0
4357
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.06.2008 00:00:00

Изобретательность дьявола

Сергей Митрохин

Об авторе: Сергей Сергеевич Митрохин - заместитель председателя российской демократической партии "Яблоко".

Тэги: демократия, яблоко, национализм


демократия, яблоко, национализм Левые радикалы охотно прибегают к демократической риторике, но стилистика и символика выдают их с головой.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Кризис российской демократии породил несколько концепций его преодоления. Необходимость объединения всех демократов, забывших о своих разногласиях и об «ошибках прошлого», – только одна из них. Она была подвергнута автором этих строк подробному анализу в статье «Проклятие 90-х» («НГ», 13.05.08). В противовес этой концепции был выдвинут тезис о том, что объединительным процессам в стане демократов должна предшествовать и сопутствовать работа по реабилитации демократических ценностей, дискредитированных в 90-е годы. Однако в настоящее время намного более продвинутым проектом является идея «право-левой оппозиции», получившая воплощение в движении «Другая Россия» (ДР) и самопровозглашенной «Национальной ассамблее».

Смысл данного проекта: объединение под общедемократическими лозунгами всех оппозиционных протестных сил, включая такие, чьи базисные идеологии и ценности несовместимы с демократией и даже предполагают ее уничтожение.

Ознакомившись со списком НА, можно убедиться в том, что фигурирующие в нем демократы и либералы объединились с людьми, являющимися в той или иной мере социалистами, коммунистами, сталинистами, националистами, национал-большевиками, антисемитами. Причем есть среди них и такие, которые совмещают в себе целый букет из перечисленных взглядов.

У данного подхода к коалиционной политике либералов и демократов есть свои идеологи. Первым его предложил в статье «Левый поворот» (2004) Михаил Ходорковский. В его понимании «левый поворот» означает не столько полевение программ демократических и либеральных партий, сколько прямой союз с коммунистами и националистами.

«В составе следующей российской власти неизбежно будут КПРФ и «Родина» – или исторические преемники этих партий, – писал Ходорковский. – Левым же либералам («Яблоку», Рыжкову, Хакамаде и др.) пора определяться, войдут они в состав широкой социал-демократической коалиции или останутся на брюзжащей, политически бессмысленной обочине. По моему мнению, обязательно должны войти – только самый широкий состав коалиции, в которой люди либерально-социалистических (социал-демократических) взглядов будут играть ключевую роль, избавит нас от зарождения на волне левого поворота нового сверхавторитарного режима».

Левый поворот: что он нам несет?

Главный аргумент Ходорковского в пользу союза либералов с левыми основан на западном опыте. В числе стран, где осуществилась эта коалиция, он называет Польшу. По всей видимости, автор «левого поворота» никогда не заглядывал в программу КПРФ, в которой в патетических тонах превозносятся «невиданные ранее государственные и общественные институты всемирно-исторического значения, как Советы депутатов трудящихся». Коллективная собственность провозглашается основой экономической политики коммунистов, при этом ряд восторженных пассажей программы посвящен мобилизационной экономике сталинской эпохи.

В контексте этой программы регулярно приносимая КПРФ дань уважения личности и политике Сталина уже не выглядит случайной и конъюнктурной. КПРФ в ее нынешнем виде сознательно держится за Сталина. Каждый март руководство в полном составе возлагает цветы к могиле вождя.

Проводить какие-либо аналогии между реформированными левыми европейского образца и «дореформенными» левыми России – занятие абсолютно бессмысленное. Между их базовыми ценностями и идеологиями пролегает целая пропасть. Первые давно перерезали пуповину, связывавшую их с марксизмом-ленинизмом, не говоря уж о сталинизме. Вторые оберегают эту пуповину как главную гарантию сохранения поддержки старшего поколения российских избирателей.

Характерной чертой нереформированных левых является их постоянное тяготение к великодержавности и национализму. В России очень трудно «пойти налево» и не очутиться в одной компании со сталинистами, антисемитами и крайними националистами.

В октябре 1993 года коммунисты выступали единым фронтом с баркашовцами, а московскую мэрию и Останкино вместе с боевиками антисемита и сталиниста Макашова штурмовали отряды РНЕ.

