Роскошь новых офисов воспринимается большинством граждан как вызов принципам социальной справедливости.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Главный вопрос прошедшей президентской кампании заключался не в выборах президента, исход которых был предрешен, а в выборе экономической политики после их завершения. Последние годы она была внутренне противоречивой, представляя собой комбинацию двух стратегий.
Первая стратегия – продолжение колонизации России международным капиталом под прикрытием либеральных лозунгов – осуществлялась в реальной макроэкономической политике. Вторая – построение социального государства и поворот к активной политике развития – составляла основное содержание правительственного пиара. Первая стратегия определяла движение денег, вторая – настроение общественного мнения. Эта двусмысленность политики власти, хотя и соответствует традиционному для нашей властвующей элиты принципу расхождения слова и дела, не может продолжаться долго.
Народ начинает интересоваться простым вопросом – где деньги от экспорта российских природных ресурсов и почему большинство граждан не ощущают результатов экономического роста? К поиску ответов на эти вопросы подстегивает чувство ответственности за страну, основанное на понимании сущности происходящих в ее экономике процессов. Но, к сожалению, сущность эта остается во многом скрытой для руководителей российского государства, которых систематически обманывает демагогия министров экономического блока правительства. Последним удалось создать устойчивую мифологию экономической политики, блокирующую инициативы главы государства по ее прагматическому изменению. Именно поэтому вторая из указанных стратегий остается виртуальной.
Несмотря на всю риторику властей в отношении социально ориентированного развития экономики, реальная политика остается асоциальной, а недавно созданные институты развития не могут остановить тенденции к деградации экономики. Она продолжает терять свою конкурентоспособность вследствие прогрессирующего износа основных фондов, падения технического уровня производства, старения квалифицированных кадров, утечки умов и разрушения научно-технологического потенциала страны. Эти тенденции к деградации углубляются на фоне колоссального вывоза капитала за рубеж, осуществляемого самим правительством под предлогом борьбы с инфляцией.
Альтернатива есть
Властям предержащим предстоит сделать выбор между двумя реализуемыми сегодня противоположными стратегиями. Точнее, принять решение в отношении реализации второй стратегии, ориентированной на развитие экономики и построение социального государства. В отсутствие такого решения экономика по инерции будет следовать первой стратегии, то есть продолжать деградировать в качестве сырьевой периферии мирового рынка. Для того чтобы переломить ситуацию и перейти ко второй стратегии, необходимо отказаться от ряда ложных мифов и исправить ошибки в выборе направлений экономической политики.
Ключевой причиной, блокирующей переход к стратегии развития, является ошибочная денежно-кредитная политика, проводимая в России по образцу колониально зависимых стран, управляемых международным капиталом. Ее основные составляющие – привязка эмиссии национальной валюты к приросту валютных резервов, формируемых в валютах стран НАТО; демонтаж валютного контроля, количественное регулирование денежной массы со стерилизацией ее «избыточной» части; сведение антиинфляционной политики к сокращению денежного предложения. Российские денежные власти продолжают ею руководствоваться (хотя неэффективность и негативное воздействие такой политики на экономический рост многократно доказаны опытом всех стран с переходной экономикой), слепо следуя доктрине Вашингтонского консенсуса, разработанной для слаборазвитых стран Африки в целях контроля за использованием предоставлявшихся им кредитов.
Теоретическая несостоятельность и практическая вредность этой политики доказана в тысячах научных публикаций, и в рамках настоящей статьи нет смысла доказывать очевидное. Заметим, что экономический ущерб от ее проведения измеряется двукратным снижением объема капитальных вложений в развитие российской экономики и темпов ее роста по сравнению с потенциально возможными, вывозом сотен миллиардов долларов за рубеж, разорением тысяч предприятий, задохнувшихся вследствие отсутствия доступа к кредиту.
Хорошо известны и основные составляющие альтернативной денежно-кредитной политики, реализуемой в практике развитых и успешно развивающихся стран: гибкая политика денежного предложения, ориентированная на спрос на деньги со стороны производственной сферы и государства, регулируемый посредством ставки рефинансирования; среднесрочное и краткосрочное рефинансирование коммерческих банков под залог векселей платежеспособных заемщиков по ставкам, не превышающим ставку рефинансирования европейского центрального банка; организация долгосрочного кредитования перспективных направлений экономического роста посредством банков и других институтов развития; эффективный валютный контроль в целях предотвращения неконтролируемого вывоза капитала, переход к широкому использованию рублей в международных расчетах. Разумеется, гибкая политика денежного предложения должна сопровождаться комплексом антиинфляционных мер, включающих жесткую антимонопольную политику и поощрение конкуренции, прекращение опережающего повышения тарифов на природный газ и услуги естественных монополий, декриминализацию торговой сети и дебюрократизацию госрегулирования доступа на рынки товаров и услуг.
Переход к гибкой политике денежного предложения и отказ от стерилизации денежной массы позволят существенно поднять уровень инвестиционной и инновационной активности, кардинально расширить возможности отечественной банковской системы, резко снизить потери от вынужденного заимствования кредитов за рубежом и бегства капитала, поставить на надежную основу работу банков и корпораций развития.
