0
3766
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.03.2011 00:00:00

Большие страсти по "письму 55-ти"

Тэги: скандал, правосудие, письмо, юкос, ходорковский


Медийная атака на представителей гражданского общества – подписантов «письма 55-ти» – неожиданно для ее организаторов вызвала эффект, обратный тому, на который они рассчитывали. Напомним, в начале марта ряд общественных деятелей выступили против того беспрецедентного давления, которое, по их мнению, оказывается на отечественное правосудие. Впрочем, после публикации обращения его авторы сами оказались под жесточайшим прессингом.

Несогласные с «письмом 55-ти» предпочли не комментировать текст послания, а сразу обрушились на людей, его подписавших. Дошло и до личных оскорблений. По мнению наблюдателей, с помощью подобных «риторических приемов» критики пытались «заболтать» смысл послания.

Но совершить подмену понятий не удалось – в результате медийной атаки защитники судебной системы не только не были дискредитированы, но и получили серьезную общественную поддержку.

Атака на общественных деятелей, выступивших в защиту судебной системы, накатывала, как снежный ком, на протяжении двух последних недель. Собственно, с того момента, как было обнародовано содержание знаменитого «письма 55-ти». Напомним, авторство резонансного послания принадлежит председателю общественного комитета «За открытость правосудия» Денису Дворникову. Во многом письмо стало ответом на провокационное выступление сотрудницы Хамовнического суда Натальи Васильевой против судьи Виктора Данилкина. Дворников расценил ее «оголтелые» откровения как часть «кампании по дискредитации судебной системы», которая, как сказано в письме, развернулась на фоне второго процесса по делу бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского.

В своих оценках Дворников оказался не одинок. Подписи под посланием изъявили желание поставить 55 представителей гражданского общества. В их числе глава комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, недавно избранный президент ТПП Сергей Катырин, главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер, заслуженный мастер спорта, депутат Госдумы Владислав Третьяк, заслуженные артисты РФ Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая, член Общественной палаты РФ Тина Канделаки, певец, народный артист РФ Николай Расторгуев и другие.

Сейчас уже можно констатировать, что появление «письма 55-ти» вызвало не «отповедь» части либеральной общественности, а настоящую кампанию травли подписантов в целом ряде либерально ориентированных СМИ, а также удары тяжелой либерально ориентированной артиллерии в социальных сетях. Началась кампания с предъявления того же главного аргумента, что и пять лет назад, когда в газете «Известия» появилось первое резонансное письмо в защиту правосудия – так называемое «письмо 50-ти». Оно также было связано с «нездоровой атмосферой», которая сложилась после оглашения приговора Михаилу Ходорковскому – первого приговора. И тогда, и сейчас контрдоводом, предъявленным защитникам судебной системы, стало судьбоносное: а кто они вообще такие, чтобы выступать с подобными заявлениями?

Оппоненты «письма» перешли на личности сразу, не удосужившись даже для вида уделить внимание сути опубликованного документа. Это объяснимо – ведь речь в нем идет не только о кампании вокруг приговора Михаилу Ходорковскому. Давление на суд превратилось в рядовую практику. Так, например, в самом конце 2010 года районные судьи Москвы получили письма с угрозами за подписью их коллеги Эдуарда Чувашова, застреленного в апреле прошлого года. Настоящими их авторами оказались члены одной из молодежных экстремистских группировок. Другое дело, что вряд ли кто-то осмелился бы издеваться над судьями, если бы не имел перед глазами «заразительный пример». Ударив по судебной системе сегодня, общество рискует выпустить джинна из бутылки – такого, которого сегодня сдерживает только если не неотвратимость, то высокая вероятность наказания. Символом его в цивилизованном обществе и является судебная система, выразили уверенность подписавшие «письмо 55-ти».

Спорить с такой постановкой вопроса бессмысленно. Поэтому вопреки многим ожиданиям чуть ли не первой, кто высказался в поддержку «письма 55-ти», стала Людмила Алексеева. Глава Хельсинкской группы призвала обсуждать суть выдвинутых тезисов, а не тех, кто их выдвинул.

