В XX веке в мире произошли два важнейших геополитических события – революция 1917 года в России, с последующим образованием СССР, и в 1991 году распад Союза ССР на 15 суверенных государств.
Прошло 20 лет. Экономические связи бывших республик приобрели статус международных и с 1991 года стали оцениваться в долларах США.
Страны СНГ
Данные о том, как изменились объемы экономических связей России с государствами СНГ и странами Балтии, сведены в табл. 1. В целом по странам СНГ наша внешняя торговля сократилась в 1,5 раза, лишь с Республикой Беларусь в 1,5 раза увеличилась. Объемы товарооборота России со странами Балтии, напротив, увеличились за счет роста поставок энергоносителей.
Экономическое развитие постсоветских стран в 1991–2010 годах можно разбить на три этапа.
На первом этапе (1991–1995) союзные республики обретали политическую независимость, получали международное признание и правовое оформление, входили в международные организации и т.д. В эти годы во всех республиках резко упало производство валового внутреннего продукта (ВВП).
Второй этап (1996–2000) характеризовался укреплением политического суверенитета новых независимых государств, созданием самостоятельно функционирующих финансово-экономических систем со всеми государственными проявлениями – своей валютой, бюджетом, налоговой и таможенной политикой и т.д. На данном этапе наступает период относительной стабилизации экономики с резким снижением уровня инфляции. Причем из всех бывших союзных республик к 2000 году только Эстония по производству ВВП смогла превзойти уровень 1991 года, а Узбекистан отстал всего на 1%.
На третьем этапе (2001–2010) шло дальнейшее укрепление экономики всех бывших союзных республик, максимальное использование ресурсных возможностей, осуществление рыночных реформ на основе трансформации структуры хозяйства.
По объему ВВП в 2010 году превысили уровень 1991 года Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Туркменистан и все государства Балтии. Мировой финансово-экономический кризис (с конца 2008 года) замедлил темпы экономического развития, но уже к концу 2010 года ряд постсоветских стран начали преодолевать последствия кризиса.
Изменение основных социально-экономических показателей бывших союзных республик за без малого 20-летний период характеризует табл. 2.
Ряд республик сделали ставку на активное развитие топливно-энергетических комплексов. Так, Азербайджан, где извлекаемые потенциальные ресурсы нефти оцениваются в 4 млрд. тонн, за 20 лет увеличил душевое производство нефти почти в 3 раза. В республике также увеличилось душевое производство цемента, зерна и мяса.
Опережающими темпами за последние 20 лет происходит добыча нефти и природного газа в Казахстане. По сравнению с 1991 годом к концу 2009 года на душу населения здесь произведено в 3,1 раза больше нефти и в 1,5 раза больше газа соответственно. Казахстан также увеличил душевое производство зерна – с 731 до 1302 кг, или в 1,8 раза. Номинальная зарплата в месяц в республике возросла почти в 10 раз, а душевое производство ВВП занимало в 2010 году второе место среди стран СНГ.
Туркменистан входит в первую пятерку мировых производителей природного газа и в четверку крупнейших производителей нефти на территории бывшего СССР. После обретения независимости приоритет в развитии получили нефтегазовая отрасль и текстильная промышленность. Туркменистан сделал ставку на расширение объемов экспорта энергоносителей не только в Россию, но и в Украину, Иран, Китай и другие страны. Несмотря на сокращение производства природного газа почти в 2 раза к 2010 году, республика за счет расширения его экспорта смогла решить многие задачи социально-экономического развития.
Промышленная политика в суверенном Узбекистане на этапе преобразований была направлена прежде всего на обеспечение экономической независимости (в частности, энергетической безопасности страны), а также на преимущественное развитие капиталоемких отраслей добывающей промышленности, связанных с использованием богатых источников минерального сырья.
В 1991–1999 годах, на фоне падения темпов и натуральных объемов производства в нефтегазовой индустрии большинства стран СНГ, добыча нефти и газового конденсата в Узбекистане возросла в 2,9 раза, а газа – в 1,35 раза. В 1990 году обеспеченность собственной нефтью в Узбекистане составляла лишь 28%, но уже с 1996 года Узбекистан не только прекратил импорт нефти, но и увеличил ее экспорт в 3,3 раза. В целом производство нефти республика увеличила к 2010 году на 78% (5 млн. тонн).
Однако некоторые положительные сдвиги в развитии топливно-энергетического комплекса республики кардинально не улучшили социально-экономическую ситуацию, которая остается напряженной. Средняя номинальная зарплата в месяц в Узбекистане меньше 200 долл., отмечается высокий уровень скрытой безработицы, часть трудоспособного населения вынуждена выезжать на заработки в Россию и другие страны.
