0
1373
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.10.2008 00:00:00

Защита Лу

Тэги: белоруссия, запад, диктатура


белоруссия, запад, диктатура Отец нации и просто отец – в одном лице: Александр Лукашенко голосует со своим сыном.
Фото Reuters

Недавно Евросоюз отменил ряд санкций в отношении Белоруссии, разрешив президенту Александру Лукашенко и некоторым чиновникам въезжать в страны ЕС. Это при том, что парламентские выборы, прошедшие в сентябре, Запад не признал демократическими. Журналисты из нескольких стран свои работы того периода, не сговариваясь, озаглавили «Последний диктатор Европы». После чего Лукашенко на встречах с прессой стал кокетливо представляться именно так: последний диктатор.

Советский осколок

Один коллега летний отпуск провел в Белоруссии. В доме отдыха в часе езды от Минска: «Места – красоты нездешней. Чистота идеальная, дороги отличные. Сервис – качественный советский. Если необязателен итальянский санузел, а вместо восьми видов салатов на обед хватает выбора из трех, то рекомендую отдыхать в Белоруссии – дешево и приятно». Страна небогатая – строительства мало, дорогих иномарок тоже, жизнь спокойная. Диктатура? Когда речь заходила о ней, собеседники отмахивались. Телевидение – чистый «совок», но несколько раз коллега покупал газеты, содержавшие критику властей. «Этакий советский осколок», – резюмировал он.

* * *

Шарлемань. У нас вы можете хорошо отдохнуть. У нас очень тихий город. Здесь никогда и ничего не случается...

Ланцелот. А... а дракон?

Шарлемань. Ах, это... Но ведь мы так привыкли к нему. Он уже четыреста лет живет у нас.

Евгений Шварц. Дракон

Метаморфоза

Впервые о возможности установления диктатуры в Белоруссии заговорил ее нынешний президент, тогда еще молодой депутат Верховного Совета БССР Александр Лукашенко. Было это 17 лет назад, за три года до того, как он возглавил государство. Тогда Лукашенко выступал на стороне демократических сил и угрозу диктатуры видел в действиях ЦК КПБ.

Те высказывания Лукашенко интересны не только как исторический казус, но и тем, что Лукашенко охарактеризовал признаки диктатуры. Правительственную экономическую программу он назвал «диктатурой в экономике и политике». Документ предлагал административное регулирование цен и не давал свободы предпринимательства. «Мы развалили сельское хозяйство только потому, что проводим неправильную политику цен», – утверждал Лукашенко. Он обвинил правительство в том, что оно диктует руководству предприятий не только что и почем продавать, но и сколько сотрудников принимать на работу; банкам – кому и на что выдавать кредиты. Лукашенко возмущался идеей властей присвоить право назначения и смещения руководителей. Фрондирование принесло ему немало политических очков.

А вот что Лукашенко говорил спустя 14 лет в интервью «Российской газете»: «Диктатура – это прежде всего процесс, когда человек берет на себя многие, почти все, основные управленческие функции и решительно управляет государством». Тогда же он признал, что «у нас президент по Конституции координирует и направляет деятельность всех ветвей власти – и исполнительной, и судебной, и законодательной». И такое право Лукашенко получил, переписав в 1996 году Конституцию.

Спустя еще два года во французской газете «Монд» он заявил: «Диктатуры в Белоруссии нет... Есть элементы жесткости или авторитаризма, но все это в рамках Конституции, принятой на референдуме┘ Народ поддержал власть, поскольку в 90-м году мы пережили анархическую ситуацию, сравнимую с нынешней в Украине, и никто не хочет такое пережить снова».

Сегодня и политические оппоненты Лукашенко, и политологи ставят ему в упрек как раз все то, против чего он протестовал в 1991 году: в Белоруссии внедрено и административное регулирование цен, и директивное кредитование, и вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов вплоть до регулирования количества работников, и преследование инакомыслия.

* * *

Дракон. Когда был написан этот документ?

Шарлемань. Триста восемьдесят два года назад.

Дракон. Я был тогда наивным, сентиментальным, неопытным мальчишкой.

Евгений Шварц. Дракон

Имитатор

Для специалиста по СНГ, профессора Кельнского университета Герхарда Симона ситуация проста. Есть ряд основ, определяющих тот или иной политический строй. И выявить диктатуру, как бы она ни была закамуфлирована, несложно.

«Перед парламентскими выборами из тюрьмы были выпущены политические узники. Лукашенко разрешил представителям ОБСЕ вести наблюдение за ходом выборов, в то время как, к слову, в России выборы в 2007–2008 годах проходили без западных наблюдателей. Но значит ли это, что Беларусь находится на пути к демократии?» – задается вопросом профессор Симон. По его словам, оппозиционных депутатов нет и в новом парламенте. Независимые или оппозиционные кандидаты не были представлены в избирательных комиссиях. Почти в половине участков, которые посетили наблюдатели ОБСЕ, были обнаружены нарушения при подсчете голосов.