Но, как отметил обозреватель Максим Соколов, главная мысль авторов «письма 55-ти» о превращении «широкой дискуссии» в «беспрецедентное давление» «не привлекла внимания ни общественных активистов, ни практикующих в данном деле адвокатов». Напротив, пишет журналист, «граждане, говорящие от имени гражданского общества, сразу прибегли к такому дискуссионному приему, который обыкновенно считается не исходным, но скорее финальным доводом – к приему ad hominem». Главный редактор «Русской службы новостей» Сергей Доренко, комментируя подобные претензии противников «письма 55-ти», назвал их неприятие всего, что родилось не в недрах либерального сознания, «сектантским мышлением».

Но по поводу далеко не всех подписантов «письма 55-ти» вопрос «а это, собственно, кто?» звучал уместно – даже со скидкой на полемический задор. И, как и пять лет назад, вторым «этапом» (не хронологически, но содержательно) по дискредитации позиции подписантов стало «предоставление им возможности отозвать свою подпись». Мол, ошиблись, не разобрались, были не здесь и подписывались не там.

Один из показательных примеров – корреспондент Радио «Свобода» Мумин Шакиров. В шквале своих SMS-сообщений Шакиров поругал Тину Канделаки за то, что она «вляпалась в некрасивую историю», и предложил «спасти репутацию» с помощью Радио «Свобода». Видимо, у Шакирова до сих пор не прошло опьянение от недавнего «успеха» с балериной Анастасией Волочковой. Впрочем, на этот раз перфоманс не удался. Несмотря на многократно прозвучавшее предложение – с настойчивостью даже не на грани травли, а настоящего шантажа – отозвать свою подпись, Тина Канделаки этого не сделала.

Приоритеты свободолюбца ясны из его же признания по поводу «работы» с подписантами письма-2005: «Я сделал за пару недель около полутора десятков звонков знаменитостям из «списка 50-ти»┘ К сожалению, страстных покаяний не последовало». Более того, нападки на Канделаки, фактически спровоцированные Шакировым и ему сочувствующими, были довольно жестко отражены пользователями социальных сетей. К примеру, инноватор Антон Астахов – сын уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова – оставил в твиттере такую запись в поддержку Канделаки: «Человек со здоровой, активной гражданской позицией заслуживает поддержки. #follow @tina_kandelaki и руки прочь тролли!» Не последнюю скрипку в оркестре защитников Канделаки сыграл и известный интернет-деятель Максим Кононенко, более известный как мистер Паркер.

Поддержали Канделаки музыкант Андрей Макаревич и режиссер Федор Бондарчук. Последний, в частности, несмотря на эмоциональность, коснулся сути нападок на подписантов (точнее, отсутствие разговора о сути «письма 55-ти»): «Никто же даже письма этого не обсуждает! Обсуждают проблемы со зрением Дианы Гурцкой, обсуждают состояние здоровья Николая Расторгуева, психическое состояние Бугаева, Тину просто травят – вот и вся аргументация. Нормально?»

«Что бы ни говорили представители либеральной общественности об этом письме, цель у них – одна: скомпрометировать как само письмо, так и его авторов, заставив их отказаться от уже подписанного», – уверен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, политолог Павел Салин. И, пожалуй, самой знаковой оказалась «работа с подписантами», которую «провел» ставший известным после своего избиения в ноябре прошлого года журналист Олег Кашин.

В своей колонке он безапелляционно заявил, что подписать письмо можно было лишь вслепую, что и сделала незрячая певица Диана Гурцкая.

Кашин – известный блогер, пользовавшийся в сетях популярностью, а после избиения – и авторитетом. Но теперь можно констатировать, что его история делится на до и после высказывания о незрячей певице Диане Гурцкой. Такой грубости пользователи социальных сетей Кашину не простили. Например, автор интернет-дневника belihin написал: «Кашин в своей скабрезной писанине и в твиттере начал наезжать на инвалида. Наезжать прямым, ничем не завуалированным текстом. «Жертвой» журналюги стала Диана Гурцкая».

Вступились за Гурцкую и известные личности. В их числе, например, телеведущая Лера Кудрявцева. «Кашин сам недавно был в трудной ситуации. К нему на помощь бросились многие. И то, что он напал на Диану, говорит о его моральных качествах», – заявила продюсер Яна Рудковская.

