0
1446
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.11.2011 00:00:00

Дума ждет решающего штурма

Михаил Виноградов

Об авторе: Михаил Юрьевич Виноградов - президент фонда "Петербургская политика".

Тэги: госдума, партии, выборы


госдума, партии, выборы На жеребьевке партии власти достался № 6.
Фото с сайта ЕР

По мере разворачивания избирательной кампании все ее участники обнаружили, что объединены общей задачей. А именно – как преодолеть усталость и раздражение избирателей, создать интригу вокруг выборной кампании и привести максимальное количество сторонников на участки для голосования 4 декабря?

Возможностей для маневрирования у партий стало заметно больше. Вопреки прогнозам скептиков, предполагавших, что в интересах власти не пустить малые партии на выборы, Центризбирком на удивление легко принял их списки. Причем без проблем допуск на выборы оформили не только «Яблоку», но и «Правому делу» и «Патриотам России», которые свою активность избирателям отнюдь не навязывали даже при сборе подписей. Не вызвала никаких нареканий у участников и жеребьевка мест в предвыборном бюллетене. Предсказываемые манипуляции, позволявшие партии власти получить наиболее комфортный номер, так и остались фантазиями некоторых журналистов. Наконец, произошло явное увеличение присутствия в телеэфире представителей оппозиционных партий.

Стала ли предвыборная кампания центральным событием повестки дня? Это пока не очевидно. Политически активная часть общества разделилась между теми, кто додумывает сентябрьскую «рокировку» в тандеме, и теми, кто заглядывает в весну в надежде предугадать состав будущего правительства. Увлечь обе категории интересом к выборам в Госдуму еще предстоит. Тем для этого будет с избытком. И если проблематика расширенного правительства или даже постсоветской интеграции интересна пока ограниченному кругу людей, то к темам возможной новой волны экономического кризиса или «посадки Лужкова» равнодушных почти не осталось. От участников выборов требуется всего ничего: перейти от режима сугубо «внутрипартийных» кампаний и «раскачать» избирателя, присоединившись к интересным ему темам.

Таблетка от усталости

Тезисом об усталости избирателей от политики сегодня никого не удивишь. Это ощущают на себе все партии – неприятие прежних игроков фиксируется всеми социологами. Изобретение лекарства от усталости сегодня, по сути, является главным рецептом успешного выступления на выборах. В октябре его поиск развернулся по нескольким линиям.

Путь первый – эксплуатация усталости от власти. Более всего здесь были заметны коммунисты, развернувшие кампанию по обвинению в применении административного ресурса для продвижения «Единой России». Ходов здесь было предпринято множество – в основном дежурные и малоэффективные: письма в Центризбирком, требование «принудительного привода» первых лиц ЕР на предвыборные дебаты, претензии к выступлению Путина на сентябрьском съезде ЕР, указание на внезапный рост численности избирателей в списках по отдельным районам от стандартных 76–82% до 96% от общей численности населения. Остальные партии тоже не остались в стороне: Жириновский боролся с несменяемостью власти лозунгом «Вы дождетесь!», а «Справедливая Россия» взяла на вооружение лозунг «Перемены будут!».

Проблема, однако, в том, что избирателям приелись не только представители власти, но и Жириновский с Зюгановым. Поэтому второй вариант действий – эксплуатация усталости от «старых лиц» через предъявление новых персонажей. Летний интерес избирателей к кампании Прохорова показал, что спрос на новые персоны действительно существует. На этом направлении активнее других проявили себя провластные силы. Идея «расширенного правительства» стала недвусмысленной заявкой на вовлечение в политическое пространство более молодых и не успевших надоесть избирателю политиков и общественных деятелей. Шагом в этом направлении была и поездка Дмитрия Медведева на факультет журналистики МГУ, однако сопутствовавшие ей обстоятельства не позволили добиться желаемой цели. Кроме того, в активе у «Единой России» возможность «ребрендинга» узнаваемых в элитах, но ранее мало проявлявших себя в публичной политике персонажей – Собянина, Нарышкина, Козака, Сечина. И если эффект от включения в список ЕР в Калининградской области вице-премьера Александра Жукова пока нельзя назвать высоким, то первая годовщина с момента утверждения нового мэра Москвы прошла выигрышно для «Единой России». Судя по откликам даже критически настроенных изданий, Собянину удалось собрать вокруг себя значительные ожидания реального улучшения жизни в городе в обозримой перспективе.