Переориентация денежной политики с обслуживания внешнеэкономических операций на потребности национальной экономики в кредите позволит развернуть процессы модернизации российской экономики на современной технологической основе. Для этого нужно будет также устранить соответствующие барьеры в налоговой системе – отменить НДС и провести переоценку основных фондов, исходя из их восстановительной стоимости; ввести хорошо известные механизмы ускоренной амортизации и стимулирования инновационной активности. Должна быть создана полноценная российская инновационная система, включающая мощные потоки государственного финансирования перспективных НИОКР, сеть поддерживаемых государством венчурных фондов, технопарков и технополисов, а также восстановление кооперационных связей между промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро.
Расшивка узких мест
Переход от «самоедской» денежной политики к политике развития позволит удвоить темп экономического роста и существенно расширить налоговую базу бюджета. Наряду с отказом от стерилизации налоговых доходов от экспорта нефти и газа это даст возможность выйти наконец на среднемировой уровень финансирования социальной сферы – удвоить государственные расходы на образование, науку и здравоохранение как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это позволит, в свою очередь, удвоить оплату труда работникам бюджетной сферы, покончив с позорным явлением нищеты учителей, врачей и ученых, труд которых определяет будущее нации. Таким образом, можно будет возвести основные конструкции социального государства, обеспечивающие права граждан на бесплатное высшее образование, здравоохранение, обеспеченность жильем, творческую самореализацию.
Расширение финансовой основы экономического роста позволит восстановить перспективы самореализации для большинства молодых людей. Решение этой проблемы потребует серьезных системных и длительных усилий в следующих направлениях: реальная модернизация системы образования; организация доступного беспроцентного образовательного кредита; создание системы поддержки научно-технического и предпринимательского творчества молодых специалистов; льготная ипотека для молодых семей с частичным погашением кредита государством после рождения детей; восстановление системы профессионально-технического образования, финансируемого за счет федерального бюджета.
Ключевое значение человеческого потенциала как основного фактора современного экономического роста обуславливает также необходимость кардинального повышения эффективности государственной политики здравоохранения, включая: восстановление отечественной фармакологической промышленности на основе современных достижений молекулярной биологии; широкое использование современных технологий диагностики, основанных на достижениях клеточной медицины; введение механизмов реальной ответственности страховых медицинских кампаний за оказание качественных медицинских услуг их клиентам. Необходимо также сохранить многоканальную систему финансирования здравоохранения, существенно увеличив ассигнования из федерального бюджета на модернизацию сети государственных медицинских учреждений.
Расшивка узких мест в макроэкономической политике и расширение финансовой основы экономического роста позволят не только реализовать необходимые составляющие стратегии экономического развития, но и перейти к устранению запредельного социального неравенства, вызывающего острое неприятие подавляющего большинства населения и несовместимого с принципами современного социального государства. Причина этого неприятия заключается не только в массовой бедности, но и в традициях русской и советской культуры, в которых фундаментальное значение имеет принцип социальной справедливости.
Для решения этой проблемы необходимо не только устранить многократное занижение оплаты труда и привести минимальную оплату труда в соответствие с прожиточным минимумом, но и восстановить справедливость в распределении национального богатства и дохода: восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога, налог на наследство для имущества, приобретенного после 1991 года, и налог на дарение; ввести прогрессивный налог на прирост капитала для собственников приватизированных предприятий, ввести прогрессивный налог на земельные участки сверх 20 соток, освободив от налога на землю участки в пределах 6 соток, используемые в частных потребительских целях. Важно также приступить к восстановлению дореформенных сбережений граждан в соответствии с решением Конституционного суда и принятыми федеральными законами.
Повышение оплаты труда позволит увеличить и наполнение пенсионного фонда, который в Последние годы сводится с дефицитом. Это позволит средства Стабфонда направить не на дотирование текущих пенсионных выплат, а на формирование накопительной составляющей пенсионной системы. В этих же целях может быть использована программа восстановления дореформенных сбережений с их целевым использованием в качестве пенсионных накоплений.
Отказ от административного планирования прироста денежной массы исходя из субъективных представлений чиновников и создание гибких механизмов рефинансирования хозяйственной деятельности позволят устранить узкие места в кредитовании жилищного строительства, организовав централизованное льготное кредитование модернизации жилищно-коммунального хозяйства и субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам.
Наряду с этим для решения «проклятой» жилищной проблемы необходимо: организовать бесплатное выделение земельных участков для массового жилищного строительства на условиях конкурса по минимизации цены квадратного метра жилой площади; ввести жесткие антимонопольные меры в отношении цементной промышленности, реализовать целевую программу модернизации и расширения промышленности стройматериалов.
Объективная экспертиза
Указанные выше направления новой социально ориентированной экономической политики, нацеленной на развитие, могут быть реализованы только при отказе от ложной мифологии Вашингтонского консенсуса, освящающей до сих пор реализуемую денежными властями макроэкономическую политику. Эта мифология многократно опровергнута экономической наукой, но она продолжает жить в закрытых для критики умах ряда руководителей экономических ведомств. Чтобы освободить от плена их субъективных заблуждений российскую экономику, целесообразно создать группу советников президента России. В эту группу могут войти известные российские ученые, пользующиеся заслуженным авторитетом в научных кругах и не обремененные административными обязанностями. Без отрыва от основной деятельности они обеспечили бы объективную научную экспертизу проектов документов, определяющих стратегию государственной социально-экономической политики, и подготовку важнейших президентских инициатив в этой области. В отличие от министров, назначаемых часто на основе личных пристрастий, работа группы независимых советников была бы застрахована от субъективной предвзятости, личной амбициозности, бюрократической зависимости и ангажированности.