Судьба Абхазии и Южной Осетии не раз была предметом переговоров министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и министра иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили.
Фото Reuters
Грузинская оппозиция, в течение последнего года наращивающая усилия по отстранению от власти Михаила Саакашвили, аргументирует свои намерения главным образом виной действующего президента в потере страной двух ее регионов – Абхазии и Южной Осетии. Это обвинение будет представлено вице-президенту США Джо Байдену во время его визита в Тбилиси, намеченного на 20 июля. Как утверждают сами оппозиционеры, они надежно проиллюстрируют обвинения, выдвинутые против Саакашвили, который всю вину за случившееся возлагает на Россию. Более того, он продолжает нагнетать страсти, утверждая, что «российские власти имеют план расчленить Грузию на 8–10 регионов, и это ими не скрывается. Первый шаг этого плана – без всяких выборов сместить правительство за счет создания внутренней дестабилизации, для чего с их стороны есть готовность выделить большие деньги».
Такое заявление Саакашвили сделал недавно на встрече с представителями парламентского большинства. При этом президент не вспоминает о той поддержке, которая оказывалась ему Москвой при смещении с поста Эдуарда Шеварднадзе в 2003 году, а также при отставке с должности главы Аджарии Аслана Абашидзе. Тогда Михаил Саакашвили обещал московским посредникам урегулирования аджарской проблемы, да и в целом жителям аджарской автономии, что ее права нарушены не будут, а Абашидзе и его семья не подвергнутся преследованиям. Все случилось с точностью до наоборот: у Абашидзе конфисковали собственность, на него завели уголовное дело, а вскоре была ликвидирована аджарская автономия. Между тем пример Аджарии не остался без внимания в других конфликтных регионах Грузии – Абхазии и Южной Осетии, о судьбе которых Тбилиси не раз говорил с Москвой, к которой апеллировали эти тогда непризнанные республики. Такой разговор, в частности, состоялся на переговорах министра иностранных дел Грузии Саломэ Зурабишвили 30 мая 2005 года в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. В тот день, как известно, было принято решение о выводе с территории Грузии военных баз РФ. Зурабишвили и Лавров подписали об этом соответствующее заявление. По словам Зурабишвили, это был исторический момент, после которого сторонам осталось договориться по ситуациям, «которые складываются вокруг неурегулированных конфликтов». Это решение, по мнению теперь уже экс-министра, было порогом, за которым – налаживание по-настоящему добрых отношений Тбилиси с Москвой. В то время, с чем сегодня соглашаются и в Тбилиси, возможность договориться существовала, так как у Кремля не было намерения напрямую поддержать самопровозглашенные режимы в Абхазии и Южной Осетии, не говоря уже о признании Москвой независимости этих республик.
Как стало известно «НГ», в 2005 году еще одной частью зафиксированного в заявлении «пакета» была договоренность о принятии Грузией закона о неразмещении на ее территории каких-либо военных баз иностранных государств. Российская сторона изначально предлагала включить соответствующее положение в «большой договор» об основных принципах отношений между Москвой и Тбилиси, но затем согласилась с тем, что такого рода обязательство Грузии будет закреплено не в двустороннем документе, а в законодательном акте самого грузинского государства. Ни это обязательство, ни закрепленные в заявлении двух министров договоренности о создании грузино-российского антитеррористического центра и о подписании «большого договора» грузинской стороной выполнены не были.
Россия же полностью вывела свои базы из Батуми и Ахалкалаки и передала грузинской стороне все другие объекты Группы российских войск в Закавказье (расположенные на территории этой страны), причем с опережением сроков, согласованных в заявлении от 30 мая 2005 года. Это было не единственное и не последнее слово, не сдержанное руководителями Грузии. Что сыграло не последнюю роль в отношении Москвы к просьбам о признании Абхазии и Южной Осетии после августовского нападения Грузии на Цхинвал. А тогда, в 2005-м, все еще можно было решить миром. Ниже мы публикуем текст заявления от 30 мая 2005 года, которое оказалось в распоряжении «НГ».
