Сергей Максин: «России важно не отставать в оптической отрасли от мировых лидеров – США, Израиля, Франции, Японии».
Фото автора
Средства массовой информации активно обсуждают создание концерна ОАО «НПК «Оптические системы и технологии». О целях объединения оптических предприятий и проблемах, стоящих перед отраслью, корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ рассказал генеральный директор холдинга Сергей МАКСИН.
– Сергей Валерьевич, зачем потребовалось объединять столь разные и удаленные друг от друга предприятия и что представляет собой концерн сегодня?
– Научно-производственный концерн «Оптические системы и технологии» – это холдинговая структура. Она объединяет основные отечественные предприятия оптико-электронной отрасли. Всего в концерн входит 21 предприятие, в том числе научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научно-производственные объединения. Всего у нас работают более 22 тысяч человек.
Предприятия холдинга рассредоточены по разным регионам страны: в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области, Вологде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске. При этом отмечу, что расположение того или иного предприятия на периферии вовсе не означает, что оно и в холдинге играет «периферийную» роль, каждое из них – это полноценный центр ответственности в различных областях оптико-электронного приборостроения.
Как бы банально это ни звучало, но эпоха самостоятельного выживания предприятий в рыночной стихии прошла. Консолидация производственных и интеллектуальных потенциалов сегодня просто необходима. Вместе проще решать амбициозные задачи завоевания новых рынков, обеспечивать страну качественной высокотехнологичной продукцией.
– Как происходит реформирование? Какие организационные решения приходится принимать при создании холдинга?
– Все наши решения продиктованы стратегическими целями создаваемой структуры. А это – обеспечение ее инновационного развития, внедрение новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, постоянное улучшение качества жизни работников.
Известные организационные изменения в ходе создания столь крупной структуры также неизбежны. Наши предприятия представляют собой очень неоднородную картину – разная форма собственности, сложившаяся годами специализация┘ Серьезно отличаются уровень основных фондов, их загрузка и обновление. Что греха таить: не обошлось и без дублирования тематик. Сегодня мы активно работаем над реорганизацией этого огромного хозяйства. Многое уже сделано.
Так, в 2010 году мы провели приватизацию основных государственных унитарных предприятий, входящих в холдинг. Сейчас завершаем работу по оставшимся пяти. Наш опыт по акционированию ФГУПов в столь сжатые сроки можно назвать поистине уникальным. Например, в Англии или Франции на приватизацию госсобственности уходило в среднем по 10 лет.
Сейчас на основании системных документов головная организация НПК «Оптические системы и технологии» проводит работу по созданию центров компетенции. Предприятия будут объединяться в соответствии со стратегическими направлениями деятельности. Это позволит проводить единую научно-техническую политику, техническую модернизацию и оптимизацию производственных мощностей, развивать внутрикорпоративную кооперацию, исключить параллелизм в исследованиях и разработках, обеспечить устойчивый рост инновационного потенциала.
– Сергей Валерьевич, как вы оцениваете современное состояние отечественной оптической отрасли?
– Давайте смотреть шире. Сегодня в ведущих мировых научных державах говорят уже не об оптике в ее классическом понимании, а о фотонике. Эта область высоких технологий развивается чрезвычайно быстро и включает лазерную технику, оптоэлектронику, лазерно-оптическое приборостроение. У нас этот термин пока еще не до конца прижился, но, думаю, здесь вопрос времени и нашей активной работы. Так вот, по данным экспертов, мировой рынок фотоники оценивают от 300 до 400 миллиардов долларов в год. И растет он ежегодно темпом 15%.
С сожалением приходится отмечать тенденцию к отставанию нашей страны от мировых лидеров в этой сфере – США, Израиля, Франции, Японии. Без принятия срочных и жестких мер отставание будет только нарастать.
Принятие на государственном уровне решения о создании оптического холдинга – это требование времени, иначе нам не найдется места на мировом рынке. Сконцентрировав сегодня финансовые, научные и производственные усилия, мы получим шанс сократить отставание от лидеров.
