Завтра в Брюсселе откроется саммит России и Евросоюза. Он является уже 26-м по счету. Путь в наших отношениях пройден долгий. Следует признать, что взаимодействие с ЕС никогда не было простым, и это объяснимо: очень многое нас связывает, у нас очень много точек соприкосновения, требующих согласования подходов, что для двух таких геополитических величин, как Россия и Евросоюз, часто сопряжено с неизбежными трудностями. Впрочем, легким партнером Евросоюз сегодня, наверное, не назовет никто в мире.
Однако трудности не означают наличия непреодолимых препятствий. Сегодня мы готовы работать, как партнеры, искренне заинтересованные друг в друге и способные прагматично обсуждать самый широкий круг вопросов – от перехода к безвизовому режиму до совместных усилий по преодолению последствий глобального экономического кризиса. Рассчитываем, что и очередная встреча на высшем уровне с участием президента России Дмитрия Медведева и руководства Евросоюза в лице председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея, главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон пройдет именно в таком духе, с настроем на достижение конкретных практических результатов.
Повестка дня саммита выдержана именно в этом ключе. Предполагается обсудить три группы вопросов. В первую очередь это глобальная проблематика, включая реализацию договоренностей Сеульской встречи «двадцатки» по выходу из финансово-экономического кризиса, а также перспективы продолжающейся в мексиканском Канкуне конференции ООН по противодействию климатическим изменениям.
Во-вторых, лидеры обсудят наиболее актуальные международные вопросы: итоги завершившегося на днях саммита ОБСЕ в Астане, иранскую ядерную программу, совместные усилия по урегулированию региональных конфликтов.
Третий блок вопросов касается двусторонних отношений между Россией и Евросоюзом. Тем для обсуждения здесь немало. Это и переговоры по нашему Новому базовому соглашению (мы уже ведем их 12-й раунд, так что темп набран неплохой), и вопросы сотрудничества в сфере кризисного регулирования, и ход реализации совместной российско-германской Мезебергской инициативы по созданию нового формата взаимодействия России и ЕС на международной арене – Комитета по вопросам внешней политики и безопасности (сокращенно КВВПБ). Состоявшиеся 24 ноября с.г. в Брюсселе переговоры первого заместителя председателя правительства России Игоря Шувалова позволяют рассчитывать на то, что на саммите наконец-то будет объявлено о завершении двусторонних переговоров с Евросоюзом по вопросам присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации.
Разумеется, не останется без внимания одна из важнейших для наших отношений сфер – энергетическая. В конце ноября с.г. мы отметили 10-летие Энергетического диалога Россия–ЕС. В представленном по этому случаю совместном докладе подведены итоги сотрудничества в энергосфере за отчетный период и определены основные приоритеты дальнейшего взаимодействия. В частности, принято решение начать работу над долгосрочной «дорожной картой» с целью обсуждения роли российских энергоресурсов в энергетическом балансе Евросоюза и стабильности поставок на период до 2050 года, а также на регулярной основе определять список важнейших для России и ЕС вопросов в энергосфере с целью нахождения прагматичных и своевременных решений.
Однако, пожалуй, основным вопросом является ход реализации «Партнерства для модернизации». Эта родившаяся год назад инициатива призвана, подобно педали акселератора, придать нашему сотрудничеству дополнительный импульс. Причем ее запуск отнюдь не означает переформатирования наших отношений. По сути, это не новая концепция взаимодействия, а эффективный инструмент достижения ранее согласованной цели укрепления стратегического партнерства России и Евросоюза путем создания четырех общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты. Основным механизмом реализации этой инициативы будут существующие и весьма эффективно работающие отраслевые диалоги (всего их на данный момент 15), в рамках которых будет осуществляться проработка взаимовыгодных проектов в приоритетных областях взаимодействия.
Как отметил 30 ноября с.г. в Послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев, особое значение в рамках реализации «Партнерства для модернизации» для нас имеют три направления.
Во-первых, взаимный обмен технологиями, гармонизация технических норм и регламентов, содействие со стороны ЕС в окончательном завершении процесса вступления России в ВТО (оговорюсь, что нам еще предстоит традиционно не столь длительный, но все же не лишенный сложностей этап многосторонних переговоров). Во-вторых, упрощение визового режима с близкой перспективой его полной отмены. В-третьих, значительное расширение профессиональных и академических обменов.
Ожидается, что на саммите будет подписан совместный доклад координаторов и принят план действий по «Партнерству для модернизации». Наряду с тремя основными упомянутыми треками внимание в нем будет уделено таким важным направлениям взаимодействия, как расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия; создание благоприятных условий для малых и средних предприятий; транспорт; содействие развитию низкоуглеродной экономики и энергоэффективности; укрепление верховенства закона, совершенствование судебной системы, борьба с коррупцией и защита прав человека.
Разумеется, реализация «Партнерства для модернизации» – это улица с двусторонним движением. В эпоху глобализации и Россия, стремящаяся занять принадлежащее ей по праву место одной из ведущих экономических держав, и Евросоюз, прилагающий немало сил для сохранения своей конкурентоспособности в стремительно меняющемся мире, буквально обречены на тесное сотрудничество. Оба партнера заинтересованы в устойчивом и предсказуемом развитии друг друга, максимальной взаимной интеграции во многих областях, начиная с образования и заканчивая строительством единой системы безопасности в Европе.
Вопрос перехода на безвизовый режим, напрямую связанный с реализацией «Партнерства для модернизации», важен и с другой точки зрения. Сотрудничество не может нормально развиваться в вакууме высокой политики, без непосредственного учета интересов и потребностей граждан. Вот почему переход к безвизовому режиму имеет еще и символическое значение: если мы хотим двигаться к созданию единой – в плане экономики, безопасности или энергетики – Европы от Лиссабона до Владивостока, то без создания условий для свободного перемещения наших граждан нам не обойтись. Как подчеркнул в своем выступлении на саммите ОБСЕ в Астане Дмитрий Медведев, единое демократическое пространство в Евро-Атлантике (а демократия – это ведь в первую очередь дело самого народа, власть демоса, а не тех, кто использует ее в сугубо политических целях) невозможно без выполнения обязательств по свободе передвижения, которое в рамках СБСЕ страны-участницы взяли на себя еще в 1975 году, договорившись постепенно облегчать визовые процедуры. Более того, в 1989 году опять же в рамках СБСЕ было принято решение всесторонне рассмотреть вопрос об отмене въездных виз, но до его практической реализации дело пока так и не дошло.
В последние годы у нас с ЕС и его странами-членами не проходит ни одного двустороннего контакта высокого уровня, где бы не обсуждалась тема визового режима. До сих пор никто из руководителей стран Евросоюза не сказал, что отмена виз – это нецелесообразно или нереально. С разной степенью убежденности, но необходимость устранения этого анахронизма, каковым для Европы XXI века является визовый режим, понимают все.
Вместе с тем очевидно, что визы невозможно отменить просто волевым, нажимным путем. Этот шаг должен быть хорошо подготовлен.
В известном смысле ситуацию прояснил трехсторонний саммит России, Германии и Франции во французском Довиле в октябре с.г.: путь к отмене виз лежит через совместные действия, которые мы нашим партнерам и предлагаем осуществить. Рассчитываем, что нынешний саммит позволит нам сделать очередной шаг к достижению этой и других не менее важных целей в рамках сотрудничества России и Евросоюза.
Брюссель