Губернатор Кузбасса считает важным сохранить и развивать систему среднего и начального профессионального образования.
Фото Сергея Черемнова
Модернизация страны невозможна без подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров. О том внимании, которое уделяет руководство страны этому аспекту модернизации, говорит и выступление президента Дмитрия Медведева в Магнитогорске, и его встреча со студентами и преподавателями технических вузов. Как решается данный вопрос в Кузбассе, корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказал губернатор Кемеровской области Аман ТУЛЕЕВ.
– Уважаемый Аман Гумирович, сегодня многие предприятия жалуются на нехватку рабочих и инженеров. Коснулась ли эта проблема Кузбасса и почему, на ваш взгляд, она возникает?
– Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу сказать, что мы сейчас по привычке называем выпускника профессионального училища «рабочий». Хотя слово это уже давно устарело, по своей сути – прошлый век. Его уже надо забыть, выбросить из подсознания.
Теперь это уже «специалист-универсал», с умелыми руками и умной головой. И чтобы стать таким специалистом высшей категории, нужно 10–15 лет учиться, набираться опыта. Именно за такими профессионалами наши предприятия в очередь стоят.
Все мы сегодня понимаем, от того, какие кадры мы подготовим, во многом будет зависеть и наше будущее, и будущее наших детей и внуков.
И здесь система профессионального образования должна сыграть ведущую роль. Но нужно быть по-настоящему государственным человеком, чтобы понимать, что, вкладывая деньги в образование, в подготовку кадров, мы не ощутим отдачу сразу. Сегодня нет. А через 7–10 лет отдача будет. А ведь как устроен человек, тем более хозяйственник? Вложил деньги и хочет получить отдачу сразу, и чтобы был конкретный, зримый результат. Зачем выделять немалые средства на цели, которые будут достигнуты через несколько лет, когда ты уже, может быть, и работать не будешь?! Это очень непросто, психологически тяжело. Считаю, в этом роль и внутренний подвиг любого руководителя.
Но вопрос надо ставить шире. Мы не можем ограничиваться только подготовкой квалифицированных кадров для рынка труда. Помимо этого профессиональное образование должно стать источником производства новых технологий, а отсюда – и новые требования к специалистам. И сегодня это задача национального масштаба.
В то же время состояние кадрового потенциала области, как и России в целом, вызывает тревогу. Мы наблюдаем явные перекосы в подготовке кадров. В Кузбассе на данный момент не хватает 30 500 работников разных специальностей. Из них 76%, а это 23 330 вакансий, – рабочие профессии.
К примеру, на сегодняшний день только крупным предприятиям области требуется более 6 тысяч строителей. По-прежнему у работодателей пользуются спросом каменщики, облицовщики, плотники, электромонтеры, кровельщики, штукатуры, маляры, отделочники, монтажники и др.
В добывающих отраслях, электроэнергетике не хватает 1600 рабочих. В том числе требуются горнорабочие, проходчики, забойщики, слесари по ремонту горно-шахтного оборудования, подземные электрослесари┘
Для транспорта и связи дополнительно нужно 3200 рабочих. Это водители всех категорий, машинисты крана, экскаваторщики, слесари по ремонту автомашин.
В сельском и лесном хозяйстве нам как воздух нужны более тысячи человек. Сегодня каждый восьмой механизатор и каждая пятая доярка скоро выйдут на пенсию или уже пенсионного возраста. Нужны механизаторы, животноводы, ветеринары, полеводы, овощеводы┘
В обрабатывающей промышленности требуется более 2 тысяч рабочих: это станочники, токари, электромонтеры, электрогазосварщики.
В сфере услуг, торговли, ремонта автотранспортных средств и бытовых изделий требуется более 3 тысяч рабочих: повара, пекари, кондитеры, ремонтники контрольно-измерительных приборов, швеи, продавцы, парикмахеры┘
При этом современному производству нужны рабочие кадры высокой квалификации, с разносторонней, глубокой подготовкой, которые хорошо знают компьютер, сложнейшее электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы, владеют основами менеджмента, осваивают смежные специальности. И требования к уровню подготовки кадров растут с каждым днем.
