Коню смешно. Наверное, от бестолковых усилий по налаживанию сельского хозяйства.
Фото Reuters
В последнее время в мире происходят события, которые непосредственно связаны с нашей страной, хотя напрямую Россия в них не упоминается. Из их числа выделим только те, которые касаются сельского хозяйства и, с нашей точки зрения, заслуживают особого внимания.
Так, президент Франции Николя Саркози недавно предложил модель нового устройства аграрного сектора мировой экономики, выступая перед участниками международной конференции фермеров, приуроченной к заседанию министров сельского хозяйства «большой двадцатки».
Аудитория, к которой обратился Саркози, – простые фермеры. И о глобальном переустройстве аграрного сектора экономики он говорил с ними как с равноправными партнерами, отдавая должное тем, кто является «становым хребтом» сельского хозяйства Франции. Основной тезис этой речи – необходимость усиления регулирования сельского хозяйства и рынков как на государственном уровне, так и на международном, с привлечением структур ООН.
На том же заседании министров «большой двадцатки», а затем и в новом докладе ООН прозвучал призыв к зеленой революции в сельском хозяйстве и было сказано, что фермерам необходимо увеличить объемы производства продовольствия в два и более раз к 2050 году.
При этом особая озабоченность мировых лидеров была высказана по поводу того, что глобальная продовольственная система разрушительна для окружающей среды и нуждается в «радикальных» переменах.
На заседании министров «двадцатки» в Париже упоминалось, что современные фермерские методики негативно влияют на природу и способствуют глобальному потеплению, которое, в свою очередь, ведет к снижению объемов производства продовольствия. Получается некий замкнутый круг: с одной стороны, фермеры всего мира, для того чтобы накормить население планеты, должны кратно увеличить объемы производства, но, с другой – сделать это, используя методы, которые не повредят окружающей среде. И для практической реализации этой идеи основное внимание, по утверждению аграрных министров экспертов ООН, необходимо уделить небольшим фермерским хозяйствам.
«Сейчас мир по-настоящему нуждается в зеленой революции в сельском хозяйстве», – говорится в ежегодном «Обзоре экономического и социального положения в мире» ООН. Его авторы подчеркивают, что современное сельское хозяйство страдает от чрезмерного выращивания, исчезновения лесов и загрязнения воды, что, в свою очередь, приводит к низкой урожайности.
Устаревшие методы ведения хозяйства на фоне климатических изменений и непоследовательной политики правительств некоторых стран угрожают вылиться в «затяжной кризис продовольственной безопасности» для многих государств. Правительствам необходимо усовершенствовать инфраструктуру – дороги и водные системы, предоставить льготные кредиты и техническую поддержку для малых фермерских хозяйств, а некоммерческие и благотворительные организации могут помочь профинансировать исследования и подготовить фермеров.
Все это должно делаться с одной целью – обеспечить малые фермерства ресурсами и навыками, позволяющими увеличить производство пищевой продукции, которая не наносит вреда окружающей среде.
«Владельцы маленьких ферм являются центром решения проблемы продовольственной безопасности», – говорится в докладе ООН. По оценкам специалистов этой организации, до 90% основных пищевых продуктов производится локально. «На данном уровне больше всего выиграют именно они с точки зрения существенного увеличения производства и снижения бедности в деревнях».
Мелкие фермеры могут прибегнуть к целому ряду экологически безвредных технологий, включая севооборот, сбор дождевой воды и использование органических удобрений. Они также могут научиться правильным образом хранить и запасать выращенную продукцию, почти треть которой приходит в негодность до употребления, отмечается в докладе ООН.
Наши тревоги и заботы
Когда мы говорим о фермерстве применительно к России, речь идет об огромной армии сельскохозяйственных производителей, от настроения которых в значительной степени зависит как минимум продовольственное будущее страны. Фермеры, индивидуальные предприниматели и личные подсобные хозяйства вместе взятые производят 21% всего российского зерна, 42% мяса, 55% молока, 87% овощей и 90% картофеля. Только представить себе эту аудиторию: 250 тыс. фермерских хозяйств и 18 млн. личных подсобных!
Если не напрямую, пусть не сегодня, то в тенденции на ближайший период – ВСЕ проблемы, названные в докладе ООН и упомянутые на заседании министров «двадцатки» в Париже, – это уже наши, российские тревоги и заботы.