Несмотря на снижение численности населения, Россия в постсоветский период сократила душевое производство ряда важнейших продуктов (в %): электроэнергии – на 4,3, нефти – 7,2, газа – 1,2, угля – 23,7, цемента – 35, проката черных металлов – 20, мяса (промышленной выработки) – на 40. Лишь производство зерна к 2010 году выросло на 14%.
В целом неплохо выглядела экономика Республики Беларусь за 1991–2010 годы. Здесь доля промышленности составляет около 1/3 национального продукта. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
Беларусь за 20 постсоветских лет увеличила душевое производство нефти на 2,8%, природного газа – 22,7%, цемента – 96%, проката черных металлов – в 2,3 раза, зерна – на 44%.
Мировой финансовый кризис особенно больно ударил по экономике Республики Беларусь. В середине 2011 года здесь произошла девальвация национальной валюты, средняя зарплата упала на 25–30%, увеличился внешний долг.
Крупнейшая республика (после России) на постсоветском пространстве – Украина – за 20 лет самостоятельного существования не обеспечила нормального экономического развития. В последнее десятилетие в Украине значительно уменьшились запасы нефти и природного газа в результате их интенсивной добычи. Нынешнюю потребность в собственной нефти Украина покрывает пока на 10–12%, а газа – не больше 22%. Украина считается одной из богатейших в Европе по разнообразию и количеству минеральных ресурсов. Длительное время республика занимала ведущее место на континенте по добыче угля, железной руды и марганца.
Однако за 20 лет, несмотря на 12-процентное сокращение численности населения в Украине, душевое производство электроэнергии сократилось на 44%, нефти – 18%, угля – 54%, цемента – 51%, проката черных металлов – на 57%, мяса промышленной переработки – на 74%. Только производство зерна в республике увеличилось на 34%.
Другие европейские страны СНГ (Армения, Грузия, Молдова) за 20 лет независимости несколько ухудшили социально-экономическую ситуацию на своих территориях.
В Армении, преимущественно индустриальной республике с мощным научно-техническим потенциалом, к трудностям трансформационного периода добавились последствия землетрясения 1988 года и вооруженного конфликта с Азербайджаном. С начала 1990-х годов Армения оказалась в блокаде. Перестало действовать автомобильное и железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Арменией, а из-за грузино-абхазского конфликта прекратилось движение по железной дороге, идущей через Грузию в Россию.
За 20 лет производство электроэнергии в расчете на одного человека в Армении сократилось на 53%. Почти на 70% сократилось производство цемента – основы строительной индустрии. В то же время в целях повышения продовольственной безопасности в республике увеличилось душевое производство зерна и мяса промышленной переработки. В социальной сфере номинальная средняя зарплата в 2010 году не превысила 280 долл.
Грузия сократила душевое производство всех основных продуктов, в том числе (в %): электроэнергии – на 42, угля – 31, цемента – 3, зерна – 14 и мяса промышленной переработки – на 93. Уровень средней номинальной зарплаты по республике составил около 250 долл.
С неудовлетворительными социально-экономическими итогами отметит 20-летие самостоятельного существования Республика Молдова. Вооруженный приднепровский конфликт 1992 года привел к фактическому отделению от нее Приднестровья, где сосредоточена большая часть экономического потенциала бывшей Молдавской ССР. Власти Приднестровья смогли сохранить многие значимые промышленные предприятия, продукция которых успешно конкурирует на мировом рынке. В основной Молдавии выпуск электроэнергии сократился за 20 лет на 90%, цемента – 45%, зерна – 20%, мяса промышленной переработки – на 93%. Номинальная зарплата в месяц – около 240 долл. Аграрный сектор – ведущая отрасль в республике – функционирует при катастрофическом износе техники, отсутствии инвестиционной поддержки, росте цен на энергоресурсы, минеральные удобрения.
К 2010 году значительно хуже по сравнению с советским периодом стало жить население Киргизии и Таджикистана. Революции, при которых менялась власть, и межнациональные конфликты в бывшей Киргизской ССР привели экономику страны к кризисному состоянию. На 42% сократилось душевое производство электроэнергии, уменьшились объемы производства в горнорудной промышленности, машиностроении и пищевой промышленности. Внешний долг, несмотря на значительное списание в рамках Парижского клуба, составляет около 2,7 млрд. долл. (более 60% от ВВП страны). В Киргизии почти самая низкая номинальная средняя месячная зарплата из стран СНГ (ниже только в Таджикистане) – 151 долл. в 2010 году; ВВП на душу населения – всего 840 долл.
