В генсовете ЕР Михаил Бабич отвечал за создание всероссийской сети приемных Владимира Путина.
Фото РИА Новости
Полномочным представителем президента РФ в Приволжском федеральном округе назначен Михаил Бабич. Указ об этом вчера подписал Дмитрий Медведев. Бабич, 4 декабря избранный депутатом Госдумы, займет пост, освобожденный Григорием Рапотой, который переходит на должность секретаря Союзного государства России и Белоруссии.
Григорий Рапота был переведен на должность секретаря Союзного государства в конце ноября 2011 года. Предполагается, что он вступит в должность, сменив на посту Павла Бородина. Кандидатура Бабича появилась в повестке Приволжского федерального округа не сразу. Выбору предшествовали долгие консультации в администрации президента и руководстве «Единой России», в генсовет которой входит политик. В числе претендентов на пост полпреда в ПФО называли заместителя Григория Рапоты и.о. полпреда Алексея Кубрина, экс-президента Чувашии Николая Федорова и даже министра внутренних дел Рашида Нургалиева.
Для Приволжского федерального округа замена Григория Рапоты на Михаила Бабича с точки зрения внутрикастового статуса практически равнозначная. И тот и другой – выходцы из силовых структур. Рапота имеет опыт работы во внешней разведке КГБ, Бабич – в Воздушно-десантных войсках и ФСБ. Однако в последнее десятилетие (см. справку «НГ») Бабич пользуется репутацией жесткого управленца, который может взять в первую очередь под свой контроль расходование денег, выделяемых из бюджета на региональные проекты.
Финансовый инспектор с десантской закваской
Как считают эксперты, главная проблема, которую придется одолеть Бабичу, – низкая эффективность власти в некоторых регионах ПФО. Подобные задачи ранее ему приходилось решать на уровне крупных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Так, будучи в должности заместителя гендиректора ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде России в 1999–2000 годах, он создал прозрачную систему поставки и распределения гуманитарной помощи в регионы РФ, несмотря на то что подвергался давлению со стороны силовиков. Невзирая на все препоны, Бабичу удалось добиться того, что впервые в истории новой России все средства были возвращены в бюджет.
Перейдя в 2000 году на работу в правительство Московской области, где он в должности зампреда курировал экономический блок, Бабич активно взялся за решение областных финансовых проблем. При этом действовать ему зачастую приходилось жестко и принципиально. Московская область в 2000 году находилась в плачевном состоянии: регион имел солидный долг в 40 млн. долл., были накоплены долги по зарплате бюджетникам и коммунальным службам, областное имущество было заложено банкам. Михаил Бабич вернул заложенное имущество в собственность областного правительства, закрыл нелегальные ликероводочные заводы и таможенные склады, прибыль от которых прежде уходила мимо региональной казны, пресек незаконный оборот леса и земли и перевел земельные ресурсы под областной контроль. Естественно, эти непопулярные меры вызвали протест у тех областных чиновников, кто до сей поры неплохо наживался на теневом бизнесе. На Бабича стали давить, пытались шантажировать возбуждением уголовного дела, связанного с предыдущим местом работы в Федеральном агентстве по регулированию продовольственного рынка. Но после проверки Генпрокуратуры дело было закрыто за отсутствием состава преступления. Тогда в ход пошел другой вариант, и в результате подковерных игр Бабич был уволен со своего поста. Опять же через суд он добился своего восстановления, но, вернув справедливость, написал заявление об уходе по собственному желанию, так как посчитал для себя недостойным продолжать работу в областном правительстве.
Без дела экс-вице-губернатор не остался. Уже в 2001 году он занял пост первого заместителя главы администрации Ивановской области и получил должность руководителя представительства администрации региона при правительстве РФ. Тогдашний глава региона Владимир Тихонов опять же возложил на Бабича обязанность контролировать распределение бюджетных средств. Деятельность первого заместителя главы ивановского правительства быстро принесла плоды: работа ряда ключевых для региона предприятий была реанимирована, в область удалось привлечь значительные инвестиции. И что немаловажно – региональную экономику удалось декриминализировать, местные ОПГ потеряли возможность влиять на региональную власть и крупнейшие предприятия области.
За столь эффективные действия Бабич заслужил авторитет жесткого и рационального управленца. Поэтому неудивительно, что в 2002 году приказом президента РФ он был переброшен на сложнейший участок – его назначили на пост председателя правительства Чеченской Республики. Задача перед ним стояла непростая – максимально интегрировать поствоенную Чечню в правовое поле РФ и обеспечить максимальное присутствие федерального Центра во всех процессах, происходящих в республике. С этим заданием Бабич справился за довольно короткий срок. Кроме того, он сумел взять под контроль расходование федеральных средств, выделяемых на восстановление республики.