Одна из наших первоочередных задач – это возрождение фундаментальных и поисковых исследований. В качестве примера приведу сотрудничество ФГУП «НПК «Государственный оптический институт имени С.И.Вавилова» (ГОИ) с ведущими вузами Санкт-Петербурга. В результате ГОИ должен восстановить свой прежний статус государственного научного центра.
В практической работе по реализации поставленных планов нам помогают руководство страны, заинтересованные министерства и ведомства, государственная корпорация «Ростехнологии». Примером пристального внимания к нашей работе служит тот факт, что президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев лично побывал на двух предприятиях холдинга – Уральском оптико-механическом заводе и Лыткаринском заводе оптического стекла.
– Лыткарино президент посетил совсем недавно – в апреле и, судя по репортажам, был впечатлен увиденным на предприятии┘
– Действительно, 27 апреля Дмитрий Анатольевич проводил на заводе совещание по вопросам социального положения рабочих, подготовки профессиональных рабочих кадров для российской промышленности и развития системы профтехобразования.
Перед совещанием мы с генеральным директором А.П.Патрикеевым познакомили президента с производственными возможностями завода.
Надо сказать, что ЛЗОС – предприятие уникальное. Оно производит сотни марок специального оптического стекла. По итогам 2010 года творческому коллективу за достигнутые достижения присвоена государственная премия. В мире весь спектр оптического стекла могут производить только Россия, Германия, Китай, США и Япония.
Введение в эксплуатацию на Лыткаринском заводе установки, работающей по технологии ионно-лазерной обработки, обеспечило независимость России в изготовлении крупногабаритной высокоточной оптики для оптико-электронной аппаратуры космического и наземного базирования.
В настоящее время завод ведет работы по модернизации 6-метрового зеркала для телескопа Зеленчукской обсерватории РАН. Только попытайтесь воочию представить себе размер зеркала! Этот телескоп в 70–80-е годы входил в пятерку самых мощных телескопов на планете. После окончания работ проникающая способность телескопа во Вселенную существенно увеличится, и он вернет себе место в числе ведущих астрономических инструментов мира.
Большой интерес у президента и участников совещания вызвали производимые в Лыткарино космические объективы и зеркала, а также крупногабаритная оптика для специальной аппаратуры.
– Можно ли чуть подробнее рассказать о проектах, в которых участвует холдинг «Оптические системы и технологии»?
– Государство ставит перед нами очень серьезные и ответственные задачи. Большая их часть непосредственно связана с обороноспособностью страны. Сегодня мы одновременно ведем несколько сотен научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Например, наш холдинг является основным разработчиком и изготовителем многофункциональной оптико-электронной интегрированной системы для новейшего отечественного истребителя. Конструкторы разработали комплекс, который полностью контролирует обстановку вокруг самолета во всех оптических диапазонах.
Успешно заканчиваются государственные испытания другой разработки холдинга – оптико-электронного прицельного комплекса для вертолета Ка-52. По отзывам специалистов, система получилась уникальной, другой такой в мире нет. В ее задачи входят поиск, распознавание цели, наведение высокоточного оружия, обеспечение пусков всех типов управляемых ракет.
Наряду с проектами в интересах Военно-воздушных сил, холдинг ведет разработку и производство оптико-электронных систем и комплексов для Сухопутных войск, Военно-морского флота и специальных служб.
Одним словом, предприятия концерна так или иначе задействованы в создании оптико-электронных и лазерных комплексов для всех перспективных образцов вооружений и военной техники.
– Как вы работаете с иностранными заказчиками по продукции специального назначения?
– Этому вопросу мы уделяем самое пристальное внимание. Холдинг совместно с ФГУП «Рособоронэкспорт» проводит большую работу по продвижению продукции военного назначения на внешний рынок. В частности, по нашей инициативе в феврале 2010 года была создана рабочая группа, которая определила наиболее перспективные направления работ в интересах иностранных заказчиков, сформировала соответствующую программу. В рамках этой программы под эгидой ФГУП «Рособоронэкспорт» проведены переговоры с потенциальными заказчиками и получены конкретные заявки. Теперь готовим материалы, которые обещают вылиться в крупные контракты.
– Как сказывается на предприятиях ОАО «НПК «Оптические системы и технологии» пресловутая проблема гособоронзаказа?