В еще худшем социально-экономическом положении находится население Таджикистана. С 1992 по 1996 год шла гражданская война, которая привела почти к полному развалу экономики страны и унесла жизни почти 100 тыс. человек (что намного больше людских потерь республики в Великой Отечественной войне). Инвалидами стали мужчины преимущественно трудоспособного возраста. Война обошлась экономике Таджикистана более чем в 7 млрд. долл., которые нужно было изыскать для восстановления хозяйства страны. Спад производства был вызван также разрывом сложившихся хозяйственных связей и неэффективной экономической политикой рыночных преобразований. Стали убыточными и вскоре прекратили работать сотни больших и малых предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности. В Таджикистане отмечается самый низкий среди постсоветских стран уровень номинальной зарплаты в месяц – 70 долл., а также наименьшее душевое производство ВВП – 745 долл.
Страны Балтии
Страны Балтии в постсоветский период оказались в лучшем социально-экономическом положении, чем государства – участники СНГ. В некотором роде им помогала и Россия.
Еще в 2001 году The New York Times писала: «Три прибалтийских государства получили значительные прибыли за прошедшее десятилетие за счет оплаты Россией пошлин за транзит нефти и иных грузов через Таллинский порт в Эстонии, Рижский и Вентспилсский порты в Латвии и другие порты. Согласно оценке российских экспертов, как минимум 25% экономик Латвии и Эстонии связаны с торговлей. Эти прибыли были получены за счет России».
По официальным данным, в 1998–2000 годах на экспорт услуг транзитного транспорта приходилось 18–20% ВВП Латвии. После обретения независимости в Латвии прошли кардинальные экономические реформы, был введен латвийский рубль, позднее замененный на латвийский лат, проведены приватизация и реституция. В 2000-е годы экономика Латвии стабильно поднималась на 5–7% в год (в 2006-м – 12,6%, 2007-м – 10,3%) до начала экономического кризиса 2009 года. В связи с кризисом в Латвии среднемесячная зарплата к 2009 году сократилась до 650 евро (или 929 долл.). К концу 2009 года безработными являются около 20% населения. Это один из самых высоких показателей в ЕС. В Латвии в 2010 году по сравнению с 1991 годом на 11% увеличилось производство электроэнергии на одного человека, на 53% выросло душевое производство зерна и 21% производства мяса промышленной переработки. К 2010 году ВВП на душу населения в Латвии составил около 10 тыс. долл.
В Литве ВВП страны в первые годы независимости был из-за финансовой нестабильности самый низкий в Балтии. Далее экономика показала стабильный рост ВВП с 2001 года; годовая инфляция упала с 8,7% в 1997 году до не более чем 2,5–2,7% в 2009-м. С 2001 по 2008 год среднемесячная зарплата в Литве повысилась с 270 до 620 евро. Из-за финансового кризиса к 2009 году она снизилась до 590 евро. В республике за 20 лет независимости на 46% сократилось душевое производство электроэнергии, в том числе за счет остановки Игналинской АЭС (по требованию ЕС). В соответствии с антикризисной программой Евросоюза Литва получила около 31% финансовой помощи от всех доходов своего бюджета в 2009 году. В 2010 году эта помощь увеличилась еще на несколько процентов, что позволило получить ВВП на душу населения 11 440 долл.
Эстония является наиболее экономически развитой среди постсоветских стран. Переход к рыночной экономике здесь осуществлялся с помощью быстрой либерализации, приватизации, структурной и институциональной реформ. Экономический спад 1991–1994 годов сменился уже к 1995 году ростом экономики, а с 2000 по 2006 год среднегодовые темпы роста составили, по разным данным, от 8,5 до 9,1%. К 2007 году Эстония занимала первое место по ВВП на душу населения среди бывших союзных республик СССР и третье место в Восточной Европе после Словении и Чехии. Мировой кризис привел в экономике Эстонии к негативным тенденциям. По итогам 2009 года ВВП Эстонии сократился на 14,1%. По данным Eurostat, уже в сентябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2009 года промышленное производство Эстонии увеличилось на 31,1%. Рост ВВП в 2010 году составил 3,1%.
Эстонский Союз работодателей в сентябре 2010 года опубликовал манифест, в котором утверждалось, что уровень занятости в республике повысился до предкризисного 2008 года, страна имеет низкий уровень налогообложения, высокую эффективность производства и характеризуется ростом производительности труда. В Эстонии работает около 30 предприятий топливно-энергетического комплекса на основе добычи и использования горючих сланцев, в химической индустрии – около 60 предприятий, машиностроении – 20, промышленности строительных материалов – 23, легкой и пищевой промышленности – свыше 150. К 2010 году по сравнению с 1991 годом в Эстонии на 21% повысилось производство зерна и на 16% – производство мяса промышленной переработки.