Думается, многие как минимум наслышаны о негативном влиянии промышленного сельскохозяйственного производства на окружающую среду. В документальном фильме, который называется «Pig Business», рассказывается о том, какой ценой производится свинина на огромных свиноводческих комплексах. Это – уничтожение окружающей среды, загрязнение подземных вод и рек, выбросы аммиака и других вредных газов в атмосферу; негативное влияние на здоровье людей, которые живут неподалеку от этих комплексов.
В фильме также показаны огромные страдания животных, которые содержатся в этих комплексах: жестокое обращение с ними, содержание в тесных клетках и на решетчатом полу, что вредит их конечностям; говорится о стрессе, которому они постоянно подвержены, об опасности чрезмерного использования антибиотиков с профилактической лечебной целью и для ускорения роста животных. Последнее приводит в свиноводстве к тому, что бактерии мутируют и приспосабливаются к антибиотикам. А затем, перекочевывая с мясом животных в организм человека, они несут с собой проблемы для его здоровья. Многие ученые бьют тревогу по этому поводу.
Мы исходим из того, что в аграрном секторе должны присутствовать все формы хозяйствования, от крупных производителей (агрохолдингов) до самых мелких (индивидуальных фермерских и крестьянских хозяйств). Но для государства с точки зрения обеспечения как его продовольственной безопасности, так и в конечном счете территориальной целостности сотни тысяч фермерских хозяйств и миллионы личных подсобных – категория гораздо более значимая, чем десятки и даже сотни крупных (или очень крупных) агрохолдингов.
С пониманием сказанного и была разработана Концепция «Консолидация крестьянских и фермерских хозяйств – базис для дальнейшего развития отрасли мясного и молочного животноводства России», в которой предлагаются меры по перестройке отрасли мясного и молочного животноводства России на период 2011–2020 годов с участием крестьянских и фермерских хозяйств.
В чем ее идейное содержание?
Программу консолидации отрасли мясного и молочного животноводства планируется реализовать посредством следующих основных мероприятий:
– сделать российских фермеров и крестьян (80% работников нашего АПК) основной движущей силой преобразования отрасли;
– обеспечить внедрение в каждом фермерском и крестьянском хозяйстве высокоэффективных пород молочного и мясного скота и инновационных технологий интенсивного выращивания скота;
– обеспечить перестройку организационных структур управления отраслью;
– реформировать систему выращивания племенного скота и практических работ в области генетики на основе углубления интеграции с племенными организациями Европы и Северной Америки.
Чтобы не было пустых, выхолощенных деклараций, которыми пестрят многие чиновничьи документы, мы, если говорим о необходимости обеспечить, реформировать, тут же предлагаем, как это можно сделать. Для этого в концепции рассматриваются три основных направления перестройки организационных структур и консолидации отрасли молочного и мясного животноводства:
1) создание федеральных агропромышленных объединений (ФАПО) по молочному и мясному животноводству с участием крестьянских и фермерских хозяйств на основе методологии государственно-частного партнерства (ГЧП);
2) создание агропромышленных комплексов по животноводству и растениеводству в восьми федеральных округах (АПК ФО);
3) перестройка всей системы управления АПК России с учетом создания таких новых структур, как ФАПО и АПК ФО.
Основное внимание здесь будет уделено основным составляющим ФАПО по молочному и мясному животноводству с участием крестьянских и фермерских хозяйств.
Ломка стереотипов
Чем обусловлено появление настоящей концепции?
Очевидно, что в российском АПК происходят структурные изменения исторического значения: появляются крупнейшие в Европе латифундисты, создаются агрофирмы, холдинги и другие структуры мирового уровня, осуществляется гигантская олигархическая консолидация производственных мощностей в растениеводстве и животноводстве.
Российский и зарубежный капитал инвестируется в отрасли, которые дают максимальную норму прибыли при минимальных сроках окупаемости. Так, в отрасли животноводства основные инвестиции направляются в птицеводство и свиноводство – и вот уже Россия готовится экспортировать эту продукцию. А мясное и молочное животноводство как технологически более сложное, с более длительными сроками окупаемости, оказалось на периферии инвестиционных процессов.
