Новый проект строительства в России парламентской партии либерального толка, похоже, снова идет ко дну. С приходом в «Правое дело» известного бизнесмена Михаила Прохорова, который в конце июня возглавил эту организацию, связывались серьезные надежды. Однако неожиданные предвыборные маневры под руководством нового председателя вызвали непонимание у либерально настроенного избирателя и недоумение экспертов. Поводом для этого стала череда скандалов, вызванных попытками хэдлайнеров партии завоевать симпатии националистов. По мнению наблюдателей, эти действия ведут «Правое дело» к фиаско на думских выборах, и 25% российских избирателей, которым близки идеи либерализма, могут вновь остаться без представительства в Госдуме.
«Правое дело», зарегистрированное в феврале 2009-го, обещало стать «вторым дыханием» демократического движения в России, но после череды размолвок в стане отцов-основателей вело малозаметное существование. Лавры инициатора «второго пришествия» партии, пригласившего возглавить ее Михаила Прохорова, отдельные СМИ приписывают экс-главе ельцинской администрации Валентину Юмашеву. В частности, такой версии придерживаются известные журналисты-блогеры: Олег Кашин и Владимир Соловьев. Последний, в частности, пишет: «Судя по всему, в роли скаута выступил Юмашев, а после ряда консультаций в Кремле миру был представлен новый кандидат на роль спасителя правой идеологии».
Собственно, Юмашев не скрывает своего интереса как к «Правому делу», так и к ее новому руководителю. В середине июля он поделился с одним из телеканалов надеждой на то, что в Думу «пройдет новая партия – «Правое дело», потому что все-таки появление Прохорова взбодрит правую часть нашего общества», да и потом не раз заявлял о поддержке этой партии.
Официально лидером «Правого дела» Прохоров стал 25 июня на специально созванном съезде партии. И 27 июня начинающего политика принял глава государства. «Президент Медведев всячески поддержал первые шаги Прохорова, во многом авансом принимая его уже как лидера политической партии. Это связано и с симпатиями президента к правой идеологии, о которых он не раз заявлял», – констатирует Соловьев.
Действительно, еще будучи первым вице-премьером, Медведев объявил о приверженности либеральному принципу «Свобода лучше, чем несвобода». «Многие ваши идеи коррелируются с моими, где-то ваши идеи носят революционный характер, требуют осмысления», – сказал президент новому председателю ПД на встрече. «В способностях Прохорова я не сомневаюсь: он возглавлял большую компанию, заработал много денег, и он действительно хочет заниматься партией», – чуть позже заявил глава государства журналистам.
Президент и премьер неоднократно говорили о необходимости создания в России сильной либеральной партии, что позволило наблюдателям высоко оценить перспективы праводельцев. «При поддержке Кремля, которая у партии «Правое дело», думаю, будет, она сможет войти в Государственную Думу. Я думаю, что идея, по которой новое конституционное большинство будет обеспечиваться не одной лишь «Единой Россией», а «Единой Россией» и «Правым делом» вместе, она, в общем, вполне продуктивна», – так, например, оценил тогда значение для Прохорова встречи с президентом директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Но почти сразу после столь щедрых авансов «Правое дело» фактически обмануло надежды и первых лиц государства, и экспертов, и собственного электората.
Наверное, первым, кто обратил внимание на странные метаморфозы в «генеральной линии» Прохорова, стал экс-сопредседатель партии Борис Титов. В середине июля он заявил, что «Правое дело» – это «не правая партия в том варианте, который предложил Прохоров, это вполне реальный проект, но это проект, целевой показатель которого – прохождение в Думу». Тогда предостережение прошло незамеченным – по крайней мере его процитировали немногие СМИ.
