Нынешней осенью США активизировали политику в Центральной Азии. 22 сентября Конгресс США отменил действовавшие с 2004 года санкции на оказание военной помощи Узбекистану. В октябре госсекретарь Хиллари Клинтон совершила центральноазиатское турне, посетив Пакистан, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Ключевыми вопросами переговоров были 1) усиление сотрудничества по стабилизации Афганистана и 2) перспективы развития ситуации в регионе после предполагаемого в 2014 году вывода войск НАТО из этой страны. Особое внимание экспертов привлекли состоявшиеся 22–23 октября переговоры Хиллари Клинтон с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
На этом фоне заметен интерес Соединенных Штатов к взаимодействию с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Еще летом американские аналитики заговорили о необходимости расширить сотрудничество с этой организацией. В октябре в СМИ появились сообщения о стремлении администрации Барака Обамы начать переговоры с ШОС об определении формата сотрудничества. Американская дипломатия допускает два варианта. Первый – предоставление Вашингтону статуса наблюдателя ШОС. Второй – получение Соединенными Штатами статуса партнера по диалогу с ШОС.
Интерес Вашингтона к взаимодействию с ШОС появился сразу после открытия американских военных баз в Центральной Азии. В 2002 году администрация Джорджа Буша-младшего зондировала вопрос о возможности вступления США в ШОС или предоставления им статуса ассоциированного члена. Предложения Белого дома поставили в то время ШОС на грань серьезного кризиса. Узбекистан поддерживал предложения США. КНР выступала против. Россия и Казахстан хотели сохранить единство организации и одновременно не желали ссориться с американцами, которые вели войну против движения «Талибан».
Установить партнерство с ШОС Вашингтону в то время не удалось. Причиной стали жесткие шаги администрации Буша в отношении центральноазиатских государств. (Одним из них была жесткая критика руководства Узбекистана за подавление вооруженного мятежа в Андижане в мае 2005 года.) Нынешняя администрация США, похоже, учла ошибки предшествующей. Вашингтон предпринимает ряд мер, которые позволят США подключиться к деятельности ШОС.
Во-первых, Белый дом стремится получить доступ к процессу принятия в ШОС политических решений. Статус партнера по диалогу не предполагает доступа к закрытым документам организации. Но партнер может ознакомиться с их содержанием по запросу к одному из членов ШОС. Заделом для подобной практики может стать возобновление американо-узбекского партнерства.
Во-вторых, Вашингтон поддерживает проекты расширения количества стран – партнеров ШОС. Американцы поддерживают поданную 21 октября заявку Турции, выступают за интеграцию в ШОС Пакистана и Индии, которые активно взаимодействуют с США в военно-политической сфере.
В-третьих, США стремятся перейти к практике избирательного партнерства со странами Центральной Азии. Вашингтон намерен восстановить привилегированное военно-политическое партнерство с Узбекистаном. Но визит Клинтон в Душанбе показал готовность Белого дома начать диалог и с Таджикистаном. Американские эксперты рассчитывают на благодарность киргизской элиты. (Во время майского кризиса 2010 года администрация Обамы выступала против ввода в Киргизию иностранных войск.) Возможно и расширение партнерства США с Казахстаном. В Астане настороженно воспринимают усиление Узбекистана и готовы поискать партнера с целью сбалансировать любое укрепление мощи Ташкента.
Действия США могут изменить характер ШОС. Эта организация создавалась в 2001 году как система поддержания региональной безопасности. В основу ШОС были положены принципы российско-китайской Московской декларации о многополярном мире (1997) и «Большого договора» России и КНР (2001). Они постулировали незыблемость суверенитета и территориальной целостности, уважение права каждой из сторон на выбор собственного пути развития, взаимную поддержку в борьбе с сепаратизмом. Эти принципы были заявкой на альтернативу американским концепциям «расширения демократии» и «смены режимов».
Американцы не против сотрудничества с ШОС по отдельным проблемам. Но в Белом доме хотели бы видеть другую ШОС, где американцы будут влиять на выработку решений. В этом смысле действия США направлены скорее на ослабление, чем на усиление ШОС.
Перед ШОС может возникнуть та же дилемма, что и в 2002-м. Диалог с Вашингтоном ей необходим для укрепления региональной безопасности в Афганистане и Пакистане. Но большинство членов ШОС опасаются прорыва США к механизмам принятия решений. Поэтому Москве и Пекину придется решать принципиальный вопрос: как выстроить диалог ШОС с США в условиях, когда Вашингтон заинтересован в диалоге с центральноазиатскими странами в обход России и КНР?