Одной из наиболее значимых характерных особенностей нынешнего развития АПК является то, что государство до 90% кредитов, субсидий и дотаций, выделяемых на развитие российского АПК, направляет в крупные агрохолдинги, которые объединяют не более 20% сельскохозяйственных производителей. А остальным 80% работающих в этой сфере – средним и мелким фермерам, крестьянам и другим частникам – достается не более 10% выделяемых финансовых ресурсов.
Такие инвестиционные диспропорции далеко не всегда объективно отражают эффективность работы «малых форм хозяйствования». Хотя, как это часто бывает со статистическими данными, в других источниках цифры называются иные: КФХ, ЛПХ и другие частники производят 50% всей отечественной мясной продукции, 46% зерна, 52% подсолнечника, 65% молока, 93% картофеля и 87% овощей. По подсчетам руководителя АККОР Республики Татарстан К.Байтемирова, каждый рубль, вложенный в фермерские хозяйства, дает продукции на 18 руб., а в крестьянские хозяйства – на 100 руб. Разве не правильнее вкладывать деньги туда, где наибольшая отдача?
При том или ином сценарии развития отрасли остается актуальным базовый вопрос: когда же государство перейдет от формальных шагов, которые в лучшем случае начинаются и заканчиваются «выделением» денег, к переводу отрасли на интенсивные пути развития, то есть по-настоящему обеспокоится судьбой молочного и мясного крупного рогатого скота, особенно в глубинке? Ведь в России корова-кормилица на дворе – это гарантия пусть скромного, но все-таки достатка в доме и символ благополучия жизни русских, татарских, башкирских и крестьян других национальностей. Корова – это еще и символ социальной стабильности и спокойствия.
В вышеупомянутой концепции отражена объективная закономерность текущего момента – необходимость консолидации всех имеющихся в России сил и средств, которые способны обеспечить перевод отрасли молочного и мясного животноводства на рельсы качественного, фактически инновационного развития.
Задача очень непростая, так как связана с необходимостью ломать сложившиеся стереотипы мышления. Но делать это надо, ведь дальше просто неприлично прятать голову в песок и самоуспокаиваться тем, что суммы выделяемых денег растут – ведь, по сути, качественно ничего не меняется.
Сложность решения поставленной задачи состоит и в том, что на пути к достижению цели, безусловно, придется столкнуться с непониманием ряда чиновников и, вероятно, даже некоторым противодействием с их стороны.
Во-первых, вряд ли они без боя сдадут нынешние пропорции кредитования (субсидирования, дотирования) в пользу олигархических структур – а ведь это такая коррупционно емкая составляющая. Если от пропорции 90:10 удастся перейти хотя бы к 70:30, а еще лучше к 60:40, это будет настоящим революционным прорывом.
Во-вторых, крупные частные агрофирмы и холдинги скорее всего откажутся от участия в процессе консолидации и создания новых структур, когда возникнут вопросы, связанные с необходимостью внедрения новых правил работы и принятия дополнительных обязательств.
В-третьих, в центральных органах управления российским АПК (правительство, Минсельхоз и другие) потребуются изменение сложившихся систем управления и децентрализация целого ряда функций.
В-четвертых, многое будет зависеть от того, смогут ли руководители регионов правильно воспринять идею консолидации и интеграции отрасли на уровне АПК ФО.
В-пятых, на пороге вступления в ВТО многим руководителям АПК ломка сложившейся системы управления может показаться «слишком рискованным» шагом. На самом же деле обсуждаемая модель является реальной, вероятно – единственной возможностью безболезненной интеграции российского АПК в процессы мирового сельскохозяйственного производства.
Предлагаемая концепция базируется на следующих основных принципах:
а) КФХ, ЛПХ, частник – основа консолидации отрасли мясного и молочного животноводства России. Исходя из традиционного уклада жизни, вполне логично поручить российскому крестьянству и фермерству возрождение молочного и мясного животноводства, создав для этого процесса соответствующие условия;
б) государственно-частное партнерство – основная форма взаимодействия государства и крестьянских фермерских хозяйств на ближайшие десять лет в процессе консолидации и становления отрасли молочного и мясного животноводства.