Можно предположить, что одной из причин заявления Бориса Титова стала программная речь Михаила Прохорова на съезде «Правого дела». В ней новый лидер партии фактически дистанцировался от либерального электората, заявив о необходимости привлечь на свою сторону голоса избирателей вне зависимости от их идеологической генерации. Более того, председатель ПД дал понять, что не намерен говорить со сторонниками партии на их языке: «Наш основной лозунг «Капитализм для всех», он не правдив, так не бывает... Мы, конечно, хорошо понимаем, что капитализму нет альтернативы, но и он в себе несет серьезные проблемы┘ Я не думаю, что это было бы правильным, чтобы мы были партией бизнеса – большого, малого – или партией интеллигенции». Судя по всему, с признания в том, что сам Прохоров не верит в правый электорат и правую идеологию, и начались эксперименты с партийными лозунгами и рекламой.
И, видимо, поэтому вскоре так невнятно закончился самый громкий в новейшей истории ПД скандал. Член федерального совета «Правого дела» и один из первых номеров в его избирательном списке Борис Надеждин в интервью «Известиям» откровенно сказал, что в возглавляемое им подмосковное отделение партии «теперь массово вступают офицеры и молодые бритоголовые». При этом политик даже не сделал попытки как-то смягчить сказанное для либерального уха, разве что уточнил впоследствии, что под скинхедами он подразумевал «крепких мальчиков из числа фанатских движений». Лидер ПД Михаил Прохоров пожурил Надеждина, однако, вопреки ожиданиям многих, реальных оргвыводов после заявления о привлечении «крепких мальчиков» не последовало.
Между тем последние принялись деловито обсуждать свое участие в партийном проекте. «Небезызвестный политикан Прохоров вышел на околофутбольные круги, чтобы создать свою политическую игру, суть заключается в том, чтобы подкупить парней из оф движа и использовать их в своих корыстных целях!» – такая тема была создана на russtyle.forum24.ru. Там же представители фанатских движений оценивали перспективы такого политического начинания: «За Прохоровым пойдут только за бабло, за идею с ним никто не будет дел иметь».
Однако ряды ПД стали пытаться пополнять не только «молодыми бритоголовыми», но и авторитетными националистами. Так, в предварительный список кандидатов от «Правого дела» в Мособлдуму уже включен один из идеологов «русского национализма» Виктор Милитарев. Уже ожидается, что на выборы в Госдуму от прохоровской партии пойдет неоднократный член оргкомитетов «Русских маршей» Петр Милосердов. О намерении присоединиться к когда-то либеральному проекту заявил бывший лидер саратовского отделения запрещенного ДПНИ Павел Галактионов.
«Один из признаков, который может способствовать движению «Правого дела» в националистическом направлении, является участие в проекте Евгения Ройзмана – известного общественного активиста националистического толка», – подчеркивает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов считает, что «тут говорить о либерализме не приходится, потому что совершенно четко с Ройзманом ассоциируются жесткое силовое наведение порядка, борьба с этнической преступностью». При этом, напоминает Чижов, «биография самого Ройзмана тоже далеко не безупречна – некоторые эксперты связывают его прошлое тоже с криминальными кругами».
Остроты ситуации добавляет появившаяся на днях в СМИ информация о том, что руководитель аналитического отдела фонда Ройзмана «Город без наркотиков» Василиса Ковалева приговорена к 19 годам лишения свободы за экстремистскую деятельность, участие в убийстве и покушении на убийство. Ковалева была членом региональной ячейки «Национал-социалистического общества», признанного Верховным судом экстремистским. Следствие доказало, что на «боевом счету» «НСО-Север» числится 27 трупов, главным образом – мигрантов из СНГ. «Очевидно, что г-н Ройзман крайне далек от либеральной идеологии (о чем он сам и говорил) и очень близок к националистической – весь его предыдущий политический опыт, который оказался заслонен «Городом без наркотиков», об этом и свидетельствует», – делает вывод Владимир Соловьев.
Дрейф ПД в сторону «наци» не на шутку встревожил правозащитников. Директор Московского бюро по правам человека и сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод призвал обратить особое внимание на происходящее. «Мы возьмем данную ситуацию на контроль и проведем самостоятельную проверку в связи с появившейся в прессе информацией. Считаем своим долгом не допустить попадание в легитимное политическое поле граждан, разжигающих межнациональную рознь», – заявил Брод.
