13 ноября стало счастливой датой для религиозной общественности России. В этот день Госдума приняла в первом чтении поправки в законы «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях», позволяющие духовным образовательным учреждениям получить право на государственную аккредитацию и выдачу выпускникам дипломов гособразца. Законопроект о поправках был подготовлен по поручению президента РФ Владимира Путина.
Чем объясняется внимание властей к вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций именно сейчас, на пороге выборов? Почему столь форсированно было принято в высших эшелонах власти решение проблемы, по которой в обществе шли трудные дебаты и, казалось, этот болезненный процесс еще далеко не завершен? Два месяца назад, 13 сентября, президент Путин определенно высказался против введения обязательных «религиозных» предметов в государственных школах. Между тем ноябрьские поправки открывают путь для клерикализации системы российского общегражданского образования. Выпускники в рясах или чалмах благодаря этим поправкам смогут поступить на службу в государственные учреждения и, чем черт не шутит, занять важные посты в органах исполнительной власти.
Люди, имеющие религиозный опыт, приобретают особый склад мышления. Приверженность к догматической идеологии часто влияет на способность принимать компромиссные решения. Хотим мы того или нет, но каждое вероисповедание признает только за собой монополию на истину. Страны, где ситуацию определяют религиозные круги, как известно, отличаются жестким политическим стилем. Не стоит забывать и тот факт, что, как правило, верующие люди проявляют себя как сторонники консервативных политических взглядов.
Похоже, подкладывая мину под государственную систему России в долгосрочной перспективе, власть имущие пытаются решить тактические задачи ближайших месяцев. Инициатива правящей партии очень напоминает пропагандистские приемы, отработанные ею еще во время предвыборной парламентской кампании 2003 года. Тогда, если перефразировать Чубайса, «последний гвоздь в крышку гроба русского коммунизма» был забит массовой демонстрацией сторонников партии «Единая Россия» с портретами тысяч священников – жертв большевистского террора. А в конце октября текущего года президент Путин и представители Православной Церкви посетили траурные мероприятия на Бутовском полигоне.
Таким образом, партия «Единая Россия» и возглавляющий ее предвыборный список президент Владимир Путин рассчитывают ассоциироваться в умах избирателей с идеей защиты традиционных ценностей. Речь идет не только о православном электорате. Незадолго до дня голосования по законопроекту о госаккредитации духовных образовательных учреждений президент Путин встретился с главами трех основных муфтиятов России. Тем самым партия власти, не обделяя вниманием ни одну из важнейших религий страны, консолидирует всех ревнителей религиозных ценностей под своими знаменами.
Просматривается еще и такой аспект духовных инициатив власти. Кремль давно уже активно занимается встраиванием в государственную вертикаль общественных организаций страны. Так почему религиозные сообщества должны быть исключением? Для того чтобы получить госаккредитацию, духовным образовательным учреждениям придется привести свои учебные программы в соответствие со стандартами Министерства образования и науки РФ. Аккредитация становится инструментом контроля государства за становлением умов будущих «служителей культа».
Сохраняются опасения, что решения, принятые депутатами 13 ноября, могут стать пирровой победой и для власти, и для религиозных объединений.