0
1498
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.10.2010 00:00:00

О реформе системы реформирования

Александр Рубцов

Об авторе: Александр Вадимович Рубцов - руководитель Центра исследований идеологических процессов Института философии РАН.

Тэги: модернизация


модернизация Контакты граждан с государством и властью строятся так, что человек чувствует себя бессильным просителем.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Дискуссия о модернизации последовательно расширяет состав проекта. Социологи выявили спрос на реформу институтов – оказалось, президент и раньше не сводил все к технологиям. Еще вчера грезили несовместимостью модернизации с потеплением – скоро общим местом станет курс на ревизию политики, идеологии, принципов. Последний президентский изыск, которым он всех сразил из Финляндии: модернизация «по-чеховски» (с изменением сознания).

Тенденция понятна, и лучше сразу подняться до переоценки ценностей. Даже если изначально (по уму и совести) не ценить личное достоинство, свободу и право выше власти, коммунальных целей и связей, остается голый расчет: в экономике знания и наукоемкого хайтека модель «граждане на службе у государства» заранее проигрывает «государству для граждан». Инновации ранимы и капризны; без институционального комфорта креатив вянет или бежит туда, где к людям относятся как к людям.

Но тогда переоценку ценностей надо делать внятно и всерьез – на всех этажах, насквозь: в идеологии, политике, институтах, экономике, технологиях.

Сколько стоит стыд

Идеологию раздирает базовый конфликт, но не между правыми и левыми, еврофилами и славянофобами, а между вызывающе либеральными сентенциями, доносящимися сверху, и косным официозом, обслуживающим режим и обрабатывающим сознание публики. Что здесь крамола: экзотические заявления лидеров против всего идейного контекста власти; поведение идеологической обслуги, которой выступления лидеров про свободу не указ; или же весь этот спектакль против общества (говорят одно, а внушают и делают другое)?

Про «новые» ценности для политики все сказано в Конституции – и ничего про управление демократией и ее суверенные мутации. Осталось «всего лишь» войти в конституционное поле. Но даже без фронтальной смены режима властям и сейчас можно было бы вменить куда большую ответственность за наше положение и меньшую склонность к круглосуточной саморекламе на раздачах, бедствиях и даже трагедиях. Если людям стыдно за некрасивую и неумную политику, «умную экономику» будут делать не здесь. Цена такого стыда вполне исчислима в у.е. и процентах от ВВП.

Институты тоже больны смещением ценностей: такое впечатление, будто люди у нас производят и вообще живут, только чтобы власти было кого строить и обирать. С остаточной долей природной ренты в стране распределяют уже и сами права на бизнес – как ограниченный ресурс и, естественно, не задаром. В несырьевых производствах власти видят род социального недуга, напор которого приходится стравливать. Но тогда и создаваемая в муках «инновационная система» будет работать на себя, а не на тех, кто генерирует и воплощает. А это обеспеченный провал – и для постиндустриального маневра, и для реиндустриализации (восстановления производства как такового).

Без смены ценностей новая экономика тоже не научится работать на потребителя. Наш креатив, веками обслуживавший символику «достижений» и войну, по определению заточен не на человека. Он еще помнит, как изобретать то, что хорошо убивает, но совершенно не умеет обустраивать и украшать жизнь. Революция Гейтса состоялась не в железе, даже не в оболочках, а именно в гуманитарном переосмыслении PC как бытового прибора. Эти вовсе другие, почти незнакомые нам предметы инновационного мышления бывают только в особой, человекоразмерной культуре и системе отношений. Персональный компьютер можно придумать только в обществе, в котором человека ценят как Персону.

«Смена вектора» – тоже переоценка. В сырьевом социуме люди – рядовой ресурс; в креативном – они всё. Менять это придется через голову, в жестком конфликте с непроизводящей экономикой и ее административно-политическим «обвесом». И это будет не прогулка, а война за государство. План битвы почти безнадежный, но другого нет и не будет.

Переоценка уже идет – верно, но медленно. Однако теперь дело именно в скорости: что к моменту торжества светлых идей останется от страны и ее потенциала? Даже если рассчитывать еще на 20–30 лет сырьевого прозябания, точки невозврата и зоны принятия решений страна проходит сейчас: отставания буквально с каждым днем становятся все более фатальными и практически необратимыми.

Самое слабое звено

Эта экспозиция рисует общий объем модернизации, ее максимум, исторический «размер». Но на старте не менее важен минимум, необходимый для выхода из демо-версии, которая сейчас еще только разыгрывается. Беда именно в усредненности: нет полноты и глубины, но и простейших шагов, без которых остальное – средней красивости анонс. Первое показывает модернизацию как поверхностную и фрагментарную; второе – что ее еще даже не начинали.

Социальный заказ бизнеса – снижение коррупции и административного давления, конкурентная среда – строго говоря, даже не модернизация, а обычные лечебные меры. Хотя интуитивно бизнес прав: это акцент именно на условиях, делающих обновление хотя бы возможным. Но в создании таких условий также необходим свой стартовый минимум.