Предпосылкой демократии является не победа оппозиции, а наличие равных шансов для работы оппозиции. И не только в период избирательной кампании, но и между выборами. Оппозиция должна быть равноправно представлена на телевидении. От этого Белоруссия далека. Четыре национальных телеканала контролируются режимом. Оппозиционный «Белсат» может вещать только из Польши. Европейский гуманитарный университет в Минске был закрыт из-за своей либеральности и политической независимости и вынужден работать в Вильнюсе. Немногочисленные критически настроенные газеты испытывают жесткое финансовое и административное давление. «Все это объясняет, почему на протяжении восьми лет ни один оппозиционер не проходит в парламент. Значит, о демократии не может быть и речи», – сказал Герхард Симон.

* * *

Шарлемань. Господин дракон так давно живет среди людей, что иногда сам превращается в человека и заходит к нам в гости по-дружески.

Евгений Шварц. Дракон

Не вполне диктатор

Сторонники Лукашенко в заслугу ему ставят то, что Белоруссия избежала потрясений, пережитых другими странами бывшего СССР, то, что в ней налицо стабильность, нет безработицы, а есть бесплатные медицина и образование, покровительство спорту, низкая преступность, общий порядок.

«У нас скорее жесткий авторитарный режим», – считает политолог Валерий Карбалевич, которого почитателем президента не назвать. Признаки автократии – несоблюдение принципа разделения властей и отсутствие у населения возможности влиять на принимаемые решения. «Все решения принимает один человек, исходя из своих представлений о благе и даже неких комплексов, – подмечает Валерий Карбалевич. – Например, в детстве он недоиграл в хоккей, и это оборачивается строительством ледовых арен в каждом райцентре, несмотря на отсутствие экономической целесообразности». В Белоруссии нет коммуникации между властью и населением посредством демократических институтов. «Отсюда крайние формы протеста: то верующие объявляют голодовку, то предприниматели, то политики. Люди не могут довести свое мнение до власти», – говорит Карбалевич.

И, наконец, пресса. Лукашенко утверждает, что большинство СМИ в стране негосударственные и свободны в высказывании мнений. Но это от лукавого. «Частнику дозволено издавать газеты и журналы о моде и погоде, рыбалке и охоте. В стране монополизировано распространение газет и журналов, и негосударственные СМИ, особенно оппозиционные, испытывают проблемы с распространением», – сказал Карбалевич.

Его оценку в целом разделяет политолог Андрей Михайлов, называющий стиль правления Лукашенко авторитарным, но не диктатурой: в Белоруссии все-таки проходят выборы, пусть не соответствующие стандартам; все-таки есть оппозиционные издания; белорусы могут выезжать за рубеж, хоть и по дорогим из-за сложностей с Западом визам. «Стиль правления в ряде стран куда жестче, но в силу разных причин Запад закрывает на это глаза», – считает Михайлов.

* * *

Шарлемань. Когда городу грозила холера, он дохнул огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был спасен от эпидемии.

Евгений Шварц. Дракон

Диктатор со стажем

«Диктатура полностью захватила государственный сектор (не осталось никаких независимых ветвей власти) и подмяла под себя сектор хозяйствующих субъектов», – говорил в 1997 году философ, профессор Александр Потупа. Тогда еще оставались некоторые элементы свободного третьего сектора. По оценке Потупы, Лукашенко для его подавления создал псевдообщественные организации. Профсоюзами и Ассоциацией промышленников и предпринимателей руководят его соратники. Созданы подконтрольные Коммунистическая и Либерально-демократическая партии. Белорусский республиканский союз молодежи, ветеранская организация контролируются администрацией президента.

Экс-спикер верхней палаты парламента академик Александр Войтович в открытом письме Александру Лукашенко назвал сформированную им систему власти диктатурой: «признаком неограниченной власти является главенствование декретов и указов президента над законами». Войтович обвиняет: «Вы указами можете изменять и отменять законы, принятые парламентом. Такие права даны вам Конституцией, которая написана под диктаторство... Эта диктатура, конечно, отличается от диктатур в Европе прошлого столетия, потому что теперь и обстоятельства, и люди, и общество не те, что были в прошлом веке. Ваша диктатура – это... диктатура начала XXI столетия».

* * *

Из ратуши выбегает бургомистр. На нем смирительная рубашка.

Генрих. ...Заседание городского самоуправления закрылось?

Евгений Шварц. Дракон

Плюс Гитлер

Директор Лондонского института по международным связям East-West Insight Ян Эллиот на вопрос «НГ» о диктатуре в Белоруссии ответил вопросом: «А кем считать правителя, не терпящего инакомыслие? При нем несколько оппозиционеров исчезли, другие погибли при странных обстоятельствах. Он не терпит свободные СМИ, не терпит все, что не вписывается в его мировоззрение». В свое время Запад был шокирован высказыванием Лукашенко о том, что Гитлер был не так уж плох в том, что касалось наведения порядка. Очевидно, в этот же ряд следует занести высказывание Лукашенко о белорусских евреях, вызвавшее год назад дипломатический скандал между Минском и Тель-Авивом.