Наши предприятия тратят миллионы, причем не в рублях, а в «зеленых», на суперсовременную технику. А доверять ее приходится недоучкам из-за того, что недальновидные руководители жалеют деньги на подготовку кадров. Скупой платит дважды: за ремонт оборудования и за иностранных спецов.
В то же время наши вузы выпускают бесчисленное число юристов и экономистов. В 2010 году они составили 42% от всех выпускников области. Более половины из них идут работать по другой специальности, 10% – вообще не трудоустроены.
А ведь на эти средства мы могли бы подготовить специалистов-универсалов, техников, инженеров, которых я перечислил и в которых остро нуждается наш рынок труда.
Вот и получается: деньги на обучение тратим колоссальные, а работать некому. С этим не поспоришь.
Если ситуация не изменится круто и быстро, то уже в ближайшие три года дефицит квалифицированных рабочих кадров может стать тормозом развития кузбасской экономики.
Кроме того, надо учитывать и демографическую ситуацию. За последние пять лет приток студентов в России сократился на 40%. Уже сейчас многие вузы буквально заманивают студентов на бюджетные места. Повторяю – на бюджетные места! Такая же картина и у нас в области.
Что будем делать? Китайцев звать? Практика показывает, что за счет мигрантов кадровую проблему не решить. По статистике, число прибывших граждан лишь немного превышает число тех, кто уехал из Кузбасса. По прогнозным оценкам, в период с 2011 по 2025 год миграция населения не будет играть существенной роли на рынке труда нашей области. Поэтому кадры должны готовить сами.
– Как решается эта проблема на региональном уровне?
– Задачи, которые обозначены президентом России и председателем правительства страны, мы решаем не на пустом месте.
Что нам удалось совместно сделать? На сегодняшний день система профессионального образования области включает 147 учреждений образования, где обучается более 160 тысяч учащихся и студентов. Одних только профессиональных училищ и лицеев – 49.
Считаю, нашим серьезным достижением является сохранение и развитие системы начального и среднего профессионального образования – главного поставщика рабочих кадров. По комплексным показателям она является крупнейшей в Сибирском федеральном округе.
Для повышения качества подготовки специалистов и укрепления материальной базы учебных заведений мы, одними из первых в России, разработали и внедрили модель социального партнерства образовательных учреждений с промышленными предприятиями региона. За каждым профессиональным учебным заведением в Кузбассе закреплены базовые промышленные предприятия. Руководители предприятий как равные партнеры принимают участие в составлении учебных планов, программ, принятии экзаменов; организуют практику; определяют требования к качеству подготовки специалиста; вкладывают средства и в обучение, и в укрепление материальной базы учебных заведений; выделяют деньги на дополнительные стипендии, доплаты мастерам производственного обучения. А самое главное – обеспечивают наших выпускников рабочими местами.
Например, холдинговая компания «СДС-Уголь» в 2008 году выделила Кемеровскому горнотехническому техникуму современное производственное горное оборудование на сумму 28 миллионов 700 тысяч рублей.
Благодаря этому техникум получил возможность участвовать в федеральном конкурсе образовательных учреждений, которые реализуют инновационные образовательные программы, вошел в число победителей и получил государственную поддержку – 30 миллионов рублей. Эти средства пошли на модернизацию учебной базы и повышение квалификации педагогических кадров.
И таких примеров у нас немало. Более 150 крупных предприятий области оказывают реальную, действенную поддержку учреждениям профессионального образования. Мы приняли решение: руководителей лучших предприятий – социальных партнеров – представлять к государственным наградам.
Однако у нас в Кузбассе более 3,5 тысячи промышленных предприятий, во главе которых стоят руководители, советы директоров. А участвуют в подготовке профессиональных кадров – 150. Причем требования к кадрам все предъявляют высокие, жалуются на низкую квалификацию молодых специалистов, отсутствие опыта работы, а сами не хотят участвовать в их подготовке.
