0
3102
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.06.2011 00:00:00

России необходима новая региональная политика

Константин Ремчуков

Об авторе: Константин Ремчуков - главный редактор "Независимой газеты".

Тэги: россия, экономика, политика


Экономическая политика, нацеленная на создание возможностей для всех, предполагает создание новой региональной политики, главными принципами которой являются, во-первых, создание и укрепление долгосрочных факторов роста, нововведений, квалификации работников и развития предпринимательства с учетом региональных и местных преимуществ. Во-вторых, развитие снизу вверх, а не сверху вниз. То есть речь идет о пространственном применении общих принципов роста производительности.

Статистика социально-экономического развития регионов дает основание сделать вывод о наличии резкого уровня различий (во многих случаях – в 10–15 раз) между регионами. Если в развитых странах уровень региональных диспропорций редко превышает 2–3 раза, то для экономик стран «третьего мира» характерны именно резкие разрывы. Таким образом, характеристика территориальной структуры экономики сама по себе является признаком отнесения той или иной страны к развитым или нет государствам.

Представляется необходимым стратегическим целям развития – модернизации, росту ВВП и сокращению бедности, придать региональный разрез. Это позволит сосредоточить усилия на создании предпосылок и возможностей для роста и развития регионов, где и проживает основная часть населения страны. Более того, без разработки новой региональной политики существует опасность остаться в парадигме «рост без развития», когда основные целевые страновые показатели будут обуславливаться динамикой агломераций (Москва и область и Санкт-Петербург и область) и нефтегазового комплекса.

В связи с этим предлагается разработать модельный набор требований к региональным программам социально-экономического развития регионов, разрабатываемым самими субъектами Федерации. Необходимо сфокусироваться на микроэкономических мероприятиях, нацеленных на создание долгосрочных факторов роста производительности, гибкости и восприимчивости региональных экономик к нововведениям и вызовам глобализации. Таким образом, будут созданы предпосылки для развития (институциональные изменения плюс рост) «снизу», произойдет децентрализация источников развития регионов.

«Сверху» же федеральное правительство будет заниматься компенсацией провалов рынка, укреплением рыночной и физической инфраструктуры, созданием новых подходов к развитию групп областей со схожими проблемами либо ресурсами, объединенными для целей регионального развития в программные районы либо зоны (например, туризма). Также федеральное правительство отвечает за развитие и продвижение в регионы основных рыночных институтов – финансовых, банковских и небанковских, антимонопольных и т.п. Для роста капитализации экономики необходимо упростить законодательную процедуру оформления и отчуждения собственности, в том числе земельных участков, для использования в качестве залога или обеспечения финансирования.

Набор мер по поддержке слабых предприятий через льготы и субсидии дает краткосрочный эффект, создавая серьезные долгосрочные проблемы для экономики регионов, фиксируя их структурную отсталость. Предлагаемые направления повышения производительности создают долгосрочные факторы роста и развития регионов.

Стандартный набор мероприятий региональных властей должен включать в себя перечень действий, нацеленных на: подготовку и переподготовку рабочей силы и информацию об этом для бизнеса и государственных служб; проведение обучения бизнес-планированию и основам права для бизнеса; поощрение конкуренции, снятие барьеров по входу на рынки, правоприменительную практику по уголовному преследованию монополий и картелей; поощрение инвестиций, в том числе и венчурных; поощрение научных исследований и нововведений, в том числе на базе местных университетов и крупных компаний и корпораций; поддержку предпринимательства, упрощение процедуры регистрации новых бизнесов, снятие административных барьеров.

По всем предлагаемым направлениям региональной политики следовало бы разработать систему измеряемых показателей и систему целевых показателей, например, количество вновь регистрируемых бизнесов на 10 000 жителей или количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса от и до – скажем – 10.

Представляется, что фокусировка властей на этих направлениях позволит сосредоточить ограниченные ресурсы на однотипных действиях по всей стране, что приведет к трансляции правильных, непротиворечивых сигналов для российских и иностранных инвесторов.

Макроэкономика создает краткосрочные стимулы для развития. Более того, сами цели макроэкономической политики, такие как уровень инфляции, например, измеряемый одной цифрой, так и не были, по существу, никогда достигнуты. Главные причины – слабая микроэкономическая политика, низкая конкуренция на рынках, монополистическое ценообразование, высокая стоимость капитала для бизнеса. Государственное вмешательство прежде всего должно быть нацелено на компенсацию провалов рынка.

Так или иначе в стране проводятся многие элементы микроэкономической политики. Но они не объединены под одну крышу, не мониторятся под углом зрения намеченных и измеряемых результатов; не корректируется оргструктура правительства под более эффективное управление результатами. Например, повышение ранга антимонопольного министра до уровня вице-премьера автоматически повышает эффективность аппарата антимонопольного ведомства по всей стране. А в центре придает административный вес при контроле над деятельностью отраслевых министерств.

Под провалами рынка я подразумеваю провалы, обусловленные невнятностью прав собственности на те или иные ресурсы; всевластием естественных монополий и монополий местных; отсутствием либо асимметричностью информации на потребительских рынках и избыточной опекой рынков со стороны разного уровня властей. Но в России имеются и специфические провалы, обусловленные фактическим отсутствием рыночных отношений из-за недоразвитости тех или иных регионов или секторов экономики страны.

В последние годы в официальный лексикон все чаще врываются требования обеспечить конкурентоспособность нашей экономики. А измерение роста конкурентоспособности увеличением доли рынка часто скрывает монополистическое доминирование. Даже создан Совет по конкурентоспособности. Однако в содержательном плане в основе конкурентоспособности лежит более высокий уровень производительности экономики. А производительность на уровне предприятий зависит от их способности инвестировать в обновление, новые технологии, персонал и методы управления.

Целью региональной политики является вовлечение в процесс воспроизводства всех типов имеющихся местных ресурсов (человеческих, природных, материальных, финансовых) и повышение на этой основе эффективности и роста всей российской экономик, с одной стороны, и сокращение разрывов в уровне социально-экономического развития регионов и территорий – с другой. Установление долгосрочных приоритетов территориального развития.

Важнейшей особенностью новой региональной политики на нынешнем этапе является разграничение ответственности между центром и регионом за характер, направление и темпы развития регионов. Имеется в виду, что центр фокусируется на мероприятиях, компенсирующих провалы рынка, и финансировании элементов производственной и рыночной инфраструктуры, а регионы отвечают за создание благоприятного инвестиционного климата на основе прозрачных процедур принятия решений, поощрения конкуренции и создания предприятий малого бизнеса, защиты прав инвесторов, предсказуемой политики развития регионов.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1160
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1031
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1224
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1159

Другие новости