Министр обороны Анатолий Сердюков подал своему Главнокомандующему на подпись документ об увольнении не существующих в армии офицеров.
Фото ИТАР-ТАСС
Недавно Дмитрий Медведев принял решение об увольнении ряда высокопоставленных чиновников Минобороны из-за срыва гособоронзаказа и недопоставок военной техники в войска. Приказ подготовило Министерство обороны, и вряд ли президент знал лично офицеров, попавших в приказ, и их должностные обязанности. Подписал, поверив министру обороны.
Итак, приказом президента из армии уволены: замначальника Главного управления Вооруженных сил РФ генерал-майор Николай Ваганов, замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов и начальник управления развития и организации заказов авиационной техники и вооружения Министерства обороны РФ полковник Игорь Крылов.
Но генерал-майор Николай Ваганов уже был уволен из армии приказом президента, но только 26 октября 2010 года, о чем также сообщала пресс-служба Кремля. Тогда формулировка приказа была другой – «в связи с очередными кадровыми перестановками в Министерстве обороны РФ». Генерал Ваганов подал рапорт об увольнении по собственному желанию и был отстранен от обязанностей в день подписания приказа. Конечно, можно предположить, что он успел сорвать выполнение гособоронзаказа до 26 октября. Но и это не так. Дело в том, что в должностные обязанности генерала не входили вопросы по формированию гособоронзаказа и, главное, контроля за его исполнением. Правда, было время, когда генерал был еще полковником и замначальника 11-го Управления МО РФ и имел отношение к гособоронзаказу, но только это было много лет тому назад и никак не могло повлиять на гособоронзаказ 2010 года. Более того, в те времена полковник Ваганов получал за свою работу только правительственные награды.
Об отставке вице-адмирала Николая Борисова пресс-служба Кремля сообщила 19 марта 2011 года. И это было связано не со срывом гособоронзаказа, а с закупкой вооружения за рубежом. В первых числах марта в прессу просочилась информация, что Россия собралась покупать у Франции вертолетоносцы Mistral на 170 млн. евро дороже их цены. Рособоронэкспорт вместе с Министерством обороны тут же открестились от своего участия в подписании договора на таких условиях и взвалили всю вину на вице-адмирала Борисова. Получалось, что он сам назначил цену и сам подписал договор без согласования с руководством. Поверить в такое положение вещей просто невозможно. У военных в крови подчинение вышестоящему руководству. А тем более в таком серьезном случае, да еще и в загранкомандировке.
Кто бы ни был на месте вице-адмирала, он никогда бы не взял на себя ответственность при подписании договора и уж точно не занимался бы самодеятельностью.
Правда, позже появились сообщения, что вице-адмирал здесь ни причем, а в цену были включены обучение экипажей и некоторые технологии производства, и вообще, вопрос еще не решен окончательно. Вице-адмиралу быстро объяснили, что раз уж так получилось, то ему надо как-то отстраниться от этих дел. С возмущением Николай Борисов подал рапорт об увольнении. В итоге все вышестоящее руководство сохранило свои места, сообщив в прессу, что отставка вице-адмирала связана не с закупкой вооружения, а «исключительно с ситуацией внутри ВМФ». Правда, что это за ситуация, никто объяснять не стал.
История полковника Игоря Крылова еще более примечательная. Во второй половине 2010 года в Министерстве обороны работала Главная военная прокуратура (ГВП). Проверку она закончила к декабрю. В начале декабря ГВП представила результаты своей работы на закрытом заседании комитета Госдумы по обороне. И результаты эти впечатляющие.
Только за 10 месяцев 2010 года украдено было 2,19 млрд. руб. И это при том, что чиновничий аппарат Министерства обороны был сокращен более чем в два раза. В докладе отмечается, что по сравнению с 2009 годом коррупционная составляющая увеличилась на 16,1%. Заметим, что предыдущий сравнительный показатель 2008 и 2009 годов был 9%. Неясно только, то ли прокуратура начала работать лучше, то ли коррупция за год возросла в 1,8 раза. В докладе подробно говорится обо всех выявленных преступлениях с именами и цифрами. Сказано и сколько заведено уголовных дел, но не сказано, сколько уголовных дел предыдущей проверки доведено до суда и сколько людей признаны виновными.