Если ты руководитель предприятия, должен понимать, что в современных условиях, когда технологии меняются каждые пять лет, без участия в подготовке кадров проблему их дефицита не решить. Сегодня износ материальной базы в училищах и техникумах составляет 80%. Разве можно обучить на этом старом оборудовании квалифицированного рабочего для инновационного предприятия? И о какой модернизации мы можем говорить с такими кадрами?
С одной стороны, мы готовим для собственников специалистов, вкладываем деньги. Но это же деньги – бюджетные. Вы знаете, какой это мизер┘
Поэтому надо усилия складывать. Делать спецзаказы по обучению. И от предприятий должна быть реальная помощь, и не только материальная. Это и организация практики студентов и учащихся, и стажировка выпускников, и участие в разработке профессиональных стандартов и программ обучения, и трудоустройство выпускников┘ Администрация ведь не может взять все на себя.
– Аман Гумирович, вы сказали, что администрация поддерживает молодежь. А какие меры поддержки действуют в Кузбассе?
– За счет средств областного бюджета платим губернаторские стипендии студентам и учащимся, областные премии, гранты одаренным детям; выделяем безвозмездные субсидии на оплату обучения студентам, которые учатся в вузах и техникумах на платной основе; предоставляем льготный проезд на городском и междугородном транспорте; малообеспеченным студентам ежемесячно выделяем продуктовые наборы; дети студентов и аспирантов дошкольного возраста бесплатно посещают детские сады; организуем отдых и оздоровление нашей молодежи, учащиеся и студенты бесплатно отдыхают в Греции, Объединенных Арабских Эмиратах.
Кроме того, оплачиваем стажировку выпускников; выделяем подъемные молодым специалистам – учителям, врачам, работникам культуры, социальной защиты, которые после окончания вузов и техникумов едут работать в сельскую местность. Плюс действует система областных льгот для молодых и студенческих семей.
Но мы не только помогаем студентам, поощряем лучших. Мощная система льгот действует и для научно-педагогических работников. Это и кузбасская пенсия, и надбавки и доплаты к заработной плате, областные гранты, премии за защиту кандидатских и докторских диссертаций.
Уже 10-й год в нашей области реализуется программа социальной ипотеки. Даже в нынешней непростой экономической ситуации мы продолжаем выдавать льготные жилищные кредиты по нашей региональной программе сроком на 20 лет под 5, 3, 0% годовых.
Сейчас такие кредиты могут получить 24 категории наших земляков, в том числе работники образования, молодые и студенческие семьи, одаренная молодежь.
Кроме того, строим «доходные дома» для студенческих семей и молодых специалистов. Квартиры выкупает муниципалитет и сдает на условиях долгосрочной аренды, пока арендаторы не решат свою жилищную проблему и не приобретут собственное жилье. Такой дом уже построен в Новокузнецке. Цена найма около 30 рублей за квадратный метр. Например, аренда однокомнатной квартиры площадью 50 квадратных метров примерно обходится молодой семье в 1600 рублей плюс коммунальные услуги. Двухкомнатная квартира стоит 2240 рублей. В то время как рыночные цены на жилье в городе составляют 8–12 тысяч рублей. В ближайшее время «доходный дом» появится в Кемерове, планируем построить в Прокопьевске.
Это я перечислил по-крупному. Только на социальную поддержку научно-педагогических работников и учащейся молодежи ежегодно направляем как минимум 400 миллионов рублей.
– Не секрет, что работодатели неохотно берут на работу молодых неопытных специалистов. Как решается проблема трудоустройства выпускников учреждений профобразования?
– Чтобы помочь трудоустроиться выпускникам профессиональных учебных заведений, в 2009 году была введена государственная мера поддержки – стажировка.
По договору со службой занятости работодатель минимум на четыре месяца создает временное рабочее место для молодого специалиста. Выпускник обращается в службу занятости и получает направление на конкретное место работы. При этом молодой специалист из средств федерального и областного бюджета гарантированно получает заработную плату – 5 629 рублей ежемесячно, то есть минимальный размер оплаты труда плюс районный коэффициент.