Далее появились многочисленные билборды с портретом Михаила Прохорова и слоганом «Сила в правде». Они были оформлены в сочетании цветов, практически идентичном расцветке имперского флага, известного широкой публике по «Русским маршам».
Кстати, цвета «Правого дела» – те же, что и на флаге лимоновцев (некогда похожий флаг был у общества «Память»). Об этом говорит и Владимир Соловьев, вспоминающий еще дореволюционных радикалов-черносотенцев – «Союз Михаила Архангела»: «Цвета совпадают, имя тоже, националистические заигрывания присутствуют. Прохоров становится Пуришкевичем наших дней? И ведь как все складно получилось – те тоже были правыми, только ультраправыми».
«Это плохая работа политтехнологов», – ставит диагноз глава Центра политических технологий Игорь Бунин и напоминает, что за специалисты были наняты Прохоровым на избирательную кампанию. «Они работали на Яценюка и сумели свалить его с 12%, которые у него были, до четвертого места... Работали точно так же, как они работают сейчас с Прохоровым».
Не менее спорен оказался выбор партийного слогана, отсылающего не только к боевику «Брат-2», но и к предшествовавшему ему фильму «Брат». Как отмечает Соловьев, «в цитируемом фильме самая популярная фраза другая: «Не брат я тебе...» И все вместе выстраивается в стройную и логичную цепочку». Упомянутая журналистом фраза – та самая, которая побудила депутата уфимского горсовета Иосифа Марача обратиться в феврале этого года в Генпрокуратуру России с просьбой проверить картину на экстремизм.
Фактически партия Прохорова пытается использовать ту же технологию объединения с наци вокруг «русского вопроса», которую во время кампании-2003 успешно применил избирательный блок «Родина» во главе с Дмитрием Рогозиным, получивший 15% в Госдуме. «В 2003 году хитом сезона была «Родина», в 2007-м хита сезона не было, в этом году хитом сезона будем мы», – утверждает член списка ПД и идеолог национализма Петр Милосердов.
Но эксперты отмечают, что «Правое дело» вряд ли сможет получить хоть сколько-нибудь значимое влияние в среде радикальных националистов и среди традиционного для таких политиков электората. Цитаты с националистических форумов приводились выше.
Но главное даже не это. Эксперты сомневаются в том, что повторение опыта восьмилетней давности возможно, так как Михаил Прохоров – явно не Рогозин, а Евгений Ройзман не пользуется таким авторитетом в националистических кругах, как другой экс-родинец Андрей Савельев.
Лидер незарегистрированной партии «Великая Россия» Андрей Савельев видит в заигрывании партии Прохорова с националистами исключительно голый расчет: «В том, что отдельные представители партии «Правое дело» обращаются к русскому вопросу, нет ничего удивительного┘ Именно этот вопрос больше всего привлекает внимание избирателей и вообще может как-то воздействовать на выборы».
В то же время Савельев уверен: «Обмануть избирателя тем, что где-то у них имперские цвета, абсолютно невозможно. Я считаю, что крайний непрофессионализм применяется «Правым делом» даже с точки зрения политических технологий». «У партии «Правое дело» вообще нет перспектив, поскольку мировоззрение этой партии формировалось как антипатриотическое, антироссийское», – уверен Савельев.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров в связи с этим также обращает внимание: «Мне кажется, что сама фигура Прохорова автоматически оставляет проект «Правое дело» без шансов на массовую поддержку. В отличие от «Родины» Дмитрия Рогозина этот проект не может уйти в свободное плавание, какие бы деньги Прохоров ни вкладывал, электорально он бесперспективен. В таком сценарии личность лидера играет самую важную роль. И если националистические лозунги звучат из уст человека, который не пользуется доверием у соответствующей части электората, они на них не будут действовать вообще никак. В этом смысле вариант, что Прохоров будет восприниматься как свой, как борец за ущемленные права русских на фоне Жириновского, – невозможно даже себе представить. Прохоров карикатурный олигарх, если олигархов вообще не любят, то Прохоров квинтэссенция этого образа – он выступает с новым Трудовым кодексом, он и Куршевель, он на Западе, он эпатажный – это человек, который по определению не может получить массовую поддержку».