В этой ситуации редкое единодушие проявили люди совершенно разных политических взглядов. Оказать моральную поддержку Гурцкой поспешил даже коммунист Олег Смолин. «Я понял его (Кашина. – «НГ») так, что если есть инвалидность, то человек должен сидеть дома и не высказывать своего мнения. Только человек с глазами, и с руками, и с ногами имеет свободу слова», – иронизировал генеральный секретарь Параолимпийского комитета России Михаил Терентьев – известный единоросс. Присоединилась к осуждению Кашина и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: «Это просто ужасно, если Гурцкая действительно слепая┘ Это недопустимо – такими вещами пользоваться в споре».

«Сказать, что известная певица, инвалид по зрению Диана Гурцкая подписала обращение «не глядя», – недостойно мужчины, журналиста, цивилизованного человека», – негодует член Общественной палаты Владимир Крупенников. В общем, получилось прямо по известному рассказу Михаила Жванецкого. «Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера. Что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна? Если ему сразу заявить, что он хромой, он признает себя побежденным┘»

С уверенностью можно сказать, что на истории с Гурцкой в дискуссии о «письме 55-ти» произошел перелом. Эмоционально и содержательно наблюдатели – а за дискуссией внимательно следили не только «лидеры мнений», но и благодаря социальным сетям самая широкая аудитория – оказались на стороне подписантов. Об этом говорит и вялость остальных попыток оппонентов защитников судебной системы продолжить – а скорее даже просто не так бесславно завершить – явно захлебнувшуюся медийную атаку.

Иначе не объяснишь откровенный прокол с обнародованной одним интернет-СМИ сенсацией о якобы «отказавшихся, несмотря на давление, подписать письмо» членом Общественной палаты Александром Бродом и главой «Деловой России» Борисом Титовым. Суток не прошло, как Брод и Титов рассказали, что подписывать письмо им не предлагали, а значит, они не могли от него отказаться. И опять нападавшие добились ровно обратного эффекта: не высказывавшиеся до этого по сути проблемы общественные деятели заявили, что разделяют требование прекратить давление на российскую судебную систему, то есть выступили в поддержку письма и людей, его подписавших. Титов даже счел необходимым выступить с публичным обращением к членам возглавляемой им организации. В нем он указал на то, что журналисты выдумали «эту историю» от начала до конца: «Корреспонденты «Газеты.ру» ко мне не обращались, и откуда возникла эта история – мне неведомо». «Если говорить о сути вопроса, то «Деловая Россия» всегда выступала и выступает за объективность и независимость судов и недопустимость никакого давления на судей», – обозначил Титов свою гражданскую позицию.

На этом фоне не скандалом, а курьезом выглядит история с главой Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергеем Ряховским. В «Коммерсанте» был опубликован материал того же Олега Кашина, в котором он утверждал, что лидеру христиан-пятидесятников также предлагали подписать «письмо 55-ти», но он-де дал отпор искусителям. По словам самого Ряховского, все было «не совсем так», как преподнесла пресса. Кашин пытался получить комментарий в то время, когда Ряховский обсуждал с академиком Евгением Велиховым беседу с вице-президентом США Джозефом Байденом, недавно побывавшим в Москве с визитом. «Вдруг подошел молодой человек, я даже не знал, что он журналист, и спросил: «Вот вы, члены Общественной палаты, знаете о «письме 55-ти»?» – рассказывает Ряховский. – На это уже я ответил, что среди подписантов, наверное, священнослужителей нет, так как наша задача молиться за всех: и за тех, кто за решеткой, и за тех, кто вне ее, и, наверное, никому из нас не звонили, учитывая именно наш статус». Как говорит Ряховский, с текстом «письма 55-ти» он познакомился уже после выхода материала Кашина. «Я бы подписался под большей частью написанного в письме. Если мы начнем издевательски относиться к нашей правоохранительной, судебной системе при всех ее несовершенствах – это к хорошему не приведет», – считает Ряховский.

Также явно на излете прошла практически оставшаяся незамеченной скромная атака на еще одного подписанта письма – члена Общественной палаты адвоката Анатолия Кучерену. Ему припомнили недавнее требование отставки главы Мосгорсуда Ольги Егоровой. Это выглядело как попытка все-таки заняться обсуждением сути «письма 55-ти» – давления на судебную систему, но попытка неубедительная и явно запоздавшая. Кучерена выступил с заявлением, которым отбил и эти нападки: «Я подписал письмо в защиту судебной системы, поскольку я не могу быть равнодушным, и мне как никому известно, что судейский корпус нуждается в уважении и поддержке со стороны общества. Особенно Московский городской суд, судьи которого ежедневно рассматривают десятки сложных дел. Зачастую они подвергаются необоснованным нападкам и откровенной травле за исполнение ими их профессиональной деятельности. Я считаю это недопустимым в правовом демократическом государстве». Солидарность с таким мнением выразил и глава думского комитета по законодательству, глава Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. В поддержку Егоровой также выступил юрист и депутат Госдумы Андрей Макаров: «Я считаю Ольгу Егорову настоящим профессионалом». «Мы должны помнить, что Московский регион один из самых сложных субъектов Федерации как с точки зрения количества рассматриваемых дел, так и их сложности», – напомнил он.