Это дает возможность выпускнику до шести месяцев стажироваться на данном предприятии. За это время у каждого специалиста есть возможность показать свои знания, навыки, проявить себя с лучшей стороны. Да и на предприятии к нему присмотрятся. Дальше – торг. Показал себя с хорошей стороны – берут, лоботрясничал, отлынивал от работы – кому ты нужен? Такая временная стажировка повышает шансы на постоянное трудоустройство. Только за два года работу на этих предприятиях получили 600 выпускников. А в целом за прошедшее время стажировку прошли более 6 тысяч человек, и в этом году пройдут еще свыше 2 тысяч выпускников.
Но я считаю, для стажера сумма эта маленькая – 5 тысяч рублей. На расширенной коллегии администрации области, которая прошла у нас в начале апреля, я обратился к собственникам предприятий с предложением увеличить зарплату стажерам. То есть часть может доплачивать предприятие, хотя бы такую же сумму – 5 тысяч. В принципе это мизер для собственников.
И еще важно: и на предприятиях, и в учебных заведениях к каждому выпускнику теперь прикрепляется наставник на весь период стажировки. За эту работу он тоже получает доплату – 2815 рублей. А ведь среди наставников есть не только отличные профессионалы, но и по-настоящему государственные люди, высоконравственные, которые по-отечески относятся к стажерам. Может, кого-то из ребят перевоспитают. Считаю, наставники тоже должны получать доплату не менее 5 тысяч рублей.
В этом году более тысячи предприятий области выразили желание принять на стажировку выпускников всех учреждений профобразования. Предпочтение, естественно, будем отдавать тем, кто в дальнейшем предоставит стажерам постоянные рабочие места.
Аман Тулеев возлагает особые надежды на рабочую молодежь. Фото Сергея Черемнова |
Однако выбирать специалистов для своего предприятия среди выпускников нужно не во время стажировки, а гораздо раньше – на втором-третьем курсе. Уже тогда можно разглядеть: балбес это или смышленый парень. И этих ребят нужно буквально за руку вести. Им надо доплачивать, одевать, обувать, если нуждаются, и помощь выделять, и по музеям водить, и женить, и квартиры давать, и за границу возить┘
Отдельно хочу сказать о наших ресурсных центрах, которые созданы на базе учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках федеральной программы. Практически все выпускники этих учебных заведений трудоустраиваются по специальности.
Это лучшие профессиональные учебные заведения Кузбасса, где аккумулированы образовательные ресурсы по определенному профилю. Они имеют более мощную материальную базу, суперсовременное оборудование, высококвалифицированные педагогические кадры, информационные ресурсы. То есть это своеобразный учебный полигон для других учреждений такого же профиля, где обучаются и студенты, и преподаватели. На базе этих образовательных комплексов не только готовят рабочих и специалистов высокой квалификации. Здесь также проходят стажировку педагоги и мастера из других учебных заведений, повышают свой профессиональный уровень работники наших предприятий.
Почему мы пошли на это? Мало денег. И чтобы не распылять средства на все учебные заведения, отдали их лучшим – тем, кто победил в федеральном конкурсе образовательных учреждений, которые реализуют инновационные программы.
Сейчас у нас действуют три ресурсных центра для ведущих отраслей промышленности: угольной, металлургической, сельского хозяйства.
Такие же центры подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов должны быть созданы и на региональном уровне для других отраслей: строительства, машиностроения, транспорта, газо- и нефтепереработки, химической отрасли, лесной промышленности, сферы услуг. Без этого проблему дефицита кадров не решить.
В 2011 году планируем создать ресурсный центр для подготовки кадров для строительной отрасли на базе Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства. И здесь мы рассчитываем на реальную поддержку руководителей и собственников предприятий.
– Вам удалось в Кузбассе сохранить систему начального профессионального образования. А какие качественные изменения произошли в системе подготовки рабочих кадров?
– Чтобы повысить качество и доступность профессионального образования, обеспечить его непрерывность, мы пошли по пути интеграции образовательных учреждений, то есть по пути их объединения.