«Прохоров никак не может быть носителем националистической риторики, ориентироваться на соответствующую программу, тем более что эта риторика не интересует электорат вообще. Электорат интересует решение ряда проблем, связанных с национальным вопросом, ни по одной из этих проблем Прохоров не занял внятную публичную позицию, которая заинтересовала бы общество, – уверен Михаил Ремизов. – Безусловно, это связано с его имиджем – человека, ориентированного на международное сообщество, а не человека, борющегося за совместное выживание собственной нации».
С коллегой солидарен и профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский. «Для того чтобы предлагать либерально-национальную программу «Правому делу» – нужен другой лидер. C Прохоровым, который во многом ориентирован на западные ценности, владеет баскетбольным клубом «Нью-Джерси Нетс», является кавалером французского ордена Почетного легиона, такая трансформация невозможна», – считает эксперт.
Одновременно признаки смещения «Правого дела» к радикальному национализму не оставляют у наблюдателей сомнений в том, что партия рискует потерять поддержку традиционно правого электората, и, возможно, делает это осознанно – вопреки обещаниям, данным и президенту, и общественности.
«Получается, что «Правое дело» и Прохоров переводят свою работу в режим обычной российской избирательной кампании и автоматически начинают терять лицо, – считает профессор кафедры политологии МГУ Ростислав Туровский. – И вот в этом случае, когда рвутся первоначальные договоренности, можно и с национализмом заигрывать, и задействовать либеральные лозунги, которые могут оттолкнуть какую-то часть электората».
«Наверное, они считают, что, поддерживая в обществе такие настроения, они смогут получить какую-то выгоду. Это очень опасная, конечно, игра – игра с огнем», – критикует «ПД» лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
По мнению директора Центра политических технологий Игоря Бунина, Прохоров, отказавшийся от строительства либеральной партии, оказался в идеологическом тупике. «Электорат Прохорова – это электорат, настроенный против «Единой России», – считает Бунин. «Он в этом смысле конкурент «Справедливой России», но он мог обойти эту партию справа, потому что «Справедливая Россия» социальна, а здесь электорат более ориентирован на правые ценности». В то же время, убежден эксперт, «любой переход в социальную сферу, в националистические лозунги для него закрыт. Ни те, ни другие за него не проголосуют. И если эти планы есть, то они для него смертельно опасны».
«Готовы ли националисты проголосовать за Прохорова и готовы ли голосовать за такого Прохорова либералы?» – задается вопросом замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин и сам же отвечает: «Для националистов он остается олигархом. Для либералов само присутствие националистов в партийном списке – явление невозможное».
«Люди либеральных взглядов понимают, что никакого отношения деятельность Прохорова не имеет к либерализму», – подтверждает яблочник Митрохин.
«Я сама когда-то была в этой партии, это и моя партия – начиная с «Демвыбора России», еще гайдаровской партии, и никогда у нас не было такого шатания туда и сюда по национальному вопросу, – разочарованно отмечает правозащитница, член Общественной палаты Алла Гербер, одна из основательниц СПС, которая в свое время состояла в «Правом деле». – Я не понимаю, что это за партия сейчас. Я понимала то «Правое дело». Понимала, хотя многое и не разделяла. Не могу разделять взгляды, быть противником – просто не понимаю идеологию этой партии. А без идеологии ничего быть не может. Не знаю, кто пойдет за этой партией, у которой совершенно нет своего лица. Потому что лицо самого Прохорова – это еще не есть лицо партии».
«Из партии «Правое дело» получилось аморфное образование, объединяемое уже не идеологией, а личными финансами Прохорова и желанием вновь приходящих получить депутатские мандаты. Так что правая ниша оказалась опять пуста. А надежды, в том числе и президентские, обмануты», – резюмирует Владимир Соловьев.