«НГ»
Совместное заявление министров иностранных дел Российской Федерации и Грузии
Министры иностранных дел Российской Федерации и Грузии по поручению президентов двух государств обсудили в духе дружбы и перспективного сотрудничества широкий спектр вопросов российско-грузинских отношений.В частности, они рассмотрели проблемы, касающиеся условий, сроков пребывания и основных параметров прекращения функционирования российских военных баз (РВБ) и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), расположенных на территории Грузии, и договорились завершить их вывод с территории Грузии в течение 2008 года поэтапно, в следующей последовательности.
РВБ Батуми и Ахалкалаки прекращают деятельность по предназначению и будут функционировать в режиме вывода с момента подписания данного Заявления. Вывод тяжелой техники из РВБ начнется уже в 2005 году и до 1 сентября будет выведено не менее 40 единиц бронетехники, в том числе не менее 20 танков. В этих целях грузинская сторона предоставит возможность российской стороне обеспечить поставку необходимых для обеспечения вывода запасных частей и материальных средств в соответствии с согласованным сторонами перечнем.
Российская сторона до 15 июня 2005 года передаст грузинской стороне 142 БТРЗ, а до 1 сентября 2005 года завершит передачу других объектов, не используемых в интересах ГРВЗ. К этому сроку будут переданы объекты «Звезда», а также ретранслятор связи в Коджори и полигон «Гонио» на основе соответствующих соглашений, регулирующих вопросы совместного использования. При этом грузинская сторона предоставит российским военнослужащим и членам их семей занимаемый ими жилищный фонд до завершения вывода РВБ из Грузии. Российской стороне будет предоставлена возможность использовать в действующем в настоящее время режиме ретранслятор связи в Коджори с целью обеспечения связью подразделений ГРВЗ, а также часть полигона «Гонио» в интересах складирования и погрузки на БДК выводимых вооружений, военной техники и материальных средств. Грузинской стороной будет также выделен участок местности для проведения подготовки (стрельба из стрелкового оружия, вождение машин) личного состава РВБ Батуми. Российская сторона завершит передачу основной части военных объектов, не входящих в состав РВБ, грузинской стороне в соответствии с согласованным между сторонами перечнем до 1 января 2006 года.
Находящиеся в Грузии российские воинские формирования будут после подписания Заявления заниматься организацией вывоза техники, материальных средств и прочего имущества РВБ и других военных объектов ГРВЗ, которые имеются на этот момент на территории Грузии. Вывод российской тяжелой военной техники, включая ОДВТ, из РВБ Ахалкалаки осуществить до конца 2006 года. Завершить вывод РВБ Ахалкалаки и вывод остальной находящейся на территории Грузии российской тяжелой военной техники, а также передачу грузинской стороне военных объектов ГРВЗ до 1 октября 2007 года, но в любом случае с учетом погодных условий не позднее конца 2007 года. Окончательный вывод РВБ Батуми, а также управления ГРВЗ осуществить в течение 2008 года.
Согласованная часть личного состава и материально-технических средств и инфраструктуры РВБ в Батуми будет использована в интересах создаваемого грузино-российского антитеррористического центра (ГРАТЦ), что будет оформлено отдельным документом.
Движимое имущество РВБ и военных объектов ГРВЗ вывозится с территории Грузии, а недвижимое – передается грузинской стороне по фактическому состоянию на основе согласованных между уполномоченными органами сторон графиков. Российская сторона берет на себя обязательство обеспечить сохранность (целостность) передаваемых объектов.
Стороны будут взаимодействовать в целях получения дополнительных внешних источников финансирования транспортных затрат, связанных с процессом вывода РВБ.
