0
1488
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.11.2007 00:00:00

Формирование новой стабильности

Сергей Марков

Об авторе: Сергей Марков - директор Института политических исследований.

Тэги: политика, партии, парламент, совет федерации


политика, партии, парламент, совет федерации Члены Совета Федерации прежде всего должны представлять интересы своих регионов, а не интересы бизнеса.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)

Формирование новой стабильности, основанной не только на личности Владимира Путина, но и на институтах, является одним из приоритетов развития политической системы. За последние годы очень серьезно укрепился институт президентства и связанный с ним институт правительства. Но другие институты пока остаются еще достаточно слабыми. Формирование и укрепление таких институтов развивается по нескольким направлениям.

Прежде всего это укрепление политических партий. С этой целью приняты новые законы о выборах, которые имеют целью помочь нескольким ведущим партиям укрепить свои позиции в политической системе, стать по-настоящему партиями, которые могли бы и выдвигать программные идеи о развитии страны, и собирать и выращивать кадры для направления в структуры госуправления. Ярче всего такое усиление видно на примере «Единой России», хотя и КПРФ зримо прибавляет в весе.

Какая структура многопартийности сложится в России – пока не очень ясно. Это может быть и двухпартийная система с сильными правоцентристской и левоцентристской партиями (в будущем можно себе представить формирование левоцентристской партии на основе объединения многочисленных левых партий, прежде всего таких, как КПРФ и «Справедливая Россия»). Это может быть и система с доминирующей партией, вокруг которой группируются несколько более радикальных идеологических партий в соответствии с основными идеологиями: левая, либеральная, национал-патриотическая. То, что Владимир Путин возглавил список «Единой России», сильно повышает роль этой партии в будущей политической системе, а косвенно повышает роль и других партий, поскольку усиливает значение фактора партийности.

Для усиления роли партий необходимо укрепить их связь с избирателями, повысить доверие к ним. В рамках предвыборной кампании очень большое значение имеет линия по декриминализации партийных списков. Согласно этой политике из списков разных партий уже исключены десятки кандидатов и даже действующих парламентариев, которые в общественном сознании оказались каким-то образом связаны с криминалом. Например, «Справедливая Россия» избавилась от Евгения Ройзмана и Александра Новикова, имевших в прошлом судимости. «Единая Россия» вычеркнула из списка своего же депутата Владимира Крупчака – теневого владельца Архангельского ЦБК и ФПГ «Титан» с неоднозначным прошлым. Эта линия, однако, еще не доведена до конца, и она, видимо, будет продолжена.

С партиями, их силой и легитимностью тесно связан другой политический институт – парламент. Для повышения его значимости очень важно, если появится парламентское большинство, которое, видимо, будет сформировано «Единой Россией» и которое будет играть очень важную роль в формировании правительства. Здесь и проявится чисто российская Конституция, которая на самом деле вовсе не суперпрезидентская, как в США. Наша Конституция скорее близка к французской. И у них, и у нас президент может контролировать правительство, но не прямо, а через парламентское большинство. Уже давно ставится вопрос и о повышении контрольных функций парламента.

Когда мы говорим «парламент», мы чаще всего имеем в виду Государственную Думу, потому что там преимущественно сосредоточены действующие политики. Но существует и другой важный институт – верхняя палата парламента, Совет Федерации. Он в последнее время оказывается вне общественного внимания. Только его спикер на виду – видимо, потому, что он один из немногих наряду с Михаилом Маргеловым, кто борется в ПАСЕ, пытается заниматься политической деятельностью. Большая часть состава членов СФ посвящает себя лоббизму. В принципе это нормально: парламент должен выражать и представлять интересы. Но иногда оказывается так, что члены СФ выражают не столько интересы региона, сколько интересы тех или иных корпораций или даже интересы своего бизнеса.

Поэтому в верхнюю палату зачастую идут бизнесмены, некоторые из них даже оказываются вовлечены в полукриминальные дела. Так