0
1558
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.04.2010 00:00:00

Владимир Гутенев: "Силу черпаем в регионах"

Тэги: машиностроение, автопром


машиностроение, автопром Владимир Гутенев уверен в хороших перспективах отечественного машиностроения.
Фото автора

Союзу машиностроителей России исполняется три года. Казалось бы, времени прошло совсем немного, однако если судить по результатам деятельности Всероссийской общественной организации, то этот этап можно считать рубежным в биографии союза и его 64 региональных отделений. О делах и планах организации корреспонденту «НГ» Сергею Соломину рассказал заместитель председателя Владимир Гутенев.

– Владимир Владимирович, чем знаменателен для машиностроителей прошедший год? По каким основным направлениям работал cоюз? Что удалось сделать?

– Недавно на заседании бюро Центрального совета нашей организации были подведены итоги минувшего года. В целом они признаны положительными. Союз внес весомый вклад в разработку промышленной политики, поддержку оборонно-промышленного комплекса и других отраслей машиностроения в условиях кризиса. Мы, в частности, активно способствовали разработке и реализации антикризисной программы в поддержку отечественного автопрома.

Замечу, кстати, что деятельность союза получает большой общественный резонанс и поддержку в органах власти и в самом машиностроительном сообществе. Это для нас очень важно, потому что придает нам уверенность в правильности выбранного курса, делает позицию и авторитет союза еще более общественно значимыми┘

Должен особо подчеркнуть, эффективности работы во многом способствовали сплоченность и массовость наших рядов, активность региональных отделений. Так что есть все основания сказать, что союз уверенно выполняет свою главную задачу по консолидации машиностроительного сообщества, формированию его принципиальной позиции и доведению этой позиции до государственных инстанций и широкой общественности.

Мы сумели добиться того, что представителей союза привлекают к участию практически во всех важнейших государственных и общественных мероприятиях как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особенно в тех, на которых решаются проблемы машиностроительного комплекса и смежных с ним отраслей. Это позволяет существенно повысить результативность нашей работы по наращиванию эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики.

Модернизация отечественной экономики и ее основы – машиностроения - объявлена высшим руководством страны стратегической целью. Эта актуальнейшая тема волнует каждого машиностроителя, как, впрочем, и каждого российского гражданина, неравнодушного к судьбе своей Родины┘

Наш союз по определению считает ее своей важнейшей задачей. Все лучшие интеллектуальные силы союза концентрируются сейчас на ее решении. В дополнение к тем значительным наработкам, которыми мы уже располагаем, уточняются наши позиции по коренным вопросам модернизации, готовятся конкретные предложения. Над этим целенаправленно работают десять отраслевых комитетов и шесть комиссий союза по общеотраслевым проблемам.

Отрадно, что у союза появились новые площадки для выражения своей позиции. Это Межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты РФ по вопросам модернизации промышленности и Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ, которые доверено возглавить мне. В целях продвижения интересов машиностроителей союз активно использует и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, как, впрочем, и любые другие возможности.

Динамично развиваются международные связи. Для решения задач международного экономического сотрудничества союз в конце июня прошлого года подписал соглашение с Министерством иностранных дел. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своем выступлении на церемонии подписания документа отметил: «Сегодня Союз машиностроителей России – крупнейшая организация, которая объединяет нашу промышленность с упором на высокие технологии, становится нашим партнером де-юре, потому что де-факто мы и с самим союзом, и со многими входящими в его структуру предприятиями довольно активно работаем. Не просто контактируем, не просто обмениваемся информацией, но Министерство иностранных дел сопровождает через своих послов и из Москвы целый ряд проектов наших компаний на европейских и других рынках». Хочу отметить, что в рамках развития международных связей союз заключает прямые двусторонние договоры с объединениями машиностроителей в зарубежных странах. В частности, только в последнее время были подписаны соглашения о сотрудничестве с профильными организациями Германии, Латвии, Италии, Чехии и Словакии.

Заметно активизировалась наша работа в средствах массовой информации. В федеральном информационном пространстве постоянно присутствует мнение российских машиностроителей, новости о деятельности союза и всей нашей отрасли.

Словом, сделано немало, но мы не собираемся снижать темпов, потому что впереди, как говорится, непочатый край работы┘

– Расскажите более подробно о деятельности региональных отделений.

– Расширение присутствия в регионах и обеспечение эффективной работы отделений союза является одной из наших основных задач. Именно в них черпает силу вся наша организация. В 2009 году такие структуры были сформированы еще в двух субъектах Российской Федерации: в Республике Адыгея и Томской области. В настоящее время идет формирование отделений в Ингушетии, Забайкальском крае и Кемеровской области.

