0
4363
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.05.2009 00:00:00

Евгений Кисин: "Я не считаю азиатскую школу бездушной"


Сегодня вечером в Москве состоится первый из трех запланированных в России концертов Евгения Кисина, выдающегося пианиста, по сию пору редко выступающего в России. Как обычно, им сопутствует ажиотаж (билеты в партере Большого зала консерватории продают за 25 тысяч рублей). Накануне приезда Кисин по телефону дал интервью корреспонденту «НГ».

– У вас в Москве сразу три концерта. Возникает мысль, что вы возвращаетесь в Россию как более или менее регулярно концертирующий музыкант.

– У меня будет три концерта - 20-го, 24-го и 26-го, больше никаких планов нет. Так что я сейчас играю в России не реже и не чаще.

– А в 2010-ом?

– Пока ничего не запланировано.

– Это как-то нарушает представление о музыкантах, у которых, считается, все распланировано на пять лет вперед...

– У меня тоже концерты расписаны на несколько лет, просто на Россию никаких больше планов нет.

– А это зависит от российской стороны или от вас?

– Конечно, от меня.

– Тогда, скажите, почему вы ограничиваете свое присутствие в России?

– Я вынужден его ограничивать везде, потому что предложений очень много, на все я соглашаться не могу, потому что по типу не принадлежу к тем музыкантам, которые могут очень часто выступать. Каждый раз я сильно выкладываюсь на концертах и, хотя очень люблю играть для публики, не могу делать это слишком часто. В России концерты пока планируются не так задолго как на Западе, поэтому бывает так, что свои концерты в России я планирую меньше, чем за год.

– Хорошо. В таком случае, расскажите, как складывалась программа ваших нынешних московских концертов.

– Что касается сольной программы, которую я буду играть в Москве, то я играю ее во всем мире в течение всего нынешнего сезона. Затем я буду принимать участие в юбилее «Виртуозов Москвы», – это оркестр камерный, поэтому репертуар, который можно с ними играть, ограничен и я просто захотел сыграть с ними Первый концерт Бетховена. Я еще никогда не играл бетховенский концерт в России, хотя не так давно все их записал.

– Насколько возможно, что вы в России однажды выступите с поэтическим концертом и прочитаете что-то на русском или на идиш?

– Нет.

– Почему?

– Почему не было предложений - не знаю. Наверное, люди понимают, что это мое хобби, а не профессия. Я делаю это только для небольших аудиторий.

– А если бы такое предложение поступило?

– Даже не знаю... Подумал бы, прежде чем давать какой-либо ответ. Наверняка мое решение зависело от того, кто бы это мне предложил, где именно, для какой аудитории. Вообще я это делал всего три раза в жизни...

– Это вопрос адресован скорее к начинающему музыканту, но даже и во взрослом состоянии у человека остается то, что или вернее кого можно назвать неким если не идеалом, то предпочтительным вариантом существования в искусстве. Есть ли для вас сегодня такие примеры?

– Замечательных примеров очень много. Другое дело - то, что касается существования в искусстве, опять же зависит от типа музыканта и человека. Такие великие музыканты, как Антон Рубинштейн или Мстислав Ростропович могли выступать с концертами каждый день, притом в разных городах. Например, организатор моих концертов в Торонто рассказывал мне, как к нему туда приезжал Рубинштейн. Приехал часа за три до концерта и говорит ему: «Пошли покушаем стейк». Я, как и большинство музыкантов, и помыслить не могу, чтобы в рот что-нибудь взять перед концертом. А Рубинштейн, причем ему тогда было если не восемьдесят, то уже хорошо за семьдесят, мог. Покушали стейк, и, попробовав рояль, блестяще отыграл концерт. И тут же – ночной поезд, на следующий день у него был концерт в другом городе. Я могу только позавидовать тем, кто может так жить. Я очень люблю играть концерты, но сам так не могу.

– А что вы любите в концертах?

– Я думаю, что это у меня естественное желание поделиться с другими тем, что я сам люблю. Кстати именно поэтому я и давал эти небольшие поэтические вечера, – желание такого же рода. Концерты я люблю играть с детства, когда у меня были самые первые сольные концерты – мне было одиннадцать лет. В перерыве я никак не мог дождаться второго отделения, все спрашивал, - ну, когда же дадут звонок. Первый мой концерт состоялся в зале Дома композиторов. Там шестьсот мест, а желающих послушать оказалось гораздо больше, билеты были бесплатные и пришлось посадить много народа на сцене. И, когда перед началом концерта моя учительница спросила меня, не мешают ли мне сидящие на сцене люди, я искренне ответил, что наоборот помогают. Это меня вдохновляло уже тогда.