Оппозиции с подбором новых лиц приходится нелегко. У коммунистов к этой категории можно отнести адмирала Владимира Комоедова (2-е место в списке с перспективой эксплуатации ностальгии по сильной армии и «полноправному» Черноморскому флоту). В конце октября заявку на участие в публичной политике сделал и экс-глава Роснаркоконтроля Виктор Черкесов (8-е место в списке КПРФ). В ЛДПР сама постановка вопроса о новых лицах, похоже, считается криминалом – федеральный список партии скорее выглядит как «политбюро» и укомплектован статусными функционерами и действующими депутатами. Сложнее всего приходится «Яблоку»: молодежь уже воспринимает Григория Явлинского как «новое лицо», а среднее и старшее поколение – отнюдь нет.

Третья стратегия действий – попытка разрушить усталость от предвыборных программ, не приводящих к реальным изменениям. Здесь есть два возможных направления – эксплуатация потребительских запросов избирателей или разыгрывание национал-патриотической карты.

Тема распределения социальных благ звучит пока дежурно. В пользу «Единой России» может оказаться повышение зарплат бюджетникам, в пользу оппозиции – их неповышение воспитателям детских садов или педагогам спортшкол. А вот державная и националистическая тематика в нынешнем году обыгрывается более удачно. Два ключевых направления здесь – «кавказский» вопрос и призрак восстановления СССР.

«Единая Россия» удержалась от соблазна присоединиться к националистическому тренду, отказавшись от включения в списки Дмитрия Рогозина (впрочем, в том же Подмосковье Рогозин все же фигурирует на плакатах в поддержку кандидатов ОНФ на региональных выборах). Вообще же вброс в октябрьскую повестку дня лозунга «Хватит кормить Кавказ!» вызвал новую поляризацию партий. В нише «интернационализма» закрепились ЕР, «Яблоко» и «Справедливая Россия». Последняя, правда, до конца не определилась – Оксана Дмитриева осуждает антикавказскую риторику, объясняя, что основные деньги уходят не на юг, а на запад – через Резервный фонд. А Геннадий Гудков, наоборот, осудил попытки «забалтывать» русский вопрос. На другом фланге оказались КПРФ и ЛДПР. Коммунисты вернулись к теме законодательного закрепления «государствообразующего» статуса русских и возвращения в паспорт графы «национальность». В свою очередь, ЛДПР предложила установить особый порядок для проведения молитвенных обрядов и жертвоприношений, строго наказывая за его нарушение.

А вот в части эксплуатации ретро-утопической ностальгии по СССР «Единой России» повезло больше. Статья Владимира Путина в «Известиях» и активность по теме постсоветской интеграции принесла определенные дивиденды. Причем Таможенный союз неожиданно обещает дать эффект даже среднему классу, никаких особых надежд на ТС не возлагавшему, – благодаря ему максимально допустимая норма беспошлинно ввозимых из-за рубежа товаров выросла с зыбкой и порождавшей многочисленные случаи коррупции на таможне цифры 1,5 тыс. евро до 10 тыс. евро. А вот оппозиция заявлениями по Евразийскому союзу и вовсе оказалась озадачена, столкнувшись с необходимостью солидаризироваться с действиями власти. Разве что Борис Кашин (КПРФ) заявил, что будущий союз потребует создания демократических институтов взамен нынешних. А дальше всех пошла ЛДПР, предложив взять в СНГ еще и Грецию – раз уже народ «не хочет подчиняться диктату Евросоюза».

Еще одно направление активности – преодоление усталости от нехватки предвыборной и политической интриги. Здесь в разной степени проявили себя оппозиционные партии. Они начали игру на понижение от результатов ЕР, объясняя это внутритандемной расстановкой сил. Виктор Коломейцев (КПРФ) утверждал, что Путин теперь не заинтересован в партии конституционного большинства, поскольку это требовалось только в качестве гарантий возвращения в президентское кресло. Зюганов начал апелляцию к Медведеву с призывом сохранить «образ человека, ратующего за демократию», и «обуздать желание ЕР получить 60–70% голосов». Эсэры в лице Гудкова утверждали, что «Путин уже смирился с неполучением ЕР 50% голосов» и именно в этом случае он будет считать себя победителем. А Игорь Лебедев (ЛДПР) предрекал: «Путин будет огражден от критики за возможный провал на выборах в Думу».


Центризбирком на удивление легко принял списки всех партий.
Фото РИА Новости

Наконец, последняя очевидная проблема – усталость избирателя от отсутствия эмоций в кампании. Придумать более легкие и неназидательные формы агитации нынешним партиям удается пока с трудом. Пожалуй, самым ярким образцом креатива стал появившийся в Интернете ролик с медведем в метро, создающий менее тяжеловесный образ партии и подспудно поощряющий эмоционально комфортный выбор в пользу ЕР. Впрочем, сами единороссы на ролик отреагировали сдержанно, поскольку привыкли к более «солидной» агитации.

