Символ сегодняшнего процветания – офисы олигархов, отгородившихся от рядовых граждан.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Узок круг российских демократов, и страшно далеки они от народа. Именно так хочется перефразировать известную цитату после прочтения статьи Виктора Шейниса «Между прошлым и будущим» («НГ», 17.04.08). Опять до боли знакомый тезис о том, что демократам надо любой ценой объединиться. Для этой цели они должны «перевернуть страницу, содержащую перечень взаимных болей, бед и обид», прекратить «выяснение исторической правоты и неправоты». Надоело все время повторять одно и то же, но придется.
Не в разобщенности дело
Никаких взаимных болей, бед и обид нет. Есть боли, беды и обиды, нанесенные российскому народу людьми, пришедшими к власти под флагом демократии. Поэтому народ ненавидит демократию и демократов. Никакое выяснение «исторической правоты» сегодня не ведется, потому что народ России глубоко убежден в исторической «неправоте» демократов.
В марте 2004 года Михаил Ходорковский в статье «Кризис либерализма в России» писал о том, что либералы «обманули 90% народа, щедро пообещав, что за ваучер можно будет купить две «Волги». Да, предприимчивый финансовый игрок, имеющий доступ к закрытой информации и не лишенный способности эту информацию анализировать, мог сделать из приватизационного чека и 10 «Волг». Но обещали-то всем. Они закрывали глаза на российскую социальную реальность, когда широким мазком проводили приватизацию, игнорируя ее негативные социальные последствия, жеманно называя ее безболезненной, честной и справедливой. Что ныне думает народ о той, «большой» приватизации, известно».
В логике Виктора Шейниса содержание этой цитаты значения не имеет, автор статьи всего лишь обижен на Чубайса. Авторитет Михаила Ходорковского очень высок в либерально-демократических кругах, но данная статья и изложенные в ней аргументы почему-то оказались замолчаны.
В конце 80-х – начале 90-х с демократией и западным путем развития были связаны гигантские надежды российского общества. В течение 90-х оно много раз оказалось обманутым в этих надеждах. Нынешнее положение демократического движения – результат тяжелого разочарования общества в лозунгах, которые вместо обещанного процветания принесли большей части народа «беду и боль». И обиду за то, что обман был таким циничным. Да и путинский авторитарный режим утвердился в России во многом потому, что умело использовал это разочарование. Точно так же, как в свое время ельцинский – разочарование в коммунизме.
В этой ситуации кажется полным абсурдом видеть главную проблему демократического движения в его «разобщенности». Тех, кто неравнодушен к его дальнейшей судьбе, должны волновать не «разногласия» демократов, а глубочайшая дискредитация самой демократии.
Надо ли отвечать на вызов прошлого?
Демократы, конечно, могут забыть о своих разногласиях, но народ-то не забудет, за что он их ненавидит. А если забудет, ему обязательно напомнят, как это сделал Путин в Лужниках накануне голосования 2 декабря. Тогда он обрушился на тех, «кто в 90-е годы, занимая высокие должности, действовал в ущерб обществу и государству, обслуживая интересы олигархических структур и разбазаривая национальное достояние».
Да, конечно, эти выборы были сфальсифицированы, проценты «Яблока» и СПС занижены. Но фальсификации легли на хорошо подготовленную почву: всех демократов без разбору «мочили» не за унылое настоящее, а за преступное прошлое.
Без жесткой оценки этого прошлого любые протестные действия, даже самые радикальные, будут восприниматься не с сочувствием, а со страхом: «Они хотят вернуть нас в 90-е!»
Советую перечитать вышеупомянутую речь президента тем, кто сегодня требует прекратить «копаться в прошлом». Не хотите копаться в прошлом? Что ж, тогда прошлое закопает вас.
Российские демократы обязаны ответить на этот вызов прошлого не для того, чтобы попасть в следующую Думу, а в первую очередь для того, чтобы сохранить шанс возвращения России на демократический путь развития.
Если вы не отвечаете на вызов прошлого, можете сколько угодно «переворачивать страницу» – книга всегда будет открываться именно на ней.
Реабилитация демократии: роль «Яблока»
Приоритетной задачей демократического движения сегодня является реабилитация в глазах российского общества демократических ценностей и институтов. Демократия в любой стране может победить только в том случае, если носителем базового комплекса демократических ценностей является большинство граждан. Демократ, не нашедший общий язык с большинством, находится в противоречии с принципами собственной идеологии.
Пока демократическая идеология ассоциируется с кошмарами 90-х, у нее нет шанса овладеть умами большинства граждан России. Вернуть этот шанс сегодня может только одна партия, именно та, к которой принадлежит уважаемый Виктор Леонидович Шейнис. Но сделает она это лишь в том случае, если не будет следовать его советам.
