Главным фокусом экономической политики страны в течение последних 15 лет являлось преодоление хронической макроэкономической неустойчивости российской экономики. За это время удалось создать, по существу, новые основания макроэкономической политики на базе современной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой политики.
Однако надежная макроэкономическая среда сама по себе является необходимым, но недостаточным условием для успешной адаптации российской экономики к вызовам глобальных рынков. Под успешной адаптацией понимается наличие в экономике возможностей для включенности в глобальные процессы большинства населения страны.
Для решения этой исторической задачи необходим новый фокус экономической политики: разработка и проведение новой микроэкономической политики, сутью которой должно стать создание долгосрочных факторов роста производительности российской экономики при помощи конкуренции, развития предпринимательства, науки и технологии (инноваций) и роста уровня квалификации рабочей силы.
Фактически речь идет о резком увеличении предложения в нашей экономике. А предложение сдерживается провалами рынка, барьерами на пути конкуренции и создания новых бизнесов. Необходима политика развития и поддержки рынков и фирм, ориентирующихся на минимизацию издержек и инновации.
Для создания необходимых предпосылок для микроэкономических реформ нужна оценка того, где рынки должны получить дальнейшее развитие, где необходима компенсация провалов рынков для лучшей наладки их работы в дальнейшем и каковы пределы рынка.
Под провалами рынка понимаются следующие четыре категории экономических явлений:
l Экстерналии, то есть негативные (загрязнение) или позитивные (подготовка кадров кем-то) эффекты для фирмы, к производству которых она не имеет отношения;
l Избыточная рыночная власть (монополия или олигополия), при которой конкуренция затруднена, что ведет к росту цен и падению эффективности и нововведений;
l Информация, точнее – ее отсутствие, либо асимметричность информации, затрудняющие эффективное функционирование рынков;
l Избыточное государственное вмешательство, мешающее работе рынков.
Стратегия правительства должна состоять в стимулировании роста производительности бизнесов при помощи эффективной работы рынков. Преодоление провалов рынка способствует росту производительности. Конкретно.
Эффективные рынки товаров создают:
l Конкурентное давление, увеличивающее объемы производства и снижение цен;
l Стимулы и мотивы фирмы к нововведениям;
l Потребность фирм в рациональном сочетании труда и капитала для снижения издержек.
Эффективные рынки капитала влияют на экономический рост следующим образом:
l Создают возможность для финансирования бизнесом потенциально перспективных инвестиций;
l Предоставляют фирмам ресурсы для инновации;
l Дают возможность акционерам стимулировать увеличение эффективности операционной деятельности компаний;
l Позволяют работникам максимизировать свой производственный потенциал путем заимствования и инвестирования в собственную подготовку и переподготовку под будущий карьерный рост и доходы.
Эффективный рынок труда влияет на рост:
l Через рост занятости как реакции на потребности растущей экономики;
l Через быстрое приспособление к новым возможностям роста;
l Через обеспечение работникам более справедливого вознаграждения за квалификацию и опыт.
Отставание России в производительности обусловлено тремя группами факторов:
l Низким уровнем и изношенным состоянием основных фондов предприятий, а также недостаточным уровнем развития и размещения объектов производственной инфраструктуры.
l Количеством и качеством рабочей силы. В последнее десятилетие наблюдалась деградация качества научно-технических работников и недопотребление их потенциала и способности к сложному труду из-за отсутствия адекватного спроса в отраслях с высокой добавленной стоимостью. С другой стороны, явно недостаточным было предложение современных менеджеров, способных работать в рыночных условиях, что ограничивало возможности роста и развития как частных компаний, так и государства.
l Медленным процессом нововведений и технологического прогресса как производственного, так и организационно-управленческого толка.
Современные подходы к роли государства (например, в Великобритании и ЕС) на микроэкономическом уровне с целью обеспечить рост производительности национальной экономики делают упор на развитие пяти приоритетных направлений.
1. Инвестиции в физический капитал, что ведет к росту производительности напрямую путем обеспечения работников оборудованием и инфраструктурой.
2. Повышение квалификации и человеческого капитала, что также напрямую влияет на производительность. Компании с высококвалифицированными работниками и опытными менеджерами, как правило, больше инвестируют в основной капитал, новые технологии и совершенствование производственных процессов (включая организацию труда).
3. НИОКР и нововведения (здесь вам все известно).
4. Конкуренция создает непрерывную потребность в инновациях, во внедрении лучшего опыта, что ведет к росту производительности.
5. Предпринимательство создает конкурентное давление на рынок. Новички на рынке, как правило, обладают новыми технологиями и производственными подходами и являются эффективнее (производительнее) старожилов.
Задача модернизации – это, по существу, задача становления долгосрочных предпосылок развития и повышения конкурентоспособности России как нации. И мне представляется, что именно упор на микроэкономические проблемы развития и менеджмент создаст своего рода операционную среду для модернизации страны.