Разночтения в поправках к Правилам дорожного движения остаются в ведении всезнающих инспекторов ДПС.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Официальный интернет-портал ГИБДД пользуется сейчас повышенной популярностью. Каждые сутки сайт, на который обычно заходят до 20 тыс. человек, посещают в пять раз больше – по 100 тыс. пользователей. Всплеск интереса россиян вызвали поправки в Правила дорожного движения (ПДД), вступившие в силу с 20 ноября. Не все изменения, по мнению экспертов, прозрачны, понятны водителям, а потому не исключают возможность коррупции на дорогах со стороны инспекторов ДПС – а в некоторых случаях даже ее провоцируют.
Правила дорожного движения – не догма, но руководство к действию. Изменения в них вносятся постоянно, одни облегчают, другие, напротив, усложняют жизнь водителей и пешеходов. Последние коррективы не стали исключением. К ним готовили заблаговременно. Соответствующее постановление правительства было опубликовано еще в мае 2010 года. По словам заместителя начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России Владимира Кузина, руководствовались негативным опытом прошлых лет, когда изменения в правила становились для участников дорожного движения неожиданностью, они оказывались неподготовленными к новым условиям езды, что вызывало всплеск аварийности. Однако шестимесячный период для адаптации помог далеко не всем водителям понять суть перемен в организации дорожного движения. В книжных магазинах новая редакция ПДД пока в дефиците. Восполнить информационный вакуум люди пытаются посредством Интернета, обращаясь за ответами на накопившиеся вопросы на сайт ГИБДД. Поправки предусматривают увеличение ответственности водителей за выезд на трамвайные пути встречного направления, вводят новый порядок пересечения перекрестков с круговым движением, пропуска пешеходов и т.п. Не все нововведения воспринимаются однозначно положительно. Рассмотрим некоторые из них.
Проезд круговых перекрестков
До 20 ноября приоритет был у водителя, въезжающего на круг, теперь он закреплен за тем, кто уже находится на таком перекрестке. Так ездят в большинстве стран Европы. Россия все-таки сохранит некую индивидуальность. Приоритет у круговых есть лишь в том случае, когда перед перекрестком установлен знак «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступите дорогу» или «Движение без остановки запрещено». ГИБДД в связи с этим рекомендует водителям, ориентируясь на эти знаки, определять «главный» ли круг или нет. Если знаков нет, то это значит, что на этом круге все осталось по-старому. Наличие двойного стандарта может усугубляться невнятным размещением дорожных знаков, которые бывает сложно заблаговременно обнаружить, а, значит, принять грамотное решение, как проезжать перекресток с круговым движением. Как минимум первые несколько недель на этих участках дорог скорее всего будет отмечен рост аварий.
Движение на встречной полосе и по трамвайным путям
Поправки внесены не только в ПДД, но и в КоАП. Они, в частности, усиливают ответственность водителей за выезд на трамвайные пути встречного направления. Вплоть до лишения прав на срок от четырех до шести месяцев. За выезд на встречную полосу с вступлением в силу поправок водителям грозит штраф в 5 тыс. руб., если это нарушение зафиксировано средствами автоматической видеофиксации. Чуть более либерально будет определяться мера ответственности водителя за езду во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Ранее предусматривался только один вид наказания – лишение прав. Сейчас же появилась альтернатива в виде штрафа в 5 тыс. руб. Штрафом дело ограничится, если водитель докажет инспектору ДПС, что нарушил по невнимательности, а не по злому умыслу. Однако опыт показывает, что всякое двойное толкование правил превращается в питательную почву для взяток. У водителя возникает искушение «договориться» с гаишником на месте, а у последнего – рычаги для психологического давления на виновного.
Кого спасает «зебра»
Поправки в ПДД исключили двойные толкования, как пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть на нерегулируемых светофорами переходах. Водитель по новым правилам обязан снизить скорость или вообще остановиться, чтобы пропустить людей, не только переходящих проезжую часть, но и вступивших на «зебру». Впрочем, и здесь допускаются нюансы. ГИБДД рекомендует водителю поступать исходя из обстановки. На улицах с многополосным движением, если пешеход вступил на «зебру», но находится слева и далеко до полосы, по которой едет автомобиль, водитель может продолжать движение без остановки. Если же пешеход уже рядом, то его следует пропустить, снизив предварительно скорость или остановившись. Как водитель с многолетним стажем, могу сказать, новая редакция этого пункта ПДД жизнь на «зебре» не облегчит ни пешеходам, ни водителям. Первые будут по-прежнему подвергаться риску, переходя дорогу, не будучи твердо уверенными, что автомобили остановятся. Судьба вторых будет зависеть от субъективного мнения инспектора ДПС, который будет на глаз определять, должен ли был водитель останавливаться или имел право проигнорировать пешехода на противоположной стороне улицы. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что единственным возможным способом радикального решения проблемы является законодательный запрет нерегулируемых пешеходных переходов на дорогах с многополосным движением. На «зебрах» должны быть светофоры – либо следует строить подземные переходы.