– На дворе давно лето, а нам с сожалением приходится констатировать, что гособоронзаказ все еще не доведен в полной мере до разработчиков и производителей. Любая задержка с подписанием контрактов ведет к тому, что предприятия терпят убытки и должны наверстывать упущенное время с нарушением всех технологических норм. Считаю, если возникает такая задержка, то критика в адрес промышленности должна быть более объективной.
Кроме того, надо отметить, что холдинг «Оптические системы и технологии» является горизонтально ориентированной структурой. Практически все предприятия, входящие в него, относятся ко второму-третьему уровню комплектации. Это означает очень высокую степень зависимости от головных предприятий – производителей самолетов, вертолетов, бронетанковой техники и т.д.
– Появилась информация, что на базе Красногорского завода имени С.А.Зверева создается научно-производственный центр. Как это соотносится с тем, что вы рассказали?
– Красногорский завод имени С.А.Зверева во многом уникален. Он специализируется на разработке и производстве космической и авиационной топографической и спектрозональной фотосъемочной аппаратуры, выполняет работы по созданию оптико-электронных комплексов контроля космического пространства. Кроме того, завод разрабатывает и производит оптико-электронные устройства для бронетанковой техники, прицелы для стрелкового и охотничьего оружия, медицинскую аппаратуру и многое другое.
Статус федерального научно-производственного центра завод получил еще в 2004 году. Однако в 2010 году в силу сложившейся ситуации предприятие не смогло в установленном порядке подтвердить данный статус. Задача головной организации холдинга – помочь возродить предприятие, вернуть ему репутацию и вес, которыми он обладал в советские времена.
Я убежден, что Красногорский завод имени С.А.Зверева наряду с другими предприятиями концерна должен участвовать во всех проектах своего профиля как по линии Министерства обороны и Роскосмоса, так и по гражданским направлениям.
В соответствии с программой реструктуризации «НПК «Оптические системы и технологии» предусматривается создание на базе Красногорского завода им. С.А.Зверева центров компетенции по оптико-электронным системам для бронетанковой и космической техники.
– Ваш холдинг часто упоминают и в контексте производства высокотехнологичной гражданской продукции┘
– Так и есть, ведь мы – крупный производитель медицинского оборудования, широкого спектра оптических товаров народного потребления, геодезической техники, светотехнического оборудования, научных приборов. Доля продукции гражданского назначения составляет сегодня порядка 22% в общем объеме выпуска. Цифра неплохая, но, как говорится, есть куда расти. Нами разработана серьезная программа по развитию этого сектора, которая позволит в ближайшие пять лет довести долю гражданской продукции до 40%.
Медицинское оборудование, производимое на предприятиях холдинга, пользуется спросом не только в России и странах СНГ, но и в дальнем зарубежье.
В полной мере это относится к неонатальному оборудованию. К примеру, производимые одним из предприятий концерна инкубаторы для новорожденных соответствуют уровню самых продвинутых мировых аналогов. Всего за годы серийного производства было поставлено несколько тысяч таких систем в родильные дома. С помощью наших приборов врачи выходили полтора миллиона детей, подарив им, по сути, возможность полноценной жизни.
– Правда ли, что с помощью таких инкубаторов можно спасать детей начиная с 25 недель?
– Да, сегодня в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения детишки весом от 500 граммов должны выхаживаться. Наше оборудование позволяет это делать. Надо сказать, что национальный проект в области здравоохранения стал настоящим стимулом для новых разработок и обеспечил крупные поставки в медицинские учреждения.
– 24 мая на заседании по модернизации, посвященном инновационным технологиям в детском здравоохранении, вы выступали с докладом. Президент тогда отметил дороговизну отечественного медицинского оборудования. Чем вызвана такая ситуация?
– В докладе на заседании я коснулся этого вопроса. Сегодня мы – неотъемлемые участники международной кооперации, глобального разделения труда. Соответственно, какие-то компоненты и комплектующие наши предприятия покупают за рубежом. Здесь они облагаются НДС и таможенными пошлинами. За счет этого цена на изделие, собранное с использованием иностранных компонентов, получается выше, чем у западных производителей. Президент поддержал меня в данном вопросе, и надеюсь, по итогам заседания что-то в этой сфере удастся поправить.
