0
1451
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.10.2011 00:00:00

Не допустить катастрофы

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара.

Тэги: экономика, реформы, модернизация


экономика, реформы, модернизация Когда Госдума принимает очередной бюджет, о последствиях его идеологии мало кто из депутатов задумывается.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

В конце сентября Владимир Путин и Дмитрий Медведев объявили о новой конфигурации исполнительной власти на ближайшие шесть лет. Сразу после этого политологи и экономисты стали выдвигать различные предположения о том, как решение правящего дуумвирата отразится на жизни страны в ближайшие годы. Большинство экспертов склонялись к тому мнению, что действующий премьер и будущий президент будет стараться законсервировать сложившуюся за последнее десятилетие общественно-политическую систему. И действительно, было бы наивно ждать от Путина серьезных корректировок проводившегося в последние годы курса. Для этого ему бы пришлось измениться самому, а это маловероятно на седьмом десятке лет. Проблема в том, что в ближайшие годы властям будет трудно сохранить статус-кво без проведения структурных реформ в экономике.

Динамичный экономический рост 1999–2008 годов, сопровождавшийся резким увеличением реальных доходов населения и качественным повышением уровня жизни, был важнейшим фактором высокой популярности правящей элиты. Экономический рост стал результатом радикальных преобразований (макроэкономическая либерализация, финансовая стабилизация и приватизация), проводившихся после краха СССР. Благодаря этим реформам вместо развалившейся социалистической была создана рыночная экономика со свободными ценами, частной собственностью и конвертируемой валютой. В 1999–2003 годах главным фактором роста было вовлечение в производство ресурсов, созданных в советский период. В 2004–2008 годах роль драйверов роста играли растущий приток средств от экспорта сырьевых товаров и значительный приток капитала.

Резко возросшая во второй половине 2000-х годов доступность финансовых ресурсов скрывала фундаментальные недостатки и дисбалансы экономики – негативный деловой климат, низкую привлекательность экономики для инвестиций, высокую склонность к потреблению в ущерб накоплению. Во многом благодаря этим факторам в ходе недавнего кризиса Россия испытала самое глубокое падение ВВП среди стран «большой двадцатки». Посткризисное восстановление оказалось не слишком быстрым: в 2010 году ВВП России вырос лишь на 4%. Это указывает на то, что ресурсы, двигавшие российскую экономику в 2000-е годы, оказались исчерпаны. Если в скором будущем не приступить к реализации институциональных преобразований, то средние темпы роста экономики в ближайшие годы могут сократиться до 2,5%. Однако слабый рост не позволит ни сократить отставание от развитых стран, ни поддержать социальную стабильность.

Пойдут ли в этой ситуации власти на реформы? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть ситуацию в современной России в контексте исторической ретроспективы. Если взглянуть на отечественную историю XIX–XX веков, то нетрудно заметить следующую тенденцию: в России за периодами либерализации всегда следовали периоды закручивания гаек. За реформами, ознаменовавшими начало правления Александра I («дней Александровых прекрасное начало»), последовал поворот к аракчеевщине, а затем – после неудачи восстания 14 декабря 1825 года – к контрреформам Николая I; за Великими реформами Александра II – контрреформы Александра III; за преобразованиями Витте–Столыпина – военный коммунизм; за нэпом – сталинский «великий перелом» и Большой террор; за хрущевской оттепелью – брежневский застой. В этом отношении вовсе не случайно, что за горбачевской перестройкой и демократическими преобразованиями 1990-х годов последовало укрепление вертикали власти. Интересно, что такую цикличность не смогли нарушить даже революции 1917 и 1991 годов.

В XIX и XX веках контрреформы характеризовались усилением роли государства в экономике и контролем власти за политической сферой. Не стал исключением и XXI век: в 2000-е годы были отменены выборы губернаторов, ужесточено законодательство о партиях, парламент перестал быть местом для дискуссий, а в центральные СМИ возвратилась цензура. В экономике контрреформы выражались в укрупнении находящихся под контролем государства хозяйственных структур, выборочных жестких акциях государственных органов против ряда крупнейших частных компаний и установлении неформальных правил во взаимоотношениях бизнеса и власти. Создание госкорпораций, принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в «стратегические» отрасли, накачка узкого круга государственных компаний новыми активами – все это свидетельствовало о масштабной экспансии государства в экономической сфере.

Еще одной тенденцией, свидетельствовавшей об увеличении присутствия государства в экономике в 2000-е годы, стало ослабление фискальной дисциплины. Если в 2003 году непроцентные расходы федерального бюджета составляли 13% ВВП, то в 2010 году – выше 21% ВВП, хотя в 2001 году Министерство финансов ставило своей целью их сокращение ниже 12% ВВП. При этом в течение всего предшествующего десятилетия усиливалась зависимость бюджета от сырьевых доходов. Если в 2002 году федеральный бюджет был сведен с профицитом 1,4% ВВП при ценах на нефть Urals 24 долл. за баррель, то в 2010 году дефицит федерального бюджета составил 4% ВВП при среднегодовой цене на нефть в 78 долл. за баррель. Сильно вырос ненефтегазовый дефицит бюджета – с 5,2% ВВП в 2006 году до 13,9% ВВП в 2010-м. Бюджетная стабильность, бывшая в начале 2000-х годов конкурентным преимуществом России, во второй половине прошедшего десятилетия оказалась расшатана вследствие чрезмерного роста государственных расходов. Продолжение роста государственных обязательств приведет к возникновению устойчивого дефицита бюджета в 7–8% ВВП при среднегодовой цене на нефть в 90 долл. за баррель. В этом случае финансирование дефицита за счет заимствований на финансовых рынках будет означать рост объема государственного долга к 2020 году до 70–80% ВВП, что абсолютно недопустимо в условиях ресурсной экономики.

России необходимо возвращаться к канонам бюджетного консерватизма, которых страна придерживалась в начале 2000-х годов, когда была свежа память о дефолте 1998 года. Однако правительство даже не задумывается об этом. Проект федерального бюджета на 2012–2014 годы, переданный недавно на рассмотрение в Государственную Думу, исходит из того, что цены на нефть в ближайшие годы останутся высокими: в 2012 году – 100 долл. за баррель, в 2013 году – 97 долл., в 2014 году – 101 долл. Запланирован беспрецедентный рост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. В 2009 году эти статьи составляли в сумме 22,7% от всех расходов федерального бюджета, в 2011 году должны составить 27,4%, а в 2014 году – уже 40,1%. При этом рост расходов происходит в основном за счет увеличения финансирования по секретным статьям (в первую очередь гособоронзаказ). Если в 2009 году они составляли 10% расходной части федерального бюджета, то в 2014 году на них придется уже 22,3%. Это непосильное бремя для налогоплательщиков, которые в нынешнем году и так были придавлены резким повышением страховых выплат. О каких реформах здесь может идти речь?

Возвращаясь к разговору об истории, необходимо отметить, что часто контрреформы заканчивались проигранными войнами. Крымская война подвела итог политической консервации Николая I, Русско-японская война 1904–1905 годов убедила Николая II в необходимости реализации политических и экономических реформ в Российской империи, война в Афганистане стала финальным аккордом застоя в СССР. Стоит ли ждать подобного итога контрреформ в современной России? На этот вопрос смогут ответить только историки будущего.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2123
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3181
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2493
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2501

Другие новости