Весьма критическое отношение у Лысакова и к уточненной формулировке, касающейся пешеходов и машин со спецсигналами. «Зебра» не для машин, мчащихся с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и сиреной. Пешеход обязан воздержаться от перехода улицы, а если он уже находится на ней, должен незамедлительно освободить проезжую часть. «Он что, должен испариться? А если это инвалид или пожилой человек, не способный передвигаться быстро?» – недоумевает эксперт. По его мнению, эта поправка в ПДД стала следствием недавних ДТП с участием спецмашин, в том числе и милицейских, в которых пострадали пешеходы, переходившие нерегулируемые переходы. Теперь ГИБДД пытается защитить честь мундира, а заодно получить индульгенцию на будущее.
Ближний свет обязателен
Уже на протяжении пяти лет в обязательном порядке водители должны включать ближний свет при движении вне населенных пунктов. С 20 ноября текущего года эта норма распространилась и на населенные пункты. Машина, которая едет с включенным ближним светом фар, заметнее для пешеходов и других водителей. Это позволит им лучше ориентироваться, например, в неблагоприятных погодных условиях – сильного тумана, ливня.
Также поправки ввели в оборот новый термин «дневные ходовые огни», его включение обусловлено требованием Конвенции о дорожном движении 1968 года. Дневными ходовыми огнями уже комплектуется ряд автомобилей иностранного производства, которые включаются автоматически при начале движения машины. Кузин считает, что при определении наказания для водителей, забывших включить свет, инспектор должен руководствоваться мерой опасности нарушения. «Если свет не включен в солнечный день, когда это нарушение не представляет опасности на дороге, то сотрудник ГИБДД может ограничиться устным предупреждением», – отметил Кузин.
Экспертные оценки последствий
Автоэксперты, опрошенные РИА Новости, разошлись во мнениях, насколько полезны те нововведения в ПДД, которые вступили в силу с 20 ноября.
Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков положительно оценил порядок, обязывающий водителей включать ближний свет фар. «Включение света в дневное время оцениваю положительно, потому что, по исследованиям, это снижает количество ДТП. Автотранспортное средство с включенными фарами лучше обозначает себя на дороге, и это дает определенное снижение ДТП», – сказал он РИА Новости.
При этом председатель Комитета правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что это нововведение внесет некоторую путаницу, так как машины, которые следуют в сопровождении, специально включают ближний свет, чтобы обозначить свое преимущество на дороге. «Во всей цивилизованной Европе все уже давно ездят с включенным светом фар, наверное, это правильно, но мы не предусмотрели устранить в ПДД странное недоразумение. Сегодня, если едет милицейская машина со спецсигналами, а за ней джип с президентом какого-нибудь банка, понятно, что внедорожник с включенными фарами едет в сопровождении милицейской машины, поэтому ему должны уступить дорогу», – сказал Травин. Он отметил, что если водитель не уступит дорогу в подобной ситуации, то будет оштрафован. «Как теперь нам отличить машину, которая идет в милицейском сопровождении, от остальных? А то получается, что в милицейском сопровождении едет вся страна. Это непонятно», – пояснил эксперт.
По словам Травина, законодатели также не совсем правильно прописали пункт с круговым движением. «Понимаю, если бы эта идея перехода на европейскую систему была реализована везде. У нас написано пространно, что уступить дорогу надо в том случае, если установлен знак. Если знака не будет, то круг уже не главный. Тогда непонятна сама идея. Здесь законодатели сделали неправильно. Всегда круг должен быть главным независимо от знаков, как в Европе. Люди опять будут путаться», – полагает защитник автовладельцев.
Лысаков же считает, что многим водителям со стажем придется переучиваться ездить по кругу. «Водители с большим стажем уже рефлекторно будут притормаживать, имея помеху справа, придется переучиваться, но это нестрашно. Думаю, правильный приоритет для тех, кто находится на кругу. Придется к этому адаптироваться», – сказал он.
По мнению Лысакова, поправка, предусматривающая обязательное использование ремней безопасности для всех без исключения, снизит процент смертности при авариях.
«Новые правила обязывают всех водителей, даже спецмашин, ездить пристегнутыми, в том числе инструкторов, которые обучают курсантов. Это очень правильно, потому что 80 человек из 100 погибших в аварии могли бы выжить, если б были пристегнуты», – сказал эксперт. Он доволен тем, что в ПДД уточнили многие понятия – например, такие, как «обгон». Теперь это опережение транспортного средства с выездом на встречную полосу, так же как в Европе. «К тому же наконец можно объезжать тихоходные средства, даже если знак запрещает это делать, но приоритет разметки остается», – отметил он.