0
1648
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.12.2011 00:00:00

Москва и Вашингтон тянут Европу в разные стороны

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: нато, про, россия, сша


В декабре у России и Соединенных Штатов наметились противоречия по проблемам европейской безопасности. На Вильнюсской встрече Совета министров ОБСЕ 6 декабря не было принято российское предложение о выработке устава организации. На заседании Совета Россия–НАТО 9 декабря стороны не согласовали повестку сотрудничества по противоракетной обороне (ПРО) в рабочей программе на 2012 год.

За этими проблемами скрывается более глубокая тенденция. Москва, Вашингтон и Брюссель пока не создали эффективный механизм обновления системы европейской безопасности. В декабре 2009 года стороны запустили полуофициальный проект – Евро-Атлантическую инициативу в области безопасности (ЕАСИ). Однако выработать прорывные решения в рамках инициативы пока не удалось.

Появление Евро-Атлантической инициативы безопасности было вызвано неудачей переговоров по Договору о европейской безопасности (ДЕБ). В ноябре 2009 года проект ДЕБ был опубликован российским МИДом. Но страны НАТО отказались от обсуждения российского проекта. В Вашингтоне, Лондоне и Варшаве опасались, что его ключевые положения (неделимость безопасности и отказ от применения силы) подорвут механизм американских гарантий союзникам по НАТО. Формой продолжения диалога стала ЕАСИ. Формально ЕАСИ не имеет официального статуса. Ведущую роль в ней играют Корпорация Карнеги (США), Фонд Роберта Боша (Германия), ИМЭМО РАН (Россия). Но накануне Таллинского саммита НАТО (апрель 2010 года) МИД России приветствовал инициативу. Эксперты ЕАСИ готовят ежегодный доклад о приоритетных проблемах европейской безопасности и презентуют его на ежегодной конференции в Мюнхене.

В рамках ЕАСИ диалог проходит преимущественно по четырем проблемам: ПРО, обычные вооружения в Европе, энергетическая безопасность и спорные исторические вопросы (прежде всего в российско-польских отношениях). Обсуждаются также конфликты на территории бывшего СССР, в первую очередь в Приднестровье и Нагорном Карабахе. Проблемы контроля над вооружениями в Европе, напротив, отошли на второй план. Такое перераспределение переговорных пакетов делает диалог по проблемам европейской безопасности непропорциональным.

Для США после 1991 года понятие «европейская безопасность» означает сохранение своего военного присутствия в Европе и распространение влияния на территорию бывшего СССР. В этой связи администрация Барака Обамы уделяет наибольшее внимание проблеме замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Далее следуют проблемы энергетической безопасности, то есть определение условий транзита российских энергоносителей в страны ЕС. На последнем месте идет пакет по ПРО. Центр переговоров по ЕвроПРО сместился в Совет Россия–НАТО, и дискуссии в ЕАСИ выступают, с точки зрения Вашингтона, только площадкой для вброса определенных проектов.

Но для России проблематика европейской безопасности – это в первую очередь проблемы американского военного присутствия в Европе. Российская сторона соглашалась включить в нее проблемы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве. Взамен Россия ожидала совместного поиска развязок по чувствительным для нее проблемам контроля над вооружениями в Европе.

Во-первых, это поиск компромисса по британской проблеме. С 1962 года британский ядерный арсенал включен в американскую систему ядерного планирования. Однако на него не распространяются лимиты СНВ-3.

Во-вторых, Британия и Франция не участвуют в советско-американском Договоре РСМД 1987 года. СССР и США сократили ракеты средней и меньшей дальности как класс. Британия и Франция не имеют этого класса вооружений. Но теоретически могут их воссоздать с помощью США. Для России важно включить Париж и Лондон в подобные переговоры.

В-третьих, Россия готова начать переговоры по тактическому ядерному оружию в Европе. Москва вряд ли пойдет на его сокращение из-за подавляющего превосходства НАТО в обычных вооружениях. Но российская сторона готова обсудить перспективы VII статьи ДНЯО, уточняющей правила размещения ядерного оружия на территории неядерных держав. Отсюда – один шаг к возрождению дискуссий о подписании полноценного мирного договора держав-победительниц с Германией.

В-четвертых, стороны могли бы более активно использовать потенциал ЕАСИ для поиска компромисса по ЕвроПРО. США не готовы ограничивать процесс развертывания систем стратегической ПРО. Определение архитектуры ПРО в Евро-Атлантическом регионе – задача более реалистическая. ЕАСИ может действовать и без непосредственного обсуждения этих проблем. Однако такой формат диалога порождает в России ощущение переформатирования инициативы в невыгодном для нее направлении. Без возвращения к обсуждению «наследства холодной войны» диалог по европейской безопасности вряд ли будет конструктивным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1397
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1123
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1105
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1349

Другие новости