1991 году был эквивалентен 1% ВВП. Ахиллесовой пятой отрасли являлся уровень производительности труда, которая в 1980-е годы была в пять–семь раз ниже, чем за рубежом. Лишь 10–15% российских шахт по своему технико-экономическому уровню были близки к западноевропейским аналогам. Все это говорило о необходимости реформирования угольной отрасли, которая могла превратиться в конкурентоспособный сектор ТЭКа только на базе рыночной конкуренции, диктующей необходимость создания прибыльного производства на базе перспективных и стабильно работающих угольных предприятий.

В 1993–2003 годах провели реформу угольной отрасли. За период реструктуризации было ликвидировано 188 шахт и 15 разрезов, уволены 520 тыс. человек. Отрасль стала включать в себя около 160 частных угольных компаний, ни одна из которых не получает средства из бюджета. Добыча угля после достижения минимума в 1998 году (232 млн. тонн) резко пошла вверх, и в 2010 году превысила отметку в 320 млн. тонн. Несмотря на факт крупных аварий на шахтах в 2004 и 2007 годах, в отрасли наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня смертности: если в 1993 году коэффициент смертности на 1 млн. тонн добытого угля составлял 1, то в 2006 году этот показатель находился уже на уровне 0,27. В результате реструктуризации производительность в отрасли выросла в четыре раза, частные добывающие компании заработали с прибылью, а Россия впервые в своей истории стала нетто-экспортером угля.

В начале нулевых годов власти предпринимали попытки реформирования инфраструктурных отраслей. Так, в 2001 году был дан старт реформе РЖД, которая в итоге оказалась лишь половинчатой. В сегменте оперирования вагонами была проведена либерализация, следствием чего стал рост инвестиций в приобретение вагонного парка и увеличение объемов перевозок. Однако в сфере инфраструктуры железнодорожного транспорта сохранилась государственная собственность и негибкая административно-командная система управления. Как следствие – катастрофическое отставание развития инфраструктуры от растущих объемов перевозок и растущего вагонного парка, что приводит к повышенной нагрузке пропускных и провозных мощностей.

Резервы пенсионной системы

Одной из особенностей отечественной пенсионной системы является высокая доля так называемых досрочных пенсий – денежных выплат тем гражданам, которые условиями труда (например, работа на Крайнем Севере) заслужили право получать пенсию раньше положенных 60 (для мужчин) или 55 (для женщин) лет. В эпоху СССР с помощью этой меры государство стимулировало приток людей на опасные и вредные производства, в развитии которых оно было заинтересовано. Сегодня на досрочные пенсии приходится около 30% всех ежегодных назначений пенсий. Средний возраст назначения досрочной пенсии в 2007 году составлял примерно 49 лет у мужчин и 48 лет у женщин. Все досрочные пенсии финансируются так же, как и обычные: ни работодатели, ни работники дополнительно в Пенсионный фонд ничего не платят. При этом выплата досрочных пенсий не всегда действительно обоснованна. По экспертным оценкам, около трети работников, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию, трудятся на самом деле в нормальных условиях. Это указывает на то, что система досрочных пенсий нуждается в пересмотре.

Еще один резерв пенсионной системы – постепенное повышение пенсионного возраста. Низкие значения ожидаемой продолжительности жизни при рождении (59 лет для мужчин и 72 года для женщин) во многом связаны с более высокой, чем в развитых странах, детской смертностью и с крайне высокой мужской смертностью в трудоспособных возрастах. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни 60-летних мужчин составляет 13,2 года, а 60-летних женщин – 19 лет. Поэтому даже при нынешней продолжительности жизни повышение пенсионного возраста для обоих полов на пять лет является вполне оправданной мерой. К тому же в России не менее 40% молодых пенсионеров продолжают работать в первые пять лет после выхода на пенсию и еще около четверти заинтересованы в продолжении работы, но не могут ее найти. Стремительное сокращение трудоспособного населения облегчает пенсионерам поиск подходящей работы.

Персонал правоохранительных органов

В октябре 2005 года тогдашний президент Владимир Путин подписал указ об установлении общей предельной штатной численности органов внутренних дел 821 тыс. человек. К началу 2011 года численность работников правоохранительных органов достигла 1 млн. 280 тыс. человек. Столь резкое увеличение количества сотрудников Министерства внутренних дел в последние шесть лет дает основание для сомнений в успехе кампании по сокращению численности штата МВД до 1,1 млн. человек, объявленной Дмитрием Медведевым в марте 2011 года. Но рано или поздно на повестку дня встанет вопрос проведения более радикальной реформы правоохранительных структур, предполагающей значительное сокращение личного состава органов правопорядка и их кардинальное кадровое обновление. Тогда же актуальной станет проблема трудоустройства сотен тысяч крепко сложенных мужчин, умеющих обращаться с оружием.

В последние 30 лет важнейшими факторами экономического роста в Китае были миграция крестьян из села в город и их последующее обучение для работы на промышленных предприятиях. По аналогии политика реструктурирования нерыночных отраслей, переквалификации и территориального перераспределения рабочей силы может стать составляющей будущей модели роста российской экономики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2194
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3266
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2565
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2575

Другие новости