Кандидат философских наук Сергей Паньковский заявил «НГ»: «Белорусы не могут высказывать свободно мнение, не боясь репрессий. Ликвидированы независимые соцслужбы, СМИ. Не стоит обольщаться, что нет массовых репрессий. В центре Европы, в XXI веке Лукашенко просто не может себе этого позволить».

* * *

Дракон. Я уничтожил: восемьсот девять рыцарей, девятьсот пять людей неизвестного звания, одного пьяного старика, двух сумасшедших, двух женщин и одного мальчика. Кроме того, мною было уничтожено шесть армий и пять мятежных толп. Садитесь, пожалуйста... Курите, не стесняйтесь.

Евгений Шварц. Дракон

Особенный интерес

Зато вполне себе это позволил грузинский лидер Михаил Саакашвили, полиция которого в ноябре 2007 года применила газ, дубинки, резиновые пули против манифестантов, разгромила телекомпанию «Имеди» и одноименную радиостанцию, отправила за решетку десятки участников акции протеста. Позволили себе применить силу после выборов азербайджанские и армянские власти, в результате чего сотни человек получили ранения, а в Ереване дело вовсе дошло до гибели 10 человек. В Туркмении и Узбекистане, судя по отчетам правозащитников, счет политзаключенных идет на десятки, а то и на сотни... Тем не менее Саакашвили остается «маяком демократии» на постсоветском пространстве, несмотря на то что его оппоненты добиваются политического убежища в Европе, а туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова Запад вот-вот объявит главным носителем демократических ценностей на Востоке.

«К Лукашенко у европейцев «интерес» особенный, потому что Белоруссия находится в центре Европы. А ту же Грузию, не говоря уж, естественно, о Туркмении или Узбекистане, средний европеец не воспринимает как часть Европы. И буду объективен – Саакашвили все-таки не диктатор: в Грузии есть оппозиция, свободная печатная пресса, проходят более или менее свободные выборы. Он скатывается к авторитаризму, но не диктатор», – сказал «НГ» грузинский политолог Паата Закареишвили.

* * *

Бургомистр. Нет, я не понимаю вас. Кто вас просит драться с ним?.. Лучшие люди города прибежали просить вас, чтобы вы убирались прочь!

Евгений Шварц. Дракон

Двойные стандарты

«Дело не в географическом положении Белоруссии, – не соглашается заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Эстония, Латвия – уже члены ЕС. Там тысячи людей без гражданства – и ничего, Брюссель молчит». По его словам, есть два аспекта, на которых Запад строит свои отношения с остальным миром: соблюдение демократических принципов и геополитический интерес. «В любых противоречивых ситуациях второй аспект перевешивает. Европа переняла принцип США, против которого сама же боролась: самый демократичный тот, кто нас лучше слушается. Отмена запрета поездок Лукашенко в Европу – это даже не реверанс в его сторону, а отказ от недемократичного решения», – сказал Жарихин «НГ». Причем Европа зажгла зеленый свет, так и не дождавшись желаемых ею перемен в Белоруссии.

Эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко считает, что причина отмена санкций – Россия. «Она напугала мир действиями на Кавказе. Европа задумалась: а что дальше? Рано или поздно эра Лукашенко закончится, и где будет Белоруссия? Пути всего два – либо с Европой, либо с Россией. Запад дает шанс, чтобы белорусы стали частью Европы. Иначе Белоруссия окончательно уйдет к России», – сказал Малашенко «НГ». Что же касается непосредственно стиля правления Лукашенко, то, по мнению эксперта, это не диктатура в классическом ее проявлении, а «советская мутация».

Так прав ли был коллега, который назвал Белоруссию осколком СССР?

* * *

Бургомистр. Ну вот и все... Жизнь идет по-прежнему, как ни в чем не бывало.

Евгений Шварц. Дракон

Цель и средства

Вот несколько определений диктатуры, взятых из различных словарей:

– неограниченная власть одного лица – диктатора. Демократия при диктатуре только декларируется, но существует формально. Наравне со строгим ограничением личной свободы происходит отмена ограничений власти;

– осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим (например, личная диктатура);

– форма правления, основанная не на согласии большинства народа, а на харизматическом лидере, божественной воле или каком-либо ином принципе.

Белорусскому лидеру эти формулировки одновременно и подходят, и не очень. Как и некоторым из тех правителей, кого история определила в диктаторы. Каждый из них свои методы правления оправдывал поставленной целью. Кому-то из них впоследствии пришлось отвечать по предъявленному счету. Другие спокойно дожили свой век. Александр Лукашенко периодически подчеркивает, что отвел от Белоруссии угрозу хаоса и смуты и не дает развалиться государственности. Провозглашенной, таким образом, цели он достиг и продолжает удерживать достигнутое. Цена его успеха станет известна позднее.

Минск

* * *

Ланцелот. В пещере лежит... жалобная книга, исписанная почти до конца. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежним, прибавляется каждый день. Кто пишет? Мир.

Евгений Шварц. Дракон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
667
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1131
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
830
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
434

Другие новости