Став депутатом Государственной Думы в 2003 году, Бабич сконцентрировался на непростых областях: он возглавлял рабочие группы по решению проблем между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, по решению проблем российских военных баз, расположенных за границей РФ, был сопредседателем межведомственной комиссии по российским космодромам, входил в состав комиссии по закрытым статьям федерального бюджета. Был инициатором или соавтором более 60 законопроектов.
Прием настроен, контроль налажен
Не менее результативным может показаться и сотрудничество Бабича с партией власти. В «Единой России», кроме работы заместителем руководителя Центральной контрольно-ревизионной комиссии, он курировал проведение самых сложных избирательных кампаний – в Ивановской, Рязанской, Владимирской, Томской областях. Везде «Единая Россия», несмотря на то что регионы относились к «красному поясу», с разными результатами, но одержала победу.
Еще одно важное направление работы Бабича в «Единой России» – формирование института общественных приемных Владимира Путина и Общероссийского народного фронта (ОНФ). С 2008 года приемные премьера появились во всех субъектах страны, формируя для федеральной власти канал поступления объективной информации из регионов. Зачастую она сильно отличалась от данных, которые официально поставляют в Центр региональные чиновники, которым есть что скрывать.
Поначалу создание такого контролирующего органа казалось очень сложной задачей – она входила в противоречие с жизненными интересами правящих на местах партийных элит, ее выполнение казалось архисложным, а многим и просто утопичным. Поэтому реализовать этот проект был призван человек, способный грамотно действовать в кризисной ситуации. Так как Бабич не является членом какой-либо внутрипартийной группировки и не участвует в аппаратных и партийных интригах, ему удалось под руководством его наставника, тогдашнего генерального секретаря «Единой России» Вячеслава Володина создать мощную независимую структуру с практически военной внутренней дисциплиной. Вячеслав Володин хорошо понимал, что общественные приемные «Единой России» недостаточно эффективны с точки зрения обратной связи и контроля над партийными функционерами в регионах, поэтому для него приемные Путина также стали любимым детищем, на которое он не жалел ни времени, ни сил. В очень короткий срок во всех регионах страны появились отдельные помещения, своя информационная система и, самое главное, подчиняющийся только Бабичу аппарат с жесточайшей внутренней дисциплиной. Получилась организация, фактически живущая по законам военного времени.
За три года она доказала свою дееспособность, а недавно общественные приемные премьера стали своеобразными командными пунктами нового движения Путина – Общероссийского народного фронта – региональными координационными советами ОНФ. И этот симбиоз очень быстро показал первый результат, коим стал предвыборный список самых достойных кандидатов самых разных профессий. Всего за три месяца через общественные приемные прошли десятки тысяч людей, из них были отобраны самые лучшие. Среди них значился кандидат ОНФ по Алтайскому краю, от Российского союза ветеранов Афганистана, первый заместитель командира легендарной группы «Вымпел», Герой России, генерал Алексей Романов. Предполагается, что именно Романов, давний соратник и союзник нового полпреда, сейчас уже депутат ГД, сохранит контроль над детищем Бабича после его ухода в полпредство. Месяц назад президиум генсовета «Единой России» утвердил генерала в должности первого заместителя Михаила Бабича в комиссии генсовета, которая руководит приемными Путина. Назначение Романова – человека с безупречной репутацией и очень серьезной профессиональной подготовкой – было совместным решением Вячеслава Володина и нынешнего и.о. главы администрации президента Владислава Суркова.
Михаил Бабич известен своим умением поставить под контроль власти финансовые потоки регионов. БИКЮ Фото с официального сайта ОНФ |
═
Поливалентный полпред
Директор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает целеустремленность Бабича: «Он – идеальный подчиненный, который никогда не спрашивает, что и как надо делать, – для него есть только два рубежа – получение задачи и доклад о ее выполнении. Люди, знающие его по работе в Думе и в партии, говорят, что Бабич – человек очень закрытый, который живет в каком-то своем военном мире, и настоящие друзья у него только из той жизни. При этом Михаил Бабич – известный кризис-менеджер, боевой кадровый офицер, имеющий несколько высших образований».