Великодержавный национализм КПРФ – столь же неотъемлемая ее черта, как интернационализм большевиков начала прошлого века. В отличие от последних нынешние коммунисты стремятся не влить Россию в общемировую борьбу пролетариата, а противопоставить ее миру победившей буржуазии.

«Русские оказались крупнейшим в мире разделенным народом. И это разделение настолько глубоко и многомерно, что заставляет говорить о реальной угрозе исчезновения русских как нации┘ Двадцать пять миллионов человек в одночасье превратились в иностранцев в своем Отечестве, где они подвергаются дискриминации и вытеснению». Эта цитата взята не из программы ДПНИ, а из статьи Зюганова «Понять и действовать» (2004).

Противостояние внешнему миру, в первую очередь Западу, неизбежно толкает российских левых и национал-патриотов в объятия друг друга. Левые и правые радикалы легко объединяются на единой, понятной и приятной для них платформе антизападничества. Есть у них и общие, роднящие их убеждения, символы и даже культы, в первую очередь, конечно, культ Сталина. Отсюда, кстати, и национал-большевизм Лимонова, сводящий воедино две основные тоталитарные идеологии ХХ века.

Неудивительно, что большинство участников ассамблеи с восторгом приветствовали упоминание о сталинском приказе № 227, следствием которого стало создание заградотрядов НКВД.

Чем круче «левый поворот», тем больше вероятность, что в условиях российского бездорожья он кончится летальным исходом.

Самозваная легитимность

Левые и националистические организации, участвовавшие в НА, – принципиальные противники европейского пути развития России вообще и представительной демократии в частности. У всех у них находит горячий отклик идея не абсолютизировать представительную демократию. У левых – потому что такая демократия является «буржуазной», у праворадикалов – потому что такая абсолютизация олицетворяет собой ненавистный Запад.

Соавторы Русской доктрины – программного документа «Великой России», вошедшей в НА, – утверждают, что представительная демократия размывает суверенитет народа («представительное правление основано на постулате о несвязанности представителя прямой волей тех, кто его выбрал»), говорят о «духовной суверенности» России, то есть «способности к сосредоточению огромной государственной мощи в институтах верховной власти». Демократия, считают они, «есть определенная процедура принятия решений в государстве. Совершенствование этой процедуры не может быть стратегической целью государства».

В принципе ход рассуждений тот же самый, что и у большевиков 1917 года: «Республика Советов является более высокой формой демократизма, чем обычная буржуазная республика с Учредительным собранием» (В.И.Ленин).

Универсальная черта всех антизападников – их тяготение к созданию неких новых источников легитимности, будь то «духовная суверенность», «соборность» или «революционное сознание масс». Эти источники очень хороши для того, чтобы оправдывать любые самопровозглашенные и самозваные структуры – от «советов трудящихся» или «комитетов общественного спасения» до революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий. Сама НА – тоже пример самозваной легитимации. «Мы – правы, поэтому – легитимны, поэтому имеем право на власть» – эта логика пронизывала выступления большинства никем не избиравшихся «депутатов» НА начиная с ее главного вдохновителя Лимонова. Последний, например, призвал создать в каждом регионе «региональные советы НА».

В соответствии с той же логикой один из 9 комитетов, созданных НА, должен заниматься подготовкой какого-то особого трибунала над деятелями режима. Привет от якобинцев, ВЧК и сталинских «троек».

Демократия как инструмент революции

Признание «относительной ценности» демократии для целей революционной борьбы – явление не новое; оно уходит корнями все в ту же большевистскую традицию. Сначала свалить монархию, построить на ее руинах «буржуазную» демократию», – это программа минимум. Затем, используя «буржуазные» права и свободы, выполнить вожделенную программу максимум, то есть установить диктатуру своей партии.

Следуя в русле этой традиции, «Великая Россия» признает демократию как «важный инструмент, который должен применяться в государстве разумно и избирательно». И вообще «при наличии здорового правящего слоя никакая диктатура не способна представить угрозу для национально-государственной традиции».