Общие итоги
Последствия распада СССР можно разделить на, во-первых, политические, во-вторых, экономические и, в-третьих, социальные, относящиеся к русскоязычному населению.
Политические последствия для всех бывших союзных республик только положительные. Приобретение государственности и международного признания значительно повысило статус национальных элит. Президенты, премьер-министры, министры, послы и другие престижные должности новых независимых государств оказались в руках титульных наций и людей, близких к бывшему руководству республик. Во многом из их же состава формируется новая бизнес-элита, включая банкиров и руководителей (хозяев) крупных предприятий. После распада СССР перед независимыми государствами возникли проблемы новых взаимоотношений, коренного переустройства экономики и укрепления национальной государственности. На первом этапе формирования новых государств не все из них успешно справились с возникшими политическими проблемами. В ряде новых стран СНГ возникли как внутренние, так и межгосударственные конфликты (Грузия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Киргизия), что свидетельствует о недостаточной политической зрелости новых элит, отсутствии практики выработки взвешенных договоренностей и компромиссов.
Что касается экономических последствий, то здесь ситуация для новых независимых государств довольно неоднозначная. Анализ практики экономического функционирования стран СНГ и Балтии за 20-летний период показал, что только Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия и Туркменистан, а также страны Балтии несколько улучшили свое экономическое положение по сравнению с 1990–1991 годами. В этих государствах достигнуто производство ВВП на душу населения на уровне 6–9 тыс. долл., а в странах Балтии – 10 тыс. Увеличилась средняя номинальная зарплата в месяц – до 400–600 долл., в Балтии – до 800–1100 долл. Правда, эти цифры довольно условные и не отражают колоссального расслоения населения по доходам, особенно в России и Казахстане, где 10% богатейших людей имеют до 80% доходов страны.
В Армении, Грузии, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Узбекистане и Украине ухудшилась экономическая ситуация по сравнению с советским периодом. В этих государствах отмечен довольно низкий показатель душевого производства ВВП на уровне 880–2500 долл., а средняя номинальная зарплата в месяц еле дотягивает до 300 долл. В определенной мере на формировании этих цифр отражается и воздействие мирового экономического и финансового кризиса, который в большей мере затронул экономики данных стран.
Важным общим негативным последствием распада Союза ССР является ухудшение положения русскоязычного населения в бывших союзных республиках. В 1991 году в них проживало всего около 24 млн. русских.
К сожалению, когда подписывалось соглашение о создании СНГ, никто из руководства новой России не подумал о судьбе соотечественников в созданных государствах. С приходом к безраздельной власти местных вождей положение русских стало ухудшаться, поэтому многие из них пытались вернуться на родину, которая их особенно не ждала. По ориентировочным расчетам, к 2010 году в странах СНГ и Балтии осталось проживать около 10 млн. русскоязычного населения. Часть из них из-за возраста уже не пытается перебраться в Россию, другие как-то приспособились к новым условиям, третьи надеются на либерализацию законодательства в России для беженцев из постсоветских стран, а четвертые поглядывают на Запад как на будущее возможное место для проживания. Политика России по отношению к соотечественникам в бывших союзных республиках должна быть направлена на их поддержку в социальной и экономической сферах, создание благоприятных условий для их переезда на родину и адаптации к российской действительности.
Сейчас в ряде публикаций как один из сценариев развития Российской Федерации рассматривается вариант ее распада на самостоятельные, независимые государства. Подобному ходу событий может способствовать дальнейшее расслоение населения России по доходам, ухудшение социально-экономического положения населения большей части территории страны, несправедливое распределение природных богатств и ценных основных фондов, бездумная национальная политика. В России пока нет объединяющей силы, которая консолидировала бы общество. Множество религий на территории Российской Федерации не имеют объединяющего характера. Поэтому весомыми факторами консолидации должны выступать политика повышения социально-экономического благополучия народов России, равенство всех перед законом, выравнивание экономического положения субъектов РФ, создание нормальных условий для организации и ведения предпринимательства, реальная борьба с коррупцией, разумное налогообложение, эффективная социальная политика в отношении пенсионеров и малоимущих, поддержка науки, образования и культуры.