Кратко оценивая итоги деятельности отделений союза и отдавая должное всем, хочу тем не менее особо отметить тех, кто наиболее плодотворно трудился в 2009 году. Это Хабаровское РО – руководитель генеральный директор ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина» Александр Пекарш и Приморское РО – руководитель генеральный директор ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» Юрий Денисенко. На заседании бюро председатель союза Сергей Викторович Чемезов поблагодарил их за успешную работу и вручил им кубки и дипломы за первые места.

– Ощущают ли ваши лидеры, образно говоря, дыхание в спину?

– На наш взгляд, очень важно, чтобы у передовиков не было чувства успокоенности, чтобы они видели – претендентов на «внутрисоюзовский олимп» более чем достаточно. Это способствует активизации творческой энергии, повышению эффективности работы.

Отрадно, что признанных лидеров «подпирают» региональные отделения, где руководителями Владимир Аветисян (Самарское РО), Николай Калистратов (Архангельское РО), Игорь Орлов (Калининградское РО), Николай Макаровец (Тульское РО), Александр Новиков (Московское РО) и другие. Словом, конкуренция за «призовые», говоря спортивным языком, места более чем жесткая┘

– По каким критериям определяются места в соревновании региональных отделений?

– Здесь у нас подход не эмоциональный, а самый что ни на есть прагматический. Разработана специальная методика оценки, по которой определяется рейтинг региональных отделений. Результаты, подсчитанные по данной методике, дают обоснованное и четкое представление об эффективности работы на местах. Особо подчеркну, что мы учитываем особенности тех или иных регионов – согласитесь, одно дело промышленно развитый Урал или столица, где мощный машиностроительный комплекс, другое – аграрные области, где не так много крупных предприятий отрасли.

Разделив регионы на пять групп в зависимости от их размеров и удельного веса машиностроительного сектора и введя соответствующие коэффициенты, мы дали возможность нашим региональным отделениям соперничать друг с другом, что называется, на равных.

– Как соотносятся количественные и качественные параметры в деятельности региональных отделений?

– Повторюсь, за основу мы берем качественные параметры в работе, главный из которых – влияние региональных отделений на поддержку и развитие машиностроительной отрасли региона. В небольшом интервью трудно рассказать обо всех формах и методах такой работы, да и, наверное, в этом и нет необходимости. В специальном разделе «Работа в регионах» интернет-портала союза содержится полная и разносторонняя информация на сей счет.

В ряде региональных отделений идет активная работа по созданию своих комитетов и комиссий для практического решения проблем машиностроения на местном уровне. Так, например, в Приморском, Архангельском, Калининградском, Хабаровском региональных отделениях созданы комитеты и комиссии по развитию судостроения и судоремонтного производства, а в Самарском региональном отделении сформированы и работают порядка 10 комиссий, в том числе по экономической политике и стратегии развития машиностроительного комплекса региона.

Большое внимание уделяется взаимодействию с органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место занимает информационное обеспечение работы. Региональная пресса в последнее время все чаще освещает деятельность наших отделений по одной простой причине – есть реальная работа, а значит, есть о чем писать. Так, шаг за шагом растут общественное признание и авторитет союза в регионах.

– Какая роль в этом процессе членов бюро?

– Мы ввели институт кураторства, когда за каждым региональным подразделением союза у нас закреплен член бюро Центрального совета. И эта практика показала свою эффективность. Коль скоро названы лидеры соревнования, необходимо назвать и кураторов этих отделений: Михаила Погосяна, Владимира Артякова, Михаила Ненашева, Кирилла Комарова, Олега Бочкарева.

Не так давно в руководящих органах союза появились новые лица, например, в состав бюро ЦС были введены генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус и генеральный директор ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов. Расширен и состав правления работодательского объединения союза. Среди пополнения назову тех, кому также доверены кураторские функции. Это генеральный директор ОАО «Российская электроника» Андрей Зверев, генеральный директор ФГУП «Научно-исследовательский машиностроительный институт» Сергей Русаков, генеральный директор ФГУП «ГНПП «Базальт» Александр Рыбас. Замечу, что работать им придется с отделениями, которые требуют повышенного внимания и приложения значительных сил со стороны кураторов. Любопытно будет посмотреть очередной ежемесячный информационный бюллетень нашей организации и его специальный раздел, посвященный рейтингу региональных отделений. Зная этих людей как лидеров по натуре в любых делах, с трудом себе представляю, чтобы их подопечные не стали первыми. Но первых мест мало, и, значит, борьба за лидерство обострится. А это только на пользу делу┘