С другой стороны, государственное регулирование, оставаясь очень важным фактором, все-таки не панацея от всех бед. Без усилий со стороны отечественных разработчиков и производителей медицинского оборудования ничего не выйдет. Необходимо повсеместно внедрять современные технологии, проводить модернизацию. За счет этого цена на продукцию может быть значительно снижена.
– Как говорится, кадры решают все. Для концерна этот тезис наверняка актуален. Как решается проблема с кадрами?
– Вопрос квалифицированных кадров стоит очень остро. Ощущается нехватка специалистов всех уровней – и рабочих, и инженеров. Учреждения профессионально-технического образования зачастую готовят специалистов по старинке, без учета современных потребностей. Это в равной степени касается и среднего технического образования, и высшей школы. До сих пор очень слабо организован диалог между нашими университетами и промышленными предприятиями. Вчерашних выпускников вузов и училищ зачастую нельзя считать полностью подготовленными специалистами. Приходится дополнительно затрачивать усилия и вкладывать средства в их переподготовку.
Как я уже отмечал в начале интервью, оптико-электронная промышленность относится к инновационно-активным отраслям. В условиях глобализации мировой экономики необходимо опережать конкурентов за счет новых разработок.
В настоящее время чрезвычайно остро встала проблема нехватки исследователей, которые в советское время концентрировались в отраслевых НИИ, а также квалифицированных инженеров и рабочих.
Для решения этой острой проблемы мы совместно с ведущими вузами России создаем научно-исследовательские и научно-образовательные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и других городах.
Эти центры будут заниматься не только подготовкой и переподготовкой специалистов для холдинга, но и проведением совместных разработок, реализацией крупных инфраструктурных научно-инновационных и информационно-консалтинговых программ и проектов, в том числе с формированием сетевого и кластерного взаимодействия, обеспечивающих структурные изменения в оптической отрасли промышленности.
В частности, в Казани у нас на базе крупного научно-производственного центра ОАО «ГИПО», ОАО «Центральное конструкторское бюро «Фотон» и ОАО «Казанский оптико-механический завод» созданы Центр ответственности по разработке и производству оптико-электронных систем для Военно-морского флота и ПВО и Центр ответственности по разработке, проектированию и выпуску тепловизионных систем. Ведутся работы по созданию Научно-образовательного центра на базе ГИПО, Фотона, КОМЗа и КГТУ им. А.М.Туполева.
Региональные власти проявляют активность и заинтересованность в создании подобных структур. Так, в рамках состоявшегося в апреле совещания с министром промышленности и торговли Республики Татарстан обсуждались меры по развитию научно-образовательных центров предприятий холдинга и вузов Татарстана.
Создание холдингом целого ряда таких научно-образовательных центров в регионах позволит внести весомый вклад в сохранение Россией статуса ведущего центра в сфере оптических наук и оптического приборостроения. Также будут созданы конкурентные преимущества в условиях ускоряющегося научно-технического развития и глобализации мировой экономики.
– Сергей Валерьевич, при реализации обозначенных вами программ по созданию и развитию холдинга НПК «Оптические системы и технологии» сталкиваетесь ли вы с противодействием, непониманием? Если да, то с чем это связано?
– Любая реорганизация требует осмысления, делегирования полномочий. Этот процесс не простой. Конечно, приходится убеждать, доказывать. Там же, где убеждения не помогают, приходится применять непопулярные меры.
То, что сейчас происходит, – это нормальный эволюционный процесс, в чем-то сродни переходу от абсолютной монархии к конституционной республике. Создание холдинга позволяет активно внедрять инновационные технологии и одновременно детально анализировать работу администрации каждого предприятия, сопоставлять результаты, спрашивать с отстающих. Это не всем нравится. Но я убежден, что мы делаем правильную работу. Жить только вчерашним днем, следовать исключительно канонам прошлого – большая ошибка. Сегодня, как никогда, необходимо сконцентрировать волю, ум, энергию и направить на решение стоящих задач. Уверен, что трудовым коллективам предприятий холдинга, их руководителям эти задачи по плечу!