Генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.
Фото предоставлено ОАО "Российские космические системы"
Одним из главных инновационных проектов в России, способным стать локомотивом развития страны, выступает глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. О ее состоянии и путях дальнейшего развития читателям «НГ» рассказывает генеральный директор – генеральный конструктор корпорации «Российские космические системы», генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Матэвич УРЛИЧИЧ.
– Юрий Матэвич, что «Российские космические системы» будут презентовать на МАКС-2011?
– Во-первых, традиционно будем показывать 3D-графику – это «Остров ГЛОНАСС», в котором демонстрируются запуск ракеты-носителя «Протон» с Байконура, построение орбитальной группировки, а также все основные сферы применения и использования спутниковой навигации. Будем представлять нами разрабатываемый и финансируемый – подчеркиваю: из средств предприятия – чипсет «Геос-3», скоро запускаемый в производство. Чипсет – это специальная микросхема, основа приемника навигационных сигналов. Он позволит фактически решить задачу массового применения ГЛОНАСС на транспорте. По своим характеристикам близок к зарубежным аналогам, которые работают только в системе GPS. Наш чипсет – двухсистемный, ГЛОНАСС/GPS. По потреблению энергии, по скорости старта он сопоставим с лучшими мировыми аналогами.
Будем рассказывать о наших достижениях, в том числе показывать ряд приборов. Кроме того, продемонстрируем ряд позиций по дистанционному зондированию Земли. В частности, будут две мобильные приемные станции V- и X-диапазона. В том числе мобильный пункт приема информации ДЗЗ. Причем хочу подчеркнуть, что мы выступаем объединенной экспозицией всей корпорации. Эти станции представляет ОКБ МЭИ.
Покажем сканер, который позволяет космическому аппарату «Электра-Л» делать очень красивые снимки. Американцы даже в одной из статей писали: почему у русских красивее снимки с геостационара, чем у нас? На самом деле это достигается исключительно подбором цветопередачи. Хотя, вы понимаете, что снимки делаются не эстетики ради. Важна информация, получаемая с высоты 36 тысяч километров, гидрометеоинформация прежде всего.
– Какие большие проекты, связанные с космической навигацией, будут презентоваться?
– В первую очередь будем представлять проекты, о которых вы уже слышали. Это «Социальный ГЛОНАСС», направленный на обеспечение дополнительной безопасности и улучшение качества жизни граждан, в первую очередь инвалидов. И такой проект, как «Экстренное реагирование на аварии» – ЭРА ГЛОНАСС. Специальная аппаратура в случае автомобильной аварии будет самостоятельно оценивать последствия, вызывать «скорую помощь» и сообщать точные координаты места происшествия.
Будем говорить и о проектах инфраструктурных. В частности, о проекте МИР, что означает «Мониторинг инфраструктуры России». МИР – это национальная часть большой системы МАКСМ – Международной авиационно-космической системы мониторинга, основной функцией которой является мониторинг глобальных явлений в интересах прогнозирования природных и техногенных катастроф. Система МИР будет чуть расширена относительно МАКСМ в ряде частей из-за специфики России. МАКСМ будет покрывать более 30 стран, уже задействованных так или иначе в этом проекте или желающих принимать активное участие.
И продолжим продвигать в массы идею навигационных систем на базе ГЛОНАСС. А то я был очень удивлен, когда в этом году один из топ-менеджеров высокотехнологичной компании России оказался не в курсе, что такое система ГЛОНАСС. Мне казалось, что нами, в том числе и с помощью СМИ, была проведена огромная работа по популяризации, слово ГЛОНАСС уже должно быть всем знакомо┘ Так что просветительская миссия, особенно на такой выставке, как МАКС, которая проходит раз в два года, все-таки остается за нами как за головной организацией в этой системе. Будем продолжать убеждать, что ГЛОНАСС – это, во-первых, необходимо, во-вторых, выгодно. Необходимо с точки зрения безопасности. Выгодно с точки зрения социального и экономических применений. И вообще космическая навигация – вполне реальный локомотив модернизации страны.
– В орбитальную группировку включен навигационный спутник нового поколения «Глонасс-К». Какие технологические новинки интегрированы в этот космический аппарат?
– На «Глонасс-К» стоит много аппаратуры, которая эксплуатируется для разных систем. Скажем, впервые установлен штатный ре-транслятор КОСПАС-САРСАТ. Я считаю, что это самая важная, самая гуманная система из работающих в космосе – Международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций. За время ее работы с 1982 по 2010 год благодаря спутниковым сигналам с помощью КОСПАС-САРСАТ спасено порядка 33 тысяч человек. И штатный ретранслятор аварийных сигналов мы впервые внедрили на среднеорбитальный сегмент – на спутник «Глонасс-К». Нас с этим успехом поздравили все страны, которые участвуют в КОСПАС-САРСАТ. А это на сегодня 43 страны.
– В чем конкретно состоит успех?