«Яблоко» противодействовало дискредитации демократических ценностей с самого начала своего существования. Наше направление в политике родилось как контртечение в том мейнстриме, который под примитивными демократическими лозунгами привел к богатству и власти проходимцев. Наша партия родилась как демократическая альтернатива тому, что делали Ельцин, Гайдар и Чубайс. Именно «Яблоко» всегда говорило о том, что создаваемая ими система криминально-олигархического капитализма с демократией и либерализмом ничего общего не имеет.
Дискредитация политических брендов «демократия», «либерализм», «западный путь развития», безусловно, ударила и по «Яблоку». При отсутствии доступа к СМИ невозможно даже напомнить о том, что в отличие от нынешних руководителей «Единой России» мы всегда находились в оппозиции к Ельцину. Когда кто-то не понимает, чем «Яблоко» отличается от СПС, это не только его невежество, но и наша беда. Значит, не сумели отстоять перед людьми свое честное имя.
Те, кто призывает нас сегодня «перевернуть страницу», «забыть разногласия», предлагают, по сути, смириться с подобным положением, отказаться не только от своей истории, но и от идеологии. Именно в тот момент, когда криминально-олигархическая система построена, нас призывают объединиться с ее творцами в борьбе против порожденного ею же авторитаризма. Не творцы системы должны «покаяться за ошибки и преступления», а ее противники – забыть, что с этими ошибками и преступлениями боролись. Получается, что пресловутому «объединению демократов» мешает именно идеология «Яблока», осуждающая политику 90-х, а не идеология СПС, оправдывающая эту политику. От «Яблока» Виктор Шейнис и его сторонники требует забыть разногласия, а от СПС признать ошибки (не говоря уже о «преступлениях») не требуют.
Откликнуться на призыв «забыть разногласия» для «Яблока» означает – не только капитулировать, но и поставить крест на перспективе вернуть доверие к демократической идее в России.
Говорить о разногласиях сегодня – жизненно важно, потому что это один из немногих способов развеять миф о том, что правление демократов неизбежно ведет к хаосу и социальной несправедливости.
Оставив в стороне эти «разногласия», мы перестанем напоминать обществу о том, что в 90-е годы были совсем другие, честные демократы, которые препятствовали политике ограбления граждан России, проводимой под демократическими лозунгами.
Только «Яблоко» сегодня имеет моральное право разъяснять российскому обществу, что лозунги демократии и свободы были всего лишь прикрытием для людей, которые отдали национальные богатства страны горстке олигархов. Только наша партия сможет разоблачить миф о том, что путинский режим покончил с олигархией ельцинской эпохи. Никто, кроме нас, в современной политике не может разъяснить обществу, что именно Ельциным и его реформаторской командой был заложен фундамент, на котором Путин построил авторитарное государство. Во всех этих аргументах мы будем гораздо более убедительны, чем кто-либо другой, потому что в 90-е мы находились в демократической оппозиции к Ельцину, а в 2000-е – к его преемнику Путину.
Олигархическая болезнь
Демократия в России потерпела поражение, но причины этого события никто не анализирует. В том числе и сами демократы. Все очень просто: пришел Путин и уничтожил демократию. Так что же делать? Бороться с Путиным; убрать его, чтобы вернуть честные выборы и восстановить демократию. Для этого все противники режима должны отбросить разногласия, объединиться.
Эта нехитрая логика полностью воспроизводит идеологию «Демроссии» образца 1990 года. Все должны объединиться, чтобы свалить коммунистический режим. Тогда наступят демократия, рынок и благополучие, как на Западе. Кончилось – чем?
Оглупляющий примитивизм этой идеологии оказался невероятно удобным прикрытием для коррупции любых масштабов. Штампы «либерализация», «монетизация», «приватизация», логически с понятием «демократия» никак не связанные, были привязаны к нему политически, что позволяло использовать их для легитимизации самого крупного воровства в современной истории.
Слово «олигархия» слишком сбивает с толку, отдает древнегреческой классикой. Но в Древней Греции олигархи сначала сколачивали богатства своими умом и талантом и только потом захватывали власть. В русском языке слово «олигарх» приобрело новое значение, став синонимом воровства в особо крупных размерах.
Олигархия в чистом виде в России выжить не может. С целью самосохранения ей приходится призывать на помощь диктатора. Демократы разбудили олигархов, а олигархи разбудили Путина. Демократия в нашей стране слаба и скоротечна, а диктатура сильна и приходит надолго.
Вывод из этого урока очевиден: для того чтобы вернуть стране демократическую перспективу, демократы обязаны выработать политику противодействия олигархии в любых ее формах. Это им необходимо сделать для того, чтобы:
1) когда-нибудь вернувшись к власти, не наступить на те же грабли, – ведь тогда их удар для российской демократии окажется уж точно последним;
2) поколебать абсолютную уверенность большинства российских граждан в том, что а) демократия и олигархия – одно и то же, б) главная цель демократов – привести к власти олигархов;
3) реально бороться с существующим режимом, который совсем не победил олигархию, но, напротив, авторитарными средствами ее охраняет.