«Единая Россия»: будет ли ремейк 2007 года?

Съезд «Единой России» частично удовлетворил ожидания партийных активистов на возвращение Владимира Путина на президентский пост, однако создал интригу относительно места партии в будущей конфигурации власти. Кроме того, повторения драматургии 2007 года, воспринимаемой единороссами в качестве образцовой, пока не случилось. Динамика рейтингов заметно отличается от событий четырехлетней давности. По данным фонда «Общественное мнение», с момента съезда ЕР рейтинг партии вырос на 1%, однако рейтинги Медведева и Путина снизились на 4%. Оценки Левада-Центра более оптимистичны для единороссов и предрекают им чуть ли не 68% мест в будущей Думе, но в полной мере ожидания перехвата партией инициативы пока не воплотились в жизнь.

Возможности «Единой России» для укрепления позиций включают в себя несколько слагаемых. Это предъявление инициатив по сравнительно новым для ЕР темам повестки дня – ограничение роста коммунальных тарифов, создание Евразийского союза, демонстрация результатов успешной работы ЕР в Москве и ряде других городов и регионов. Кроме того, единороссам необходимо цементировать элиты – особенно в регионах с непопулярными губернаторами или откровенными «хромыми утками». Здесь важно преодолеть разногласия между элитными группами и возможные попытки содействовать более низкому результату ЕР на выборах с целью дальнейшей замены губернатора-«аллергена». Наконец, в арсенале «Единой России» остается такое мощное оружие, как контрпропаганда. Ведь для многих оппозиционно настроенных избирателей голосование в пользу КПРФ, ЛДПР, СР или «Яблока» не является полностью комфортным, и их было бы несложно переубедить в пользу неприхода на выборы или решения испортить бюллетень.

КПРФ: «блаженные семидесятые» против «лихого двадцатилетия»

В октябре коммунисты предъявили ключевые лозунги кампании: «Время менять власть», «Заставим вернуть украденное», «1991–2001 – двадцать потерянных лет». Тактика Компартии постепенно оформляется. Главной новацией становится окончательный выбор между Сталиным и Брежневым. Можно ожидать, что акцент будет сделан на ностальгии именно по брежневскому времени – тем более что эта эпоха объективно воспринимается избирателями самых разных партий как «золотой век» (не случайно мягкую попытку присоединиться к теме достоинств «эпохи застоя» предпринял даже пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков).

Из новых фишек кампании удачнее других заявляет себя проект «Дети войны» – призыв к предоставлению различного рода льгот и преференций представителям старшего возраста с одновременной эксплуатацией темы «невозвращенности» властью долгов «военному» поколению. Но сходный проект выдвинула в ряде регионов и «Справедливая Россия». Кроме того, с «военной» тематикой КПРФ иногда явно передавливает. Например, призыв адмирала Комоедова увеличить срок службы в армии до полутора лет вряд ли может рассчитывать на горячую поддержку избирателей.

ЛДПР: без Него какое шоу?

Октябрь стал серьезным испытанием для самого главного (и почти единственного) ресурса ЛДПР – Владимира Жириновского. Его приезд в любой регион обычно вызывает резкое нарастание агитации (иногда рекламные плакаты успевают повесить в ночь перед прибытием) и общую атмосферу ожидания яркого и креативного шоу. А дальше все зависит от того, в какой форме находится Жириновский в конкретный день. Как следствие, накатанная схема «выход к прессе – встреча с губернаторами – общение со сторонниками – посещение крупного супермаркета» может вызвать мощный резонанс и рост рейтинга на 10–15%, а может, и вовсе остаться незамеченной.

Как и прежде, в активе ЛДПР – способность ежедневно фонтанировать креативными идеями. В октябре либерал-демократы предложили расширить права журналистов посещать места лишения свободы (традиционная борьба за голоса родственников заключенных), ужесточить ответственность за преступления для лиц со спецподготовкой в области силовых единоборств, запретить рекламу в телепрограммах в вечернее время и выходные, учредить всероссийский День охотника и рыболова, добиваться выдачи российской визы Далай-ламе, прекратить выселение за долги, приостановить изъятие имущества у безработных. Но довести эти идеи до избирателей и, главное, побудить их запомнить либерал-демократам пока не удается.