– Проведенные испытания ретранслятора показали: во-первых, что он работает; во-вторых, он штатно работает именно по тем сигналам в тех частотах, где должен; в-третьих, он не требует доработки, как это обычно бывает с впервые сделанной экспериментальной, по сути, аппаратурой; в-четвертых, проводились исследования, есть отчет французских специалистов, которые подтверждают, что наша станция приема в 3–5 раз эффективнее, чем станции ряда других стран. Нас тоже с этим поздравляют. Вот в чем состоит успех. Мы первые в этом сегменте, в этой точности, и это показывает наш интеллект и научный потенциал.
– Какие работы будут вестись в ближайшие годы в наземном секторе ГЛОНАСС?
– Сейчас модернизируется наземный комплекс управления. Соответственно повышаться будет точность спутникового навигационного сигнала за счет разворачивания системы дифференциально-корректирующих станций. В результате мы получаем целостность всей системы ГЛОНАСС. Ведь если с противоположной стороны Земли с космическим аппаратом что-то случилось, пока спутник до нас не долетал, мы этого не знали. Сейчас в соответствии с Договором об Антарктике от 1959 года, который предусматривает ее использование в исключительно мирных целях и предполагает открытость для научных исследований, мы смогли поставить на шестом континенте две станции. Они уже функционируют. Предполагается, что будут развернуты еще две станции. Одна – в рамках 57-й Российской антарктической экспедиции, которая начнется в ноябре этого года. И мы будем смотреть, как у нас станут развиваться отношения с другими странами, которые должны позволить у себя разместить такие гражданские станции. В первую очередь это Австралия, ряд стран Южной Америки. И если это произойдет, мы сможем четвертую станцию в Антарктиде не ставить. Если же эти страны откажутся, мы поставим четвертую станцию в Антарктиде. Конечно, условия там с точки зрения географического расположения и условий приема сигналов космических аппаратов ГЛОНАСС идеальны. Но с точки зрения пребывания и содержания аппаратуры – экстремальные. Если бы не политические трудности, мы бы еще два года назад разместили наше оборудование на Кубе и в Австралии и, скажем, в Никарагуа или в Южной Африке. Но переговоры – вещь сложная. Что это размещение нам даст? Это даст нам возможность с помощью наземной системы постоянно осуществлять мониторинг всех спутников. И в случае какой-то нештатной работы немедленно доводить до потребителя, что тот или иной спутник не обеспечивает необходимой точности. Помимо этого, конечно же, функция системы дифференциальной коррекции и мониторинга – дать так называемые дифференциальные поправки, которые помогут с точностью до метра знать потребителю свои координаты. Причем с запуском таких космических аппаратов, как «Луч-5А» и «Луч-5Б», мы сможем давать потребителю поправки из космоса фактически на ту же аппаратуру, поскольку спутники на тех же частотах вещают. Единственное, что нужно, чтобы приемник программно мог обработать эту информацию.
– Спутник «Луч-5А» на геостационарной орбите будет работать в интересах потребителей в европейской части России. Каковы перспективы потребителей в Сибири и на Дальнем Востоке?
– В составе орбитальной группировки системы дифференциальной коррекции и мониторинга будет три космических аппарата, которые обеспечат доставку потребителям корректирующей информации на большей части территории нашей страны, за исключением полярных районов. Потребители в европейской части страны смогут воспользоваться данной услугой уже зимой. Мы и сейчас можем с помощью других систем связи доставлять такую информацию. Космические аппараты дифференциальной коррекции и мониторинга, выведенные на геостационарную орбиту, просто обеспечивают удобство потому, что вы имеете спутниковую антенну, которая на тех же частотах принимает сигнал. Вам нужна только его программная обработка. Вам не нужен отдельно Интернет, волоконные линии связи, 3G, Wi-Fi и прочее.
– Национальные навигационные системы GPS и ГЛОНАСС появились как конкурирующие, теперь они становятся партнерами. Логика развития говорит, что в дальнейшем они должны взаимоинтегрироваться. Какова перспектива международного сотрудничества между странами – обладателями навигационных систем?
– Идут постоянно встречи, как двухсторонние, так и многосторонние. При ООН создан Комитет по глобальным навигационным системам. Мы в рамках этого комитета в прошлом году принимали у себя всех его участников. Кстати, благодарю их за эту плодотворную встречу. Что касается перспективы, приведу в качестве примера систему КОСПАС-САРСАТ. Де-факто она считается международной, хотя начинали ее Советский Союз и США как двухсторонний проект. Потом к соглашению присоединились Франция и Канада. Так они теперь и называются: страны – участники соглашения. Получилось четыре страны. А сейчас уже 43 страны используют эту систему в своих целях.
И я думаю, что мы пойдем по этому пути с сохранением, очевидно, тех элементов национальной безопасности, которые в системах космической навигации, конечно же, есть и у американцев в GPS, и у китайцев в создающейся KOMPASS/Beidou, и в «Галилео» объединенной Европы, и у российской ГЛОНАСС. И здесь мы сегодня говорим о взаимодополняемости. Завтра мы будем говорить о всеобщем согласии, и, наверное, на каком-то этапе мы сможем пользоваться, как продвинутые пользователи, гражданским сегментом любой из систем. Да, в общем-то, это и сейчас можно делать.