Конкретный пример. В городе Новокузнецке было три самостоятельных образовательных учреждения, которые готовили кадры для строительной отрасли: Новокузнецкий строительный техникум, монтажный техникум, профессиональное училище № 58. В 2008 году произошло присоединение монтажного техникума и училища к Новокузнецкому строительному техникуму. Теперь это одно из самых успешных многоуровневых образовательных учреждений, где ведется подготовка по 13 специальностям и пяти профессиям.
Техникум активно сотрудничает с известной немецкой фирмой «Кнауф», которая выпускает сухие строительные смеси, и сейчас здесь создается современный учебно-производственный комплекс по технологиям этой фирмы.
Выпускник сразу после окончания училища может поступить в техникум и продолжить учебу по ускоренной программе. В итоге в одном учебном заведении можно стать хорошим профессионалом за более короткий период времени.
Все это позволяет сделать систему подготовки кадров гибкой, мобильной, повышает конкурентоспособность наших выпускников.
На сегодняшний день у нас пока девять учреждений многоуровневого профессионального образования, которые реализуют программы начального и среднего образования.
В числе лидеров – Кузнецкий индустриальный техникум (Новокузнецк), которым руководит Виктор Михайлович Тюленев, лауреат премии президента России. Это первый ресурсный центр Кузбасса. Готовит квалифицированные рабочие кадры для металлургической отрасли. В 2008 году при поддержке Виктора Михайловича прошло объединение Кузнецкого индустриального техникума и профессионального лицея № 19.
Сегодня это один из крупнейших техникумов Кузбасса, где обучаются почти полторы тысячи студентов. Ежегодно выпускается более 250 человек. И что важно, трудоустройство выпускников по полученным специальностям составляет 100%.
Сейчас мы должны идти дальше – создавать многоуровневые цепочки в сфере образования, которые объединят школу, училище, техникум, вуз и будут работать в непосредственном контакте с предприятиями. У нас уже есть примеры такого эффективного взаимодействия.
В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности на среднетехническом факультете с 1996 года успешно реализуются программы среднего профессионального образования. Институт готовит технологов для пищевой и перерабатывающей промышленности. Это крепкие профессионалы-практики. Более половины из них продолжают дальнейшее обучение в вузе. В результате на выходе имеем высококлассных специалистов – технологов с хорошей практической подготовкой, которые востребованы не только в Кузбассе, но и в других регионах России.
Кроме того, в вузе созданы три инновационных предприятия на 40 рабочих мест, где студенты могут и работать, и проходить практику.
Сейчас совместно с компанией «Российские железные дороги» и Омским государственным университетом путей сообщения прорабатываем вопрос о создании многоуровневой цепочки на базе филиала вуза – Тайгинского института железнодорожного транспорта. Сейчас институт реализует программы среднего и высшего профессионального образования. Предполагается добавить уровень НПО и присоединить областную кадетскую школу железнодорожников с общеобразовательной подготовкой.
В системе высшего профессионального образования пошли по пути сокращения числа филиалов вузов. Только в 2009 году было закрыто четыре филиала.
Сейчас в нашей области ведут образовательную деятельность 30 филиалов государственных вузов и шесть филиалов негосударственных вузов. Что вызывает особую тревогу – это низкое качество обучения в некоторых филиалах.
Причины известны: слабая материальная база и недостаток квалифицированных преподавательских кадров. Да и не секрет, что создаются такие филиалы с целью лишь бы деньги вытянуть, а качество никого не волнует, в том числе и самого студента. И работодатели это знают, потому и не берут выпускников подобных филиалов к себе на работу.
Нередко в газетах можно видеть объявления, что выпускников таких-то вузов просят не беспокоить. Моя твердая позиция – такие филиалы нужно поэтапно закрывать.
Я уже дал поручение провести анализ целесообразности и эффективности деятельности филиалов и принять решение по их дальнейшей деятельности.
Мы пока не ставим задачу объединения вузов. Этот вопрос очень сложный. Здесь нельзя рубить с плеча. Пока мы четко не увидим преимущества такого объединения, торопиться не будем.
Но ясно одно – из непрофильных вузов надо убирать дублирующие специальности. У нас 11 вузов и филиалов готовят специалистов по управлению предприятием, 10 вузов и филиалов – банкиров и финансистов, 9 – бухгалтеров, 7 – юристов, 5 – специалистов по государственному управлению. В основном – гуманитарное направление.