Как считает член Совета Федерации Александр Починок, обсуждение «письма 55-ти» «зеркально отразило ситуацию в нашем обществе – его критики не обсуждают его суть, а только обсуждают, кто его подписал и кто выступил инициатором документа». «Вместо серьезных разговоров началось обсуждение по принципу «я Пастернака не читал, но все равно скажу». Это очень плохой признак», – резюмирует сенатор.

Повторимся, тактика выжженного общественного мнения, которой упорно придерживались оппоненты «письма 55-ти», на этот раз принесла обратный эффект. Пытаясь дискредитировать своих противников, лишь приумножили их число.

Выступили с заявлениями подписанты первого, касающегося дела ЮКОСа, письма общественников от 2005 года: народный артист России Александр Калягин, директор Бакулевского центра Лео Бокерия и член Общественной палаты Сергей Абакумов. Они напомнили о сути послания шестилетней давности: «Речь в письме идет вовсе не о Ходорковском, а о необходимости совершенствования правовой системы государства, о том, что закон должен быть един для всех, о том, что ни большие деньги, ни иные заслуги не должны освобождать гражданина от его обязанностей по отношению к государству – в том числе налоговых. А также о том, что «в правовом обществе решение о виновности и невиновности человека принимает суд, и только суд».

Авторы же «письма 55-ти», оказавшись под беспрецедентным давлением оппонентов, не просто не отказались от своих слов, а еще раз четко заявили о своей позиции. «Я с огромной радостью подписал это письмо. Основная моя мысль – выйти за рамки дискуссий, которые нам навязываются», – утверждает художник Сергей Бугаев. «На судей оказывалось давление, люди, которые называют себя либералами, считают возможным оказывать общественное давление на судей» – так объясняет причины, побудившие его подписать обращение, член Общественной палаты Иосиф Дискин.

Разнузданный характер кампании по дискредитации «письма 55-ти» заставил активно высказаться о солидарной позиции с его авторами даже тех, кто письма не подписывал и вообще старался дистанцироваться от «агрессивной» политики. К вышеупомянутым Бондарчуку, Макаревичу, Рудковской, Терентьеву, Лере Кудрявцевой можно также добавить певца Льва Лещенко. Глава же комитета Госдумы по физической культуре и спорту Антон Сихарулидзе заявил, что поддерживает «своих товарищей, которые подписались под этим письмом».

Итоги дискуссии подводились по-разному. Показательными представляются два мнения, в некотором смысле противоположные. Острее и эмоциональнее других отреагировал режиссер Федор Бондарчук: «Мы как заведенные друг за другом повторяем, что в стране задушили свободу слова. Ну так вот же она – в этих письмах, в открытых обращениях. Но оказывается, свобода слова – это только когда проклинают судей, их детей, выискивают адреса, обсуждают, как и что сделать с судьей, с его родными, – вот свобода слова, ура! А когда такие же свободные люди, со своей позицией, просят перестать унижать и травить суд, то это уже не свобода слова – это стыд, позор. Вот что меня поражает».

«Участники дискуссий должны уважительно относиться к тем оценкам, которые иногда не совпадают с их собственными представлениями... надо понимать, что различные представители общественности имеют разные позиции», – напротив, призвал отбросить эмоции глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин. Его позиция заключается в том, чтобы все-таки заняться обсуждением поднятой проблемы по существу. «Мы┘ должны построить абсолютно открытый, конструктивный диалог со всеми участниками процесса, – убежден депутат, – в том числе критически настроенными, но исключительно понимая, что мы будем предпринимать позитивные шаги в рамках совершенствования деятельности судов РФ, исключая не только административное, но и лоббистское, и «уличное» давление».

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
826
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
529
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
355
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
506

Другие новости