Привлечение методологии ГЧП обусловлено необходимостью решения исторически важной для России триединой политической, социальной и экономической задачи – преобразование российского фермерства в главное звено, в основную производящую силу в аграрном секторе не только России, но и всего евразийского континента. В течение 2012–2020 годов российское фермерство в результате инновационной перестройки как в области технологии, так и в области управления должно выйти на высший мировой уровень, обеспечивающий продовольственную безопасность России, и подключиться к реализации глобальных продовольственных задач.
ГЧП между государством и фермерством реализуется через ФАПО следующим образом:
– со стороны государства: патерналистский подход управления по отношению к крестьянским и фермерским хозяйствам, стабильность и регулярность предоставления широкого спектра услуг, инвестиционных ресурсов, инновационных технологий;
– со стороны малого и среднего бизнеса: динамичная и креативная деятельность частных предпринимателей.
Суть предложений по ФАПО
По форме – это создание в рамках федеральных округов на основе методологии ГЧП новых структур – ФАПО, в которые по определенным правилам будут аффилироваться (включаться) различные сельскохозяйственные организации по производству и переработке агросырья, крестьянские и фермерские хозяйства (без потери юридического лица и самостоятельности).
Цель создания ФАПО – системная консолидация и интеграция субъектов отрасли молочного и мясного животноводства соответствующего федерального округа.
По содержанию такая консолидация направлена на ускоренное переустройство материальной базы, смену технологий и организации работы крестьянских и фермерских хозяйств с целью вывода российского фермерства в течение ближайших десяти лет (2011–2020) на мировой уровень.
Результатом консолидации в рамках ФАПО явится построение единой племенной базы для всех его участников/субъектов (частник, ЛПХ, КФХ, агропредприятие) на основе единой методики и технологии выращивания скота; создание единой кормовой базы; единой системы логистики и переработки молочного и мясного сырья.
Отсюда и основное направление работы ФАПО – оснащение КФХ самыми передовыми и адаптированными инновационными технологиями на основе глубокой кооперации с ведущими производственными и исследовательскими компаниями и организациями Европы и Северной Америки, с последующим (по мере готовности России и других стран) созданием интегрированных отраслей животноводства и растениеводства как в рамках СНГ, так и в формате Россия–ЕС и Россия–США/Канада.
Замечу: концепция создания интегрированной системы животноводства под эгидой ООН (ИСЖ ООН), в которой основными участниками являются Франция и Россия, на уровне черновой идеи уже подготовлена группой «ОТЭК» и предложена французским партнерам.
Фундаментом для построения ИСЖ является создание ФАПО, которое, в свою очередь, строится на использовании французского племенного скота молочного и мясного направлений, французского племенного материала (семя, эмбрионы), французского менеджмента для производящих, перерабатывающих и сбытовых структур. Таким образом, все предлагаемые концептуальные меры и шаги выстроены в одну жесткую логическую цепь, с четким пониманием как тактических целей текущего момента, так и стратегии развития отрасли на перспективу.
Приходит на память пример, хорошо всем известный из школьной программы по физике: металлическая пыль лежит на листе бумаги в хаотичном порядке, но стоит только подвести под листок магнит, как металлические частички тут же выстраиваются вдоль силовых линий магнитного поля.
В предлагаемой концепции одним из самых основных, базовых элементов и выступает объединяющее методологическое начало, реализуемое через создание и работу ФАПО. При их появлении ситуация во всей стране изменится кардинально. Фермеры в рамках нового образования как бы выстроятся вдоль силовых линий, приобретут точку опоры, которая позволит им работать с другим качественным содержанием, значительно более высокой производительностью, что поднимет их самооценку. Фермеры станут получать достойное финансовое вознаграждение за свой труд, работать без посредников, по социально ориентированным ценам. А это уже составляющие общей социальной обстановки в обществе. И самое главное – все фермеры окажутся под системной защитой не только при столкновении с криминалом, но и во взаимодействии с различными государственными структурами, в том числе налоговыми и другими фискальными органами.
Есть такой духовный закон: все, что разъединяет людей, – от дьявола, а все, что соединяет, – от Бога. Значит, нужно попробовать соединиться. Именно в такой попытке соединиться велась работа над Концепцией «Консолидация крестьянских и фермерских хозяйств – базис для дальнейшего развития отрасли мясного и молочного животноводства России».