Антикоррупционный пафос благороден, но неблагодарен – чреват политическим фиаско. Тут нужна синхронизация примерно десятка условий (от контроля и беамтерства до социального сотрудничества и политической стабильности); провал хотя бы в одной позиции дает скачок коррупционного поведения. Все это сложно и долго. Однако есть то, что можно решить сравнительно просто и быстро. Есть легализованная коррупция – окологосударственный, «дочерний» бизнес на административных барьерах. В отличие от обычной статусной ренты, где коррупционные ситуации уже даны и просто так не устранимы, этот бизнес изначально в распил не встроен, а потому сам создает искусственные барьеры (мы вам будем больше мешать, чтобы вы нам больше платили, чтобы мы вам меньше мешали). Это особо вредно, но зато здесь почти все видно и понятно. Не надо органов, хватит административной реформы. Восходящие потоки есть, но не такие, чтобы наверху их прикрывали, рискуя местом и репутацией. Сертификацию пищевых продуктов убрали одним ударом, легко┘ лет через пятнадцать после того, как ее одиозность стала очевидной. Прочее осталось.

Без устранения подобных схем как «самого слабого звена» получится дорогой и сложный план борьбы с изощренными хищениями, но┘ с дырами в заборе. Вопрос не в барьерах, а в том, ради чего их создают. Не будет коммерциализации, дохода – аппарат сам через полгода от всего лишнего освободится и оставит жесточайший минимум своих публичных функций. Еще и придется восстанавливать. Это и есть дебюрократизации экономики через деэкономизацию бюрократии.

Но у ручного управления дерегулированием есть сильные эффекты – и мощные ограничители. Точечные, несистемные меры вручную же нейтрализуются (можно так заменить сертификаты декларированием с подтверждением третьей стороной, что эффект от изменения будет практически нулевым). Кроме того, точечные решения могут быть только разовыми, а их нужны тысячи, причем в отраслях, на порядок более сложных. Наконец, со времен 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц┘» было ясно, что оптимизацией процедур ничего не решить – нужна расчистка содержания контроля, всей системы обязательных требований (буксующий 184-ФЗ «О техническом регулировании»). Если бы 184-ФЗ не испортили поправками, все эти точечные меры сейчас были бы не нужны: работала бы система. А так даже в ослепительном решении все нормативные акты власти согласовывать с бизнесом, пока неясно, что просматривается: то ли реальный курс на либерализацию, то ли предвыборная кость, брошенная бизнесу премьером, решившим снова побыть президентом.

Хронополитика проекта

Однако даже замах на системные решения еще не дает старта. Импульсы дерегулирования то и дело возникают и столь же регулярно вязнут в саботаже. Попытки что-то сделать в прежнем режиме заранее обречены. Начинать надо «из-за такта», с метареформы (реформы самой системы реформирования).

Анализ провалов: 1) рушит мифологию о том, что причины пробуксовок в концепциях реформ, а не в саботаже; 2) выявляет отлаженные технологии «сливания» реформ – блокировки, дискредитации, свертывания; 3) определяет враждебные группы (по предыдущим действиям и объективным раскладам экономических, статусных интересов). Надо прекратить поручать проведение реформ тем персонажам и структурам, которым эти самые реформы серпом по бизнесу и позициям.

Тактический план: 1) восстанавливает идеологию реформ и контролирует следование ей в ходе реализации; 2) разрабатывает тактику противодействия противодействию – реактивного и превентивного; 3) задает хронополитику проекта – темпы и сроки его реализации, а также ответственность и оргвыводы.

Система управления реформой: 1) обеспечивает постоянный политический контроль и демонстрацию политической воли; 2) дистанцирует враждебные группы влияния, привлекает предпринимательское и экспертное сообщество, обеспечивая перевес коалиций, объективно заинтересованных в дерегулировании; 3) вводит объективные, «измеряемые» критерии хода реформ, которые нельзя имитировать (например, снижение объема документооборота, цены и времени допуска на рынок).

В режиме форсированной модернизации эффективны целевые министерские назначения – не «на место», а на конкретное время и под конкретную задачу. Идея не новая, но здравая.

* * *

Итак, в осмыслении модернизации важен весь ее спектр. Непонимание макромасштаба всего этого эпохального предприятия сдерживает мобилизацию и замах: кажется, что времени больше, а сделать надо меньше, чем на самом деле. Однако и микромасштаб нужен не только для преодоления «трения покоя», но и чтобы сама переоценка ценностей была глубокой и «техничной», имела реальное воплощение.

Дерегулирование, деэкономизация бюрократии на микроуровнях, в повседневных взаимоотношениях, в «близких контактах» граждан с государством и властью – все это и есть переоценка ценностей «внизу», «во плоти». Она касается очень важного в жизни – и она касается всех. «Микрофизика власти» и «практики повседневности» – это не только фичи постсовременной политологии и историософии, но и реальность, с которой надо работать, возможно, в первую очередь. Здесь круг замыкается, и новые ценности материализуются в реальных отношениях. Это минимум потрясений, но максимум социального эффекта и поддержки.

Сейчас модернизацию пытаются начать механически – «привинчивая» новые протезы к старому организму. Даже вращивать не выходит: новые ткани отторгаются. Постепенно приходит понимание, что нужна правильная эволюция всего организма. А значит – работа в микросреде, на молекулярном уровне, в самой генетике социума и сознания.

Или будем тихо отходить на протезах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1760
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1957
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1392
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
1012

Другие новости