«Придя к власти, НБП произведет революционные по своим масштабам преобразования в России, построит ТОТАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, права человека уступят место правам нации. Внутри страны будет установлен железный русский порядок┘ (Программа НБП, 1994).

Как видим, для националистов, как и для большевиков, демократия – это инструмент, то есть средство, а диктатура – это цель.

«Инструментальный» подход очень удобен. В любой момент с тактической целью можно прикинуться демократами, не вступая при этом в конфликт с тоталитарными установками своей идеологии. Как только свобода самовыражения ельцинского периода сменилась путинским авторитаризмом, национал-большевик Лимонов из поклонника Сталина и Берии сразу же становится борцом с «тиранией спецслужб».

«Неуместно мазохистски орать «Сталин, Берия, ГУЛАГ!», когда ваши товарищи в лапах у ГУИНа┘ Будьте изобретательны, как дьяволы┘ «Долой самодержавие и престолонаследие!», «Долой тиранию спецслужб!»... «Революция и Свобода!»┘ «Вспомните слово Свобода!»... вот какие должны быть новые лозунги!» (Лимонов Э., «Как мы строили будущее России», М., 2004).

Характерно, что все эти прозрения содержатся в главе, которая называется «Слово вождя из тюрьмы». Нет такого революционера, поклонника Сталина, Берии и ГУЛАГа, который не стал бы либералом и демократом, когда его бьют. Но можно гарантировать, что людоедские лозунги снова появятся, как только нацболам перестанет угрожать правящий режим. И содержится эта гарантия в их названии и символике, от которых они при всей своей демократической риторике отказываться не собираются.

«Боже упаси, мы не собираемся употреблять в наших действиях насилие!» – восклицает Лимонов на Нацассамблее. При этом он продолжает оставаться национал-большевиком и призывает ужесточать конфликты и конфронтацию с властью, смести с лица земли Кремль, «создать им восемьдесят семь вьетнамов, как говорил Че Гевара, чтобы земля горела у них под ногами»!

Хоть и изобретателен дьявол, а хвоста своего спрятать не может. Насильственная по своей логике и стилистике бравада революционных речей с заклинаниями о ненасилии вяжется очень слабо. Во Вьетнаме, как известно, была война, унесшая миллионы жизней. И именно к такой войне призывал угнетенные народы революционный головорез Че Гевара...

Лимоновская газета «Друг народа» совсем не случайно заимствовала название у газеты кровавого маньяка Марата, призывавшего с ее страниц рубить сотнями тысяч головы врагам революции. Сегодня «Друг народа» – главное печатное издание «Другой России», ее с большим удовольствием распространяют члены ОГФ.

Полезные буржуазные идиоты

В уже цитированном «Слове вождя из тюрьмы» содержатся страстные призывы искать новых союзников по принципу: «Мы со всеми, кто против правительства». Как ни странно, эти союзники не только появились, но еще и оказались людьми либеральных и демократических убеждений. Последних олицетворяют ОГФ Гарри Каспарова, который образовал с Лимоновым коалицию «Другая Россия», и те демократы и либералы, которые приняли участие в НА.

Объединение с националистами и левыми радикалами в рамках одной организации демократы оправдывают очень просто. Правозащитник Лев Пономарев умиляется тому, что некий «красный генерал», по типу напоминающий Макашова, «подписал декларацию и все наши документы, что значит, что он свои взгляды будет отстаивать ненасильственным способом». Хочется спросить Льва Александровича: он на самом деле верит, что генерал теперь всю свою жизнь будет исповедовать принципы ненасилия, или делает вид, что верит, следуя логике «политической целесообразности»? Если второе – политический цинизм, то первое – просто глупость. Глупым человеком Льва Пономарева я не считаю.

Не считаю я наивным и Гарри Каспарова, который вдруг уверовал, что представительная демократия стала вдруг целью всей жизни пламенного революционера Лимонова – поклонника Марата и Че Гевары.

Что же касается цинизма, то, наверное, вовсе без него в политике не обойтись. Но когда цинизм становится главным мотивом политического союза, то надо выяснять, какие циники выигрывают от этого союза, то есть используют других циников с куда большей выгодой, чем те – их самих.