«Справедливая Россия»: экспансия в борьбе за неопределившихся избирателей

Несмотря на некоторое снижение интенсивности кампании «Справедливой России», в целом октябрь прошел для последователей Сергея Миронова довольно удачно. Социологи все чаще предрекают им преодоление 7-процентного барьера, а большое количество неопределившихся избирателей (по разным территориям – от 15 до 50%) может сулить не имеющим большого антирейтинга эсэрам приращение поддержки. Впрочем, на получении сверхрезультатов в партии не рассчитывают – Миронов даже публично признал, что будет считать 9-процентный результат вполне удовлетворительным (хотя ранее говорил о 15% голосов).

Потенциально неприятным сюрпризом для «Справедливой России» является регистрация «Яблока» – с ним предстоит борьба и за классического либерального избирателя, и за симпатии оппозиционной части бюджетников. Но эсэры лидируют в части освоения неполитической риторики, привязанной к бытовым и потребительским ожиданиям граждан. Например, вполне конкретные предложения установить 50-процентную надбавку к зарплате педагогам первых трех лет работы после окончания вуза звучат более предметно, чем сходные предложения сторонников Явлинского. Другое дело, что такой шаг способен вызвать ревность педагогов старшего поколения – а они на выборы ходят гораздо лучше, чем «молодые специалисты».

«Яблоко»: эйфория от возвращения в эфир

С точки зрения интенсивности уличной агитации «Яблоко» в октябре можно признать одним из лидеров. Необходимость собрать подписи избирателей побудила партию организовать множество уличных пикетов, обходов избирателей, телефонных обзвонов. Как показывают опросы населения (особенно в крупных городах), представителей «Яблока» рядовой избирателей видел куда чаще, чем агитаторов ЛДПР или СР. Что уж говорить о «Правом деле» и «Патриотах России», которые, похоже, секретно собирали подписи на конспиративных квартирах, не оставив никаких следов и не будучи замечены избирателями.

А вот активное присутствие лидеров «Яблока» в телеэфире может сыграть с ними злую шутку. Эйфория от самого факта обращения к многомиллионной аудитории может оказаться для Явлинского и Митрохина ловушкой: избиратель за последние годы заметно изменился и привычная для партийных ораторов риторика востребована все меньше. На первый взгляд «Яблоко» к этому готово. Акцент переносится на проблемы экологии, права бюджетников, страхи перед новой волной экономического кризиса.

В то же время «Яблоко» остается уязвимым для выпадов оппонентов. Партии будут инкриминировать отсутствие шансов на прохождение в Думу, решение тактических задач преодоления 3-процентного барьера (позволяет получить госфинансирование), «сговоры» с властью (например, снятие экс-мэра Александра Донского с выборов в Архангельской области), выступление в качестве «спойлера» для снижения результата «Справедливой России».

Балеты долго я терпел┘

Идеология кампаний каждой партии понятна и легко угадывается. «Единая Россия» будет делать акцент на достижениях последнего десятилетия, мобилизации приверженцев Медведева и Путина и тезисе о том, что «все остальные еще хуже». Коммунисты попробуют усилить «ядерный электорат» теми, кто своим голосованием рассчитывает напугать власть призраком мощной оппозиции. ЛДПР сделает ставку на желающих своим голосованием напугать всех – власть, богатых, коммунистов, мигрантов, соседей. «Справедливая Россия» продолжит предлагать себя тем, кто разочаровался в «Единой России» или просто не видит в бюллетене симпатичных названий – включая недавних избирателей Рогозина и даже Явлинского. «Яблоко», в свою очередь, будет делать акцент на преждевременности слухов о собственной смерти.

Однако всего этого для успеха недостаточно. Каждой из партий придется поискать подходящего врага. Вариантов предложено немало – власть, Кавказ, Лужков, олигархи, девяностые, нулевые. Но нельзя сказать, что граждан они сильно «цепляют». Сложнее всего придется оппозиционным партиям – ведь нужно будет одновременно натравливать избирателя и на власть, и на собственных конкурентов.

Следующая задача – это, конечно, креатив. Большая часть избирателей вряд ли усядется у телеэкранов в ожидании нудных предвыборных дебатов. Желающих открывать двери агитаторам с каждым годом тоже все меньше. Поэтому придется изобретать такие фишки, которые зрители с удовольствием будут пересказывать друг другу. Возьмем, к примеру, ЛДПР: ее федеральная кампания выглядит скучновато, а вот развешанный по Петербургу слоган Жириновского «Я не считаю голоса – я их слышу» предвыборный ландшафт заметно оживила.

Ну и последний вопрос: как в оставшийся месяц приковать к себе внимание и не утомить собой зрителей? Ни одна из партий таким умением похвастаться пока не могла. Самое время этому поучиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
459
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2170
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1410
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1048

Другие новости