– В любом деле, если есть лидеры, есть и аутсайдеры┘

– По итогам прошлого года нас беспокоит положение дел в Ленинградском областном, Воронежском, Ставропольском, Липецком, Костромском, Хакасском региональных отделениях. Здесь хуже всего обстоят дела и по динамике роста численности членов организации. Причем как физических, так и юридических лиц. Слабовато и с созданием «первичек», и с участием в общественной жизни субъекта Федерации. Нет должной активности в вопросах взаимодействия с органами госвласти на местах. В этих региональных отделениях хромает информационное обеспечение.

Такое положение дел нормальным не назовешь. Отстающие, к сожалению, тормозят динамичное развитие всей организации, поэтому мы предпринимаем ряд мер для исправления этой ситуации.

Отдавая себе отчет, что многое в региональной работе зависит от руководителей, мы особый упор делаем на работу с ними. Здесь и постоянное общение с ними, и содействие их профессиональному росту путем морального стимулирования и формирования конкурентной среды.

С высоким КПД проходят традиционные сборы с руководителями региональных отделений и их аппаратов. Такое мероприятие прошло совсем недавно. Представители регионов обменялись опытом работы, неформально пообщались, установили более тесные рабочие контакты.

– Владимир Владимирович, какие задачи стоят перед союзом на ближнесрочную перспективу?

– В прошлом году Союзом машиностроителей России проведена большая работа, набран хороший темп развития, и сейчас важно не потерять динамики. Тем более с деятельностью союза связаны серьезные ожидания у руководства страны, о чем говорил председатель правительства РФ Владимир Путин на встрече с членами бюро союза.

Для нас в первую очередь сегодня важны вопросы технической и технологической модернизации машиностроительного комплекса – основы экономики страны в целях создания конкурентоспособного производства. В связи с этим мы значительно расширяем диапазон участия в мероприятиях, которые связаны с решением проблем отрасли. Так, летом 2010 года планируется проведение масштабного международного форума «Технологии в машиностроении-2010», который в течение пяти дней пройдет на территории ТВК «Россия» в городе Жуковском. В его рамках наряду с работой четвертого международного салона вооружения и военной техники «МВСВ-2010», выставок «Интермаш», беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов и других показов значительная часть времени будет посвящена деловой программе форума.

Эта программа представляет собой комплекс мероприятий с высоким представительством, посвященных вопросам стандартизации высокотехнологичной продукции в России, оснащения вооружением и военной техникой Коллективных сил ОДКБ, развития беспилотных многоцелевых комплексов, подготовки кадров и решению других проблем. Организация этой программы возложена на Союз машиностроителей России, и мы активно работаем в этом направлении. Учитывая масштаб форума, его высокую практическую значимость для отрасли, хочу пригласить представителей заинтересованных структур на это знаковое мероприятие.

Расширение регионального присутствия союза и обеспечение эффективной работы региональных отделений остается по-прежнему ключевой задачей. Мы должны наращивать наше присутствие в субъектах страны с целью решения проблем машиностроения и смежных с ним отраслей. При этом мы намерены широко распространять позитивный опыт успешных отделений, которые проявляют творческий подход, используют нестандартные формы и методы работы. К примеру, заслуживает пристального внимания инициатива Архангельского регионального отделения союза об объявлении у себя 2010 года Годом молодого машиностроителя. И вообще, это замечательно, что есть неравнодушные представители союза, которые выступают с интересными инициативами. Такая активная позиция только приветствуется.

Коль скоро речь зашла о кадрах, хочу отметить, что качественная их подготовка – это и основная цель, и необходимое условие развития всего машиностроительного комплекса. Тем более, когда разговор заходит о модернизации производственной сферы, наукоемком производстве и высоких технологиях. Именно поэтому мы сделали конференцию молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России» традиционной, приурочив ко Дню машиностроителя России, и проводим ее при активном участии МГТУ имени Н.Э.Баумана, президентом которого является член бюро нашего союза Игорь Федоров. Планируем мы ее провести и в этом году, придав ей более широкий международный формат.

Повторюсь, задачи перед нами стоят масштабные. Убежден, что только напряженные совместные усилия членов бюро, его аппарата, комитетов и комиссий, региональных отделений позволят решать союзу те масштабные задачи, которые вытекают из установок руководства страны и требований времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
808
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
946
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1320
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1059

Другие новости