Вот таких союзников, которые обладают высоким коэффициентом используемости, Ленин и называл «полезными буржуазными идиотами». Многие из них тоже думали, что используют большевиков в качестве союзников по «борьбе с режимом», а после его свержения с их помощью построят в России буржуазную демократию. Разбираться, кто из них это делал по глупости, а кто из цинизма, вряд ли имеет смысл. Конец у первых и вторых был один – большевистская пуля.

«Буржуазных идиотов» начала ХХ века можно понять. Октябрьский переворот, разгон Учредительного собрания, красный террор и все прочие ужасы «левого поворота» России были тогда впереди. Не было у них иммунитета к большевизму, так же как у германского среднего класса – к нацизму в 20-е годы.

«Идиотов» начала ХХI века понять намного сложнее. Еще труднее их переубедить. Гораздо более реалистична другая задача: ограничить их количество. Это просто необходимо сделать для того, чтобы через 100 лет российская «прогрессивная общественность» не наступила на те же самые грабли.

Позиция «Яблока»

Цель «Яблока» – стабильная демократия европейского типа, построенная на фундаменте социальной рыночной экономики. Мы хотим идти к этой цели с теми, кто ее разделяет, а не с теми, кто, прикрываясь ею, хочет вернуть Россию в прошлое, будь то большевизм, сталинизм или олигархический разгул 90-х годов.

С самого начала своего существования «Яблоко» представляло интересы именно той части общества, которая, протестуя против политики правых, в то же время не хотела возвращать страну в объятия левых.

Именно поэтому после трагедии 1993 года было создано «Яблоко» – теми и для тех, кто не соглашался с губительной для демократии политикой ельцинских реформ, но не хотел, чтобы единственными представителями интересов большинства были объединенные левые и националисты. Так в России появилась демократическая оппозиция.

Именно поэтому на президентских выборах 1996 года наша партия отказалась поддерживать как Ельцина, так и Зюганова и выдвинула своего кандидата – Григория Явлинского, который предлагал демократическую альтернативу ельцинской олигархии.

В 2004 году «Яблоко» не последовало совету Михаила Ходорковского объединиться с левыми. Еще меньше у нас оснований сегодня объединяться с леваками и националистами, представленными в НА. Потому что с 1993 года не изменилось ровно ничего. На левом фланге российской политики не появилась ни одна реформированная сила, заявляющая о приверженности европейскому пути развития. Напротив, те, которые появлялись (например, НБП), были еще радикальнее в своем антизападничестве и еще брутальнее в своем национализме.

Если кто-то считает, что эти силы способны осуществить в России оранжевую революцию, то он глубоко ошибается. Оранжевая коалиция на Украине при всей своей пестроте была единой в европейском выборе. В Национальной ассамблее доминируют силы антизападного пути развития. Так что если под их руководством революция и состоится, то будет она не оранжевой, а скорее красно-коричневой. Любое коалиционное взаимодействие с ними каких-либо объединений европейской ориентации будет нести на себе печать отложенного политического самоубийства.

Демократы, позволяющие себя использовать в целях такой революции, наносят делу российской демократии двойной ущерб. Во-первых, они ее окончательно дискредитируют; во-вторых, они помогают тем, кто готов снова ввергнуть Россию в пожар революции и кошмар диктатуры. «Яблоко» не может иметь с этими людьми ничего общего. Наша партия борется с существующим режимом не для того, чтобы расчистить дорогу для гораздо более жестокой диктатуры или кровавого хаоса.

В 1996 году мы не поддались на уговоры тех, кто провозгласил Ельцина «меньшим злом». Сегодня – отвергаем призывы признать «меньшим злом» российских нереформированных левых и тем паче националистических правых. Концепция «меньшего зла» вообще в корне порочна. Самостоятельно мыслящим и по-настоящему свободным людям пристало творить свое добро, а не прислоняться к чужому злу.

Если демократия – ваша цель, то не надо объединяться с теми, для кого она – инструмент. Потому что тогда инструментом становитесь и вы сами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1245
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
783
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1506
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1451

Другие новости