Тот, кто способен к усвоению уроков истории, обязательно поймет, что с одними только общедемократическими лозунгами идти в будущее не получится: идеология обновленного демдвижения должна быть направлена не только против диктатуры, но и против олигархии.
Партия «Яблоко» отличается от всех остальных демократических сил именно тем, что ставит вопрос о причинах краха демократии в России и дает на него свой ответ, извлекая уроки на будущее. Все остальные отмахиваются от этого вопроса, не собираются извлекать никаких уроков и единственную проблему демократов видят в отсутствии единства.
Сегодня антиолигархическая позиция «Яблока», пожалуй, больше всего раздражает ту часть «либеральной общественности», которая непосредственно связана с «опальными олигархами». Именно эта позиция послужила причиной информационной войны, ведущейся против нашей партии рядом «либеральных» сайтов и радиостанций.
В этой войне мы сегодня просто обязаны выстоять, потому что, «сдав» данную позицию, мы поставим крест не только на своей идеологии, но и на перспективах российской демократии. Российские демократы только тогда получат шансы на успех, когда докажут российскому обществу, что не собираются приводить к власти олигархов.
От разногласий не уйти
Объединение демократических сил является одним из приоритетов «Яблока», принятых съездом партии еще в 2004 году. Следуя этому решению, мы оказались единственной «демократической силой», которая реально объединялась с другими. Для этого нам даже пришлось стать единственной партией современной России, имеющей внутри себя политические фракции. В то время, когда остальные «плодились и размножались», создавая ОГФ, РПР, НДС, Комитет-2008 и другие организации, мы последовательно и упорно объединялись: с партией «Зеленая Россия», правозащитными и женскими движениями, Комитетами солдатских матерей. Сегодня после долгих переговоров началось объединение с партией «Свобода и народовластие» Виктора Черепкова. Все это говорит о том, что воли к объединению у нас ничуть не меньше, чем у других «демсил», а вот практического опыта гораздо больше. И, опираясь на этот опыт, мы можем уверенно говорить о том, что помогает делу объединения, а что ему больше всего мешает.
Ему, безусловно, помогает тщательное выяснение всех имеющихся противоречий, пресловутых «разногласий» и снятие их, что называется, «на берегу». Но снять разногласия и забыть о них – совершенно разные вещи. Первое предполагает трудную работу по их прояснению и выработке общего решения, заключающего в себе компромисс. Второе означает: отмахнуться, проигнорировать. Но если от разногласий просто отмахнуться, они рано или поздно взорвут объединенную структуру изнутри.
Объединяться надо, но как?
Никто не спорит с главным тезисом Виктора Шейниса о том, что демократы должны объединиться. Думаю, что в «Яблоке» сегодня нет человека, который бы об этом не мечтал (включая автора этих строк). Все разногласия касаются лишь вопроса о том, КАК это сделать. Единомышленники Виктора Леонидовича считают, что объединяться надо:
– как можно быстрее,
– любой ценой,
– не выдвигая никаких условий,
– не отвечая на вызов прошлого,
– со всеми без исключения, кто называет себя демократом.
Объединиться по такому сценарию можно будет очень быстро и с большим пиаром, однако следствием этого мероприятия станет крайняя неустойчивость нового объединения, его отягощенность «грехами прошлого» и как следствие – крайне низкая популярность в российском обществе. Его шансы возродить в России демократию будут намного меньше, чем шансы КПРФ вернуть коммунистический режим.
Противоположная точка зрения заключается в том, что качество объединения не должно приноситься в жертву его скорости, а также количеству объединяемых. Условиями объединения, закрепленными в программных документах, должны стать:
– признание объединенной структурой ошибочности политического курса, который сформировал в России криминально-олигархическую систему распределения собственности и доходов;
– отсутствие в данной структуре фигур, несущих прямую ответственность за этот курс;
– отказ от следования этому курсу в настоящем и будущем.
Именно эти условия выдвигались нами в объединительных переговорах с СПС. Они были в целом приняты лидером партии Никитой Белых, но оказались неприемлемыми для других ее руководителей. Что ж, мы не собираемся их ни к чему принуждать. Мы даже не упрекаем самого Никиту за участие в объединительном пиаре последнего времени, несмотря на то что этот пиар, как и раньше, направлен против «Яблока». Считаем прошедшие переговоры первым раундом, за которым когда-нибудь последуют новые. Надеемся, что в СПС достаточно много здравомыслящих людей, которые рано или поздно поймут простую вещь: если вы хотите объединяться с какой-либо партией, то к выдвигаемым ею условиям объединения следует отнестись внимательно, не отмахиваясь от них и не нервничая.
После «ошибок и преступлений», совершенных под знаменем демократии, оно оказалось втоптанным в грязь. Сегодня нам предлагают объединиться под этим знаменем, не отмывая грязи. Если «Яблоко» пойдет на это, знамя демократии никогда не станет чистым. Наш долг перед российской демократией сегодня заключается в том, чтобы твердо заявить: для того чтобы объединиться не зря, мы должны решительно и определенно отмыться!