Эксперту кажется вполне логичным то, что Бабич, который тогда занимал пост заместителя председателя комитета ГД по обороне, стал «конструктором» института общественных приемных Владимира Путина. «Эта структура была создана в 2008 году. За три года существования она доказала свою эффективность и работоспособность. Общественные приемные работают во всех регионах страны, результативно решая конкретные, даже самые мелкие, проблемы рядовых граждан. Также на общественные приемные была возложена другая непростая задача – анализировать огромный массив обращений и выявлять те проблемные точки в регионах, которые требуют системных решений на общегосударственном уровне. Причем как в экономической плоскости, так и в политической. Собственно внутрипартийный контроль был и остается в ряду главных задач института общественных приемных Путина с момента его создания. Еще три года назад было понятно, что в регионах партийная бюрократия отдалилась от людей и трансформировалась в отдельный привилегированный класс. Очевидно, что нужно было исправлять ситуацию, причем не ломая устойчивую конструкцию, поэтому было принято решение создать внутри партии структуру – своего рода секретный регулятор, – наделив ее широким спектром надзорных полномочий. Такой структурой стали общественные приемные премьер-министра. Подчиняясь лично Путину, они анализируют и эффективно контролируют в регионах деятельность высокопоставленных функционеров «Единой России». Эту работу общественные приемные ведут непублично», – рассказал Мухин.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что назначение Бабича укладывается в логику обновления и омоложения корпуса полпредов, которые обозначилось осенью. «Сильными сторонами Бабича являются одновременное наличие опыта политического и экономического управления. Таким образом, и при усилении политических функций полпредов, и при переносе акцента на финансово-экономическую тематику, управленческие качества Михаила Бабича оказываются востребованы. Кроме того, и при усилении контрольных функций полпредов Бабич способен использовать опыт, наработанный им во время работы в силовых структурах, – считает Виноградов. – Отличительной особенностью Бабича является жесткость и принципиальность, однако на федеральном уровне могли оценить то обстоятельство, что при продавливании своей позиции Бабич демонстрировал способность рисковать карьерой и не держаться за кресло».
Мультизадачность единоросса-десантника отмечает и генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин. «Бабич – поливалентный менеджер, он способен решать самые разные проблемы, – говорит эксперт. – На парламентских выборах у него была сложная электоральная задача – возглавлять список «Единой России» во Владимирской области, где партия получила около 39%. И это при том, что этот регион – самый, пожалуй, неблагоприятный для партии власти в Центральном федеральном округе и один из самых политически проблемных по стране в целом. Ее губернатор – коммунист, находящийся в конфликтных отношениях с ЕР. Для сравнения – во многих куда более благоприятных с аппаратной точки зрения регионах «Единая Россия» получила существенно меньше (в Ярославской области – 29%, в Архангельской и Мурманской областях – около 32% и т.д.)».
По мнению Бунина, назначение Бабича полпредом президента в ПФО свидетельствует о том, что работа с регионами остается главным приоритетом Кремля. Центр понимает самую опасную проблему Федерации – неэффективность региональной власти, но одномоментно заменить весь губернаторский корпус невозможно, да и это не гарантирует достижение должного результата. Назначение Бабича в этом смысле говорит об усилении роли президентских полпредов – региональных контролеров из Кремля. Центру нужно повысить эффективность деятельности глав субъектов, а для этого нужны управленцы, способные снять с губернаторов спесь и заставить их быть ближе к народу. Судя по опыту работы с региональными и партийными элитами, Михаила Бабича будет трудно ввести в заблуждение или сбить с курса.
Михаил Бабич: от топ-менеджера до полномочного представителя президента РФ
Михаил Бабич родился 28 мая 1969 года в Рязани. В 1990 году окончил местное Высшее военное училище связи. C 1990 года служил в Воздушно-десантных войсках и войсках КГБ СССР на командных и оперативных должностях. С 1995 по 1998 год работал на руководящих должностях в ЗАО «Корпорация «Антей». В 1998 году окончил юридический факультет Московского института экономики, менеджмента и права. С 1998 по 1999 год прикомандирован и работал первым вице-президентом компании «Росмясомолторг». В 1999–2000 годах – первый заместитель генерального директора ГУП «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде России. В 2000 году – вице-губернатор Московской области. В том же году окончил Государственную академию управления по специальности «финансовый менеджмент». В 2001–2002 годах – первый заместитель главы администрации Ивановской области, руководитель представительства администрации региона при правительстве РФ. В 2002 году – председатель правительства Чеченской Республики. В 2003 году был назначен помощником директора Пограничной службы ФСБ, затем помощником министра экономического развития и торговли РФ, а в декабре был избран депутатом Государственной Думы IV созыва от Ивановской области. В 2006 году окончил ВАК Академии Генерального штаба ВС РФ. В 2007 году избран депутатом Госдумы V созыва в составе федерального списка кандидатов от «Единой России». В 2011 году избран депутатом Госдумы VI созыва и назначен полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе.
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орденом Дружбы, медалями «За отвагу», «За укрепление боевого содружества», «За отличие в воинской службе», «850-летия Москвы» и многими ведомственными наградами. Награжден почетной грамотой президента РФ, почетной грамотой правительства РФ, благодарностью председателя правительства РФ, личным наградным оружием.