– Если говорить о кушавшем стейк Рубинштейне и вами, находящимся как бы по другую сторону баррикад в этом вопросе, - у вас есть какие-то правила в день концерта? Как проходит ваш день?

– Я встаю утром, завтракаю и иду в зал репетировать. Репетирую, как правило, часа три, потом обедаю, ложусь часа на три, иногда удается заснуть, иногда - нет, но хотя бы просто отдыхаю, расслабляюсь. Потом иду в зал, разыгрываюсь на сцене около 45 минут, пока не наступает время открыть двери для публики. Вот такой режим.

– Можно ли говорить о том, что происходит некоторая перемена участи отношения к себе, каких-то переоценок, когда из вундеркинда человек превращается во взрослого исполнителя?

– Перемена с чьей стороны?

– Скорее, речь - о внутренних переоценках.

– Во-первых, вундеркинд был больше двадцати лет назад... Сейчас мне 37. Пытаюсь вспомнить, как я в детстве относился к самому себе и затрудняюсь это сделать... Наверное, потому, что главным для меня была все-таки музыка, что я всегда любил, а не то, что я являюсь вундеркиндом или кем другим. Я помню что мои родители и моя учительница Анна Павловна Кантор очень правильно, как я сейчас понимаю, меня воспитывали. Они хватались за любой повод, чтобы меня покритиковать, поругать, делали все возможное, чтобы я не заразился звездной болезнью. Я помню, как раз после того самого моего первого концерта в Доме композиторов в 1983 году Петр Меркурьев написал очень хорошую рецензию в газете «Советская культура». Я сейчас вам процитирую два последних абзаца из нее. «Побывав на репетиции, я убедился, что чудо природы могло бы не состояться, если бы не чудо работы. Женя играл, а по залу ходила его учительница Анна Павловна Кантор и постоянно останавливала его, говоря: «Получился пустой пассаж, ты его не услышал». Когда Женя сыграл на репетиции фугу Мендельсона и мне показалось, что лучше сыграть нельзя, Анна Павловна сказала: «Сейчас все было неплохо, только...» – и дальше шел перечет недостатков, небрежностей, которые по ее мнению допустил Женя. Юный пианист, к счастью, находится в руках опытного и умного педагога, который сумеет предохранить мальчика от звездной болезни, внушить ему, что талант не бывает без труда». Я хотел бы добавить, что сам я по натуре тоже к звездной болезни склонен не был. А то что вокруг говорили: вундеркинд, вундеркинд... Ну, говорили. Но говорили также и то, что из многих вундеркиндов ничего впоследствии не получается, если они плохо работают.

– Есть ли с вами сейчас кто-то, кто вам также жестко говорит, оценивая ваши концерты?

- Та же Анна Павловна Кантор, когда она присутствует на моих концертах, она, конечно, всегда это делает.

– Сегодня много говорят о новой генерации исполнителей, достаточно изощренных с технической точки зрения, я сейчас имею в виду в основном азиатскую школу, но - без души... Не мешает ли это вам, как представителю, скажем так, душевной русской школы?

– Я не считаю, что молодые азиатские пианисты являются бездушными... Абсолютно, нет. Примером этого может служить, хотя бы, тринадцатилетняя Аими Кобаяши. Она исключительно музыкальный человек и ее великолепные технические возможности не производили бы такого впечатления, если бы это не служило музыке. В искусстве, к счастью, есть место всем, лишь бы человек играл хорошо, представлял собой что-то интересное.

Путь пианиста

Евгений Кисин (р. 1971) родился в Москве. В два года начал играть на фортепиано. В 6 лет поступил в музыкальную школу имени Гнесиных. Первый и единственный педагог – Анна Павловна Кантор. В 10 лет Евгений Кисин впервые выступает с оркестром, год спустя дает первый сольный концерт. В 1985 году Евгений Кисин впервые выехал с концертами за рубеж. В начале 90-х семья официально эмигрирует в США.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
630
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
709
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
689
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
536

Другие новости