В то же время до сих пор не готовим своих специалистов для газовой и нефтеперерабатывающей отраслей, за которыми будущее.
Сейчас вы знаете, что вопрос закрытия дублирующих специальностей в непрофильных вузах решается на государственном уровне. И мы должны быть готовы к этому. Надо уже сейчас предпринимать шаги, как решить эту проблему, чтобы ни студенты, ни преподаватели не пострадали.
– В последнее время и президент Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин вплотную занимаются вопросом подготовки инженерных кадров. Кузбасс – крупнейший индустриальный регион России. Какие шаги предпринимаются на региональном уровне для решения этой проблемы?
– Вы, наверное, слышали, молодежь сейчас поет: «Новая эра ждет инженера». Это действительно так. Чтобы решать вопросы модернизации нашей экономики, нам сейчас как воздух нужны квалифицированные инженерные кадры. А подготовка инженеров в вузах до сих пор ориентирована на индустриальное производство 30–50-летней давности. Материальная база учебных заведений давно устарела. Да и платят инженерам немного, престиж профессии значительно упал.
Квалифицированных специалистов-технарей хронически не хватает. За последние 10 лет из горных институтов Москвы и Питера ни один наш студент, кого мы направляли на учебу, не приехал назад. Но, что особо тревожит, и наши выпускники не идут.
Поэтому мы считаем: на федеральном уровне надо поддерживать те региональные вузы, которые готовят кадры для ведущих отраслей экономики.
В Кузбассе вузы выпускают ежегодно более 3 тысяч инженеров. Плюс 6700 выпускников училищ и техникумов получают технические профессии и специальности. Это примерно 40% от всех выпускников. Много даже для нашего индустриального региона. Но, к сожалению, не все работают по специальности. Проблема в том, что работодателям нужны не просто инженеры с «корочкой», а специалисты высокой квалификации. Хотя сами работодатели зачастую не хотят принимать участия в их подготовке.
Теория должна обязательно подкрепляться практикой. Нужно вспомнить опыт СССР, когда производственная практика для студентов была обязательным атрибутом учебы. И нам сейчас нужно возрождать эту норму. Для предприятий это должно стать обязательным условием работы.
С этой инициативой на расширенной коллегии администрации области вышли собственники кузбасских предприятий: Геннадий Иванович Козовой – генеральный директор шахты «Распадская», Владимир Петрович Баскаков – вице-президент компании «СДС-Уголь». Они проявили заинтересованность в подготовке квалифицированных кадров для своего производства. За счет предприятия готовы оплачивать практику, прикреплять наставников, принимать самое активное участие в обучении ребят.
Опыт работы этих компаний по организации практики студентов богатейший. На шахте «Распадская» с 2004 года прошли производственную практику более 2 тысяч учащихся и студентов, из них 536 остались работать на предприятии.
По итогам коллегии мы направили письмо в правительство РФ с просьбой рассмотреть наши предложения. А они подсказаны самой жизнью. Здесь даже придумывать ничего не надо. Большинство руководителей крупнейших предприятий нашей области прошли трудовой путь от рабочего до генерального директора. Нужно просто внедрять свой опыт. А он богатейший.
И в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть: сегодня специалиста ценят. В развитых странах иметь несколько специальностей – это как закон. Возьмите ту же Скандинавию! Там с молоком матери детям внушают: хочешь быть юристом, ученым или бизнесменом – пожалуйста, учись. Но при этом ты должен овладеть еще двумя-тремя смежными профессиями, в том числе и рабочими. Вот и получается: ученый пишет книги, занимается наукой, а за спиной у него в рамочке висят дипломы, что он имеет профессию и механизатора, и электрика, и кондитера. И люди гордятся этим. Это в норме вещей. Это принято.
И нам необходимо вернуть престиж рабочим профессиям. Здесь важен как материальный, так и моральный стимул: внимание к трудовым традициям, рабочим династиям, уважение к человеку труда, профессионалу – Мастеру с большой буквы.