Последний эшелон с российской военной техникой покинул Грузию еще в декабре 2006 года. Фото РИА Новости |
Грузинская сторона окажет содействие в организации вывода части техники и личного состава РВБ Батуми и Ахалкалаки за пределы территории Грузии с использованием легитимных контрольно-пропускных пунктов, включая порт Батуми, аэропорт Батуми и н.п. Ниноцминда, в обеспечении безопасности вывода, в организации транспортировки выводимой техники и личного состава, а также предоставит гарантии бывшим военнослужащим РВБ, пожелавшим остаться на постоянное место жительства в Грузии, на занимаемое ими жилье.
Стороны согласуют сроки нахождения на территории Грузии и количество военнослужащих Российской Федерации, в частности водителей, механиков и других технических специалистов, планируемых временно командировать в Грузию, с целью содействия выводу РВБ дополнительно к численности российских военнослужащих ГРВЗ на момент подписания Заявления.
Российская сторона не будет производить замену и пополнение вооружения, военной техники и боеприпасов для РВБ, а количество военнослужащих будет соответствовать потребностям обеспечения вывоза военного имущества в указанные выше сроки.
Граждане Российской Федерации, входящие в состав РВБ и других военных объектов ГРВЗ, а также члены их семей уважают суверенитет и соблюдают законодательство Грузии, не вмешиваются в ее внутренние дела, не участвуют во внутренних конфликтах на территории Грузии.
Стороны будут содействовать поддержанию доброжелательных отношений между населением, государственными органами и общественными организациями Грузии и РВБ, другими российскими военными объектами, входящими в их состав военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей.
На основе вышеизложенного соответствующие представители сторон осуществят все необходимые меры с целью выполнения определенных настоящим Заявлением обязательств, в том числе в ближайшее время завершат разработку и подготовят к подписанию Соглашение о сроках, порядке функционирования и выводе российских военных баз Батуми и Ахалкалаки и российских военных объектов на территории Грузии, как это и предусмотрено российско-грузинским Стамбульским заявлением (ноябрь 1999 года), а также Соглашением о создании и функционировании ГРАТЦ. В Соглашении о сроках, порядке функционирования и выводе РВБ будут оформлены договоренности, в том числе по обеспечению грузинской стороной нормальной жизнедеятельности РВБ и военных объектов ГРВЗ на период до завершения их функционирования, включая обеспечение плановой ротации личного состава, а также лиц, входящих в состав выводимых РВБ, членов их семей и временно прикомандированных визами Грузии.
В течение 2005 года стороны разработают Соглашение об организации транзита через территорию Грузии в интересах Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с принципами и нормами международного права.
Стороны предпримут необходимые меры по возобновлению работы, проводившейся представителями Германии в ОБСЕ, по организации направления в Гудауту международной миссии с целью мониторинга ситуации на территории, использовавшейся российской военной базой Гудаута, на основе отчета которой будет сделано заключение о выполнении обязательств, зафиксированных в Совместном заявлении Российской Федерации и Грузии от 17 ноября 1999 года в части, касающейся РВБ Гудаута.
Министры выразили обоюдную заинтересованность в скорейшем договорно-правовом оформлении российско-грузинской государственной границы и поручили делегациям сторон активизировать переговорный процесс по ее делимитации, руководствуясь при этом стремлением подготовить проекты соответствующих договоров в течение 2005 года.
Состоялся обмен мнениями о перспективах и путях урегулирования конфликтов в Абхазии, Грузии и Южной Осетии. Стороны подтвердили свою решимость и дальше активно сотрудничать в интересах скорейшего политического урегулирования указанных конфликтов исключительно мирными средствами, на основе уважения территориальной целостности и суверенитета Грузии, при обеспечении законных прав и интересов многонационального населения в зонах конфликтов, в том числе беженцев и перемещенных вследствие конфликтов лиц.
Выполнение положений данного Заявления будет способствовать укреплению доверия и нормализации двусторонних отношений, что, в свою очередь, откроет путь для подписания договора об основных принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Грузией.
Министр иностранных дел Российской Федерации
С.В.Лавров
Министр иностранных дел Грузии
С.Зурабишвили
Москва, 30 мая 2005 года