Анатолий Каминский и Игорь Смирнов ранее в друзьях «ходили», а сегодня их развела борьба за президентский пост.
Фото с сайта dniestr.ru
30 ноября – 1 декабря в Вильнюсе, после шестилетнего перерыва, прошли официальные переговоры по урегулированию приднестровского конфликта в формате 5+2 (Россия, Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, ЕС и США – наблюдатели, Молдавия и Приднестровье – стороны конфликта). Последний раз стороны собирались в 2006 году. Затем из-за обострения отношений между Кишиневом и Тирасполем официальные переговоры были прекращены.
Темами нынешней встречи стали принципы, которые будут положены в процесс официальных переговоров, прежде всего их технических аспектов, а также круг вопросов, которые должны быть рассмотрены в будущем. Ключевым из них является вопрос о статусе Приднестровья, а также экономические аспекты взаимодействия.
За последнее десятилетие переговорный процесс в разных форматах не привел к серьезному продвижению в решении приднестровского конфликта. Более того, в последние годы сложилась ситуация, когда активизация переговорного процесса в большей степени была нужна гарантам конфликта, нежели Молдавии и Приднестровью. Тирасполь и Кишинев давно уже приспособились к сложившейся ситуации.
Переговоры в Вильнюсе создали условия для дальнейшего продолжения официальных переговоров по урегулированию приднестровского конфликта, горячая фаза которого уступила место вопросам экономического взаимодействия между двумя берегами Днестра уже в середине 1990-х годов. К нынешнему периоду времени вопрос об урегулировании конфликта трансформировался в решение проблемы, в основе которой выработка принципов восстановления территориальной целостности Молдавии. Не случайно элиты Молдавии и Приднестровья больше озабочены решением собственных политических и экономических вопросов, нежели тем, чтобы предлагать какие-то новые варианты, способные качественно изменить ситуацию. Свидетельством этому выступают совместные проекты в сфере бизнеса, которые лучше всяких политических деклараций гарантируют сохранение мира в этом регионе.
Сдвинуть конфликт с мертвой точки не позволяли изначально разные позиции конфликтующих сторон. Для Кишинева ключевым положением выступает сохранение территориальной целостности и унитарный характер государства. Молдавия готова вести переговоры о придании особого статуса Приднестровью, но в рамках единого государства. В Тирасполе такая точка зрения не находит поддержки. В Приднестровье настаивают на равноправии участников переговорного процесса, ссылаясь на результаты проведенных референдумов и принятых законов, которые однозначно говорят о диалоге равноправных партнеров. В итоге стороны, заявляя о готовности к переговорам, за последние годы приняли ряд документов, которые изначально не позволяют ожидать от них положительных результатов.
Россия взяла на себя задачу изменить позицию Приднестровья, сделав ставку на спикера парламента Анатолия Каминского. С его победой в России связывают надежды на реализацию плана по восстановлению территориальной целостности Молдавии. Пока сложно говорить о том, насколько эти ожидания оправданны и имеют ли они шансы быть реализованными.
Возможно, политика действующего президента Игоря Смирнова не всегда отвечала запросам России. Однако его последовательность давала гарантии сохранения за Россией своего влияния в регионе. Особенно рельефно это прослеживалось в период демарша молдавского президента Владимира Воронина, отказавшегося подписать «план Козака» (план по урегулированию конфликта, разработанный в кремлевской администрации). По этой причине курс России, направленный на смену лидера Приднестровья, может привести к совсем иным результатам.
Да и молдавские политики не спешат отказываться от своих позиций, по-прежнему настаивая на территориальной целостности. В итоге руководство Приднестровья независимо от того, кто победит на выборах 11 декабря, по всей видимости, будет поставлено перед фактом неприемлемых условий, что может вернуть переговорный процесс на прежние рубежи и нивелировать усилия России.
Принципиальные изменения в переговорном процессе могут произойти лишь в случае оказания на Молдавию и ПМР внешнего политического и экономического давления со стороны ключевых участников переговорного процесса. Прежде всего со стороны России, ЕС и США, которые стремятся к проведению активной политики в этом регионе. Однако расхождение их интересов делает такой сценарий призрачным, тем самым лишая переговорный процесс четкой перспективы.