На этом же заседании комитета Госдумы по обороне был представлен еще один доклад, подготовленный уже Министерством обороны. Представитель министерства докладывал о проблемах коррупции в войсках. В докладе был озвучен список особо проворовавшихся. Вот в этот список и попал полковник Игорь Крылов. Ему инкриминировалась кража 3,6 млн. руб. из госбюджета в 2008 году. Из текста следовало, что полковник единолично заключил договор с ЗАО «Кулон-2» и положил деньги в карман.
Неясно только, как полковник Крылов мог проделать все самостоятельно, ведь для заключения договора необходимо получить в лучшем случае подписей 20, да и утверждают договоры совсем не полковники. Да и денег у полковника почему-то не оказалось.
И вновь неясно, как эта история трехгодичной давности повлияла на срыв гособоронзаказа 2010 года. Замечу только, что Игорь Крылов подал рапорт об увольнении в декабре 2010 года, видимо, ему хватило впечатлений от военной службы и знаменитой офицерской солидарности. Как заметил наш источник из Министерства обороны: «Скорее всего ему приказали подписать, он и подписал. У нас приказы командиров не обсуждаются. Самое смешное, что он наверняка ничего не получил из этих миллионов. Сейчас это стало нормой. Я бы на его месте уже давно подал рапорт».
Таким образом, министр обороны подал своему Главнокомандующему на подпись документ об увольнении не существующих в армии офицеров. Офицеров, которых президент уже увольнял в разные сроки. Офицеров, которые не срывали гособоронзаказ 2010 года.
Зачем надо было на весь мир устраивать этот цирк? И о чем думала администрация президента, позволив ему подписать этот документ?
Наказаны были за срыв гособоронзаказа 2010 года и директора предприятий. Вице-премьер РФ Сергей Иванов доложил президенту об исполнении его поручения о наказании конкретных виновников. Знаменательно для нынешнего правительства то, что вице-премьер снял ответственность с кабинета министров и возложил вину на предприятия оборонного комплекса. Получается, что предприятия в нашей стране существуют как бы сами по себе. Директора не ездят в министерства, не докладывают о своих проблемах и нуждах и вообще делают, что хотят.
Не будем останавливаться на списке наказанных директоров, а отметим общие для всех проблемы. Прежде всего договоры по гособоронзаказу 2010 года в основной своей массе стали заключаться Министерством обороны только в июне-июле прошлого года. Продолжался этот процесс по октябрь включительно. И происходило это не по вине предприятий.
Каждый директор знает – заключить договор хорошо, но этого мало. Надо еще получить авансирование. Из всех руководителей госкорпораций только Сергей Чемезов, управляющий «Ростехнологиями», заявил, что на гособоронзаказ 2011 года они получили лишь 18% от всей суммы. Так как осталось полгода на выполнение работ, можно смело заявить – и в этом году сроки будут сорваны. Жаль, господин Чемезов не сказал, что в прошлом году была такая же проблема.
Хотелось бы, чтобы вместо наказания директоров вице-премьер объяснил им, как лучше всего выполнить гособоронзаказ за полгода или за квартал и без финансирования. И если это ему удастся, то это будет ноу-хау нашего правительства.
Когда гособоронзаказ на будущий год будет утверждаться правительством в ноябре предыдущего года, договоры с предприятиями станут подписываться в декабре, а авансирование начнет осуществляться в январе (в объеме не менее 40–50% от цены), вот тогда и можно будет обвинять предприятия в срыве гособоронзаказа. А пока директоров можно наказывать совсем по другим причинам.
Так что вопрос президента – кто персонально отвечает за срыв гособоронзаказа – остался без ответа. Пока наказали невиновных, возможно, скоро наградят непричастных.
Новые подробности скандала
Говорят, что к взысканию за срыв гособоронзаказа также был представлен заместитель главкома ВВС по вооружению, генерал-майор Олег Вениаминович Бармин, который уже полгода как умер. Этот факт был выявлен лишь благодаря своевременному вмешательству аппарата президента, что предотвратило дальнейшее доведение ситуации до скандального абсурда. Умершего замглавкома ВВС О.В.Бармина хотели наказать за срыв ГОЗ-2010.
По данным «НГ»