Таблица 1 Торговля России со странами СНГ и Балтии (объем товарооборота в год, млн. долл.) | |||||
1991 г. | 2010 г. | Изменение товарооборота (2010 к 1991) в % | |||
Товарооборот | В том числе экспорт РФ | Товарооборот | В том числе экспорт РФ | ||
Азербайджан | 6904 | 3400 | 1948 | 1562 | –3,5 раза |
Армения | 4270 | 2890 | 859 | 701 | –4,9 раза |
Белоруссия | 18 750 | 11 900 | 27 874 | 18 058 | +1,5 раза |
Грузия | 5450 | 3495 | 249 | 211 | –21,8 раза |
Казахстан | 18 085 | 11 820 | 15 274 | 10 796 | –1,2 раза |
Киргизия | 3028 | 1700 | 1379 | 992 | –2,2 раза |
Молдавия | 5736 | 2975 | 1532 | 1111 | –3,7 раза |
Таджикистан | 2847 | 1785 | 886 | 673 | –3,2 раза |
Туркменистан | 3600 | 1530 | 906 | 759 | –3,7 раза |
Узбекистан | 14 723 | 7820 | 3446 | 1890 | –4,3 раза |
Украина | 54 705 | 35 700 | 37 187 | 23 143 | –1,5 раза |
В целом по СНГ | 138 096 | 85 005 | 91 291 | 59 685 | –1,5 раза |
Страны Балтии | |||||
Литва | 1690* | 1010 | 4521,8 | 3559,1 | +2,6 раза |
Латвия | 1786* | 1100 | 6565,1 | 5892,9 | +3,7 раза |
Эстония | 1030* | 695 | 2274,2 | 1715,6 | +2,2 раза |
* Расчет автора. Источник: Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник, 2010 г. |
Таблица 2 Изменение основных социально-экономических показателей республик в постсоветский период | ||||||||||||
Численность населения 2010 г. к 1990 г, % | ||||||||||||
Душевое производство 2009 г. к 1991 г. в % долл. (2010 г.) | Номинальная зарплата в месяц в среднем, долл. в 2010 г.═ | ═ ВВП на душу населения 2010 г.═ | ВВП на душу населения, по ППС, | Электроэнергия | Нефть | Газ естественный | Уголь | Цемент | Прокат черных металлов | Зерно | Мясо (промышленная переработка) | |
Страны СНГ | ||||||||||||
Азербайджан | 126,2 | 63,9 | 296,3 | 0,98 | – | 108 | - | 105 | 283 | 407 | 11000 | 5790 |
Армения | 100,0 | 47,4 | – | – | – | 33 | – | 143 | 142 | 211 | 5800 | 2885 |
Белоруссия | 92, 5 | 84, 8 | 102, 8 | 122, 7 | – | 196 | 231 | 144 | 96 | 415 | 13 400 | 5639 |
Грузия | 80, 7 | 58, 1 | – | – | 69, 0 | 97 | – | 86 | 7 | 340 | 4800 | 1240 |
Казахстан | 95, 8 | 90, 9 | 312, 1 | 146, 6 | 75, 7 | 80 | 102 | 179 | 16 | 452 | 12 500 | 9125 |
Киргизия | 123, 6 | 58, 3 | – | 106, 0 | 124, 1 | 43 | – | 122 | 1, 5 | 151 | 2200 | 840 |
Молдавия | 82, 6 | 7, 3 | – | – | 55 | – | 86 | 6, 2 | 240 | 2500 | 1661 | |
Россия | 95, 8 | 95, 7 | 92, 8 | 98, 8 | 76, 3 | 65 | 81 | 114 | 60 | 622 | 15 900 | 10 557 |
Таджикистан | 142, 8 | 60, 5 | – | – | 161 | 14 | – | 294 | 47 | 70 | 2000 | 745 |
Туркменистан | 198, 9 | 46, 3 | 101 | 46, 3 | – | 44 | – | 335 | 71 | 221 | 7400 | 3103 |
Узбекистан | 138, 0 | 64, 1 | 134, 2 | 0, 84 | 0, 52 | 85 | 14 | 292 | 24 | 184 | 3100 | 1335 |
Украина | 88, 3 | 66, 1 | 82, 6 | 150, 6 | 46, 0 | 49 | 43 | 134 | 26 | 30, 0 | 6700 | 2603 |
Страны Балтии | ||||||||||||
Латвия | 85, 2 | 111, 0 | – | – | – | 76 | – | 153 | 121 | 929 | 14 500 | 10 600 |
Литва | 88, 7 | 53, 3 | – | – | – | 84 | – | 130 | 130 | 730 | 15 900 | 11 440 |
Эстония | 82, 2 | 88, 2 | – | – | – | 81 | – | 121 | 116 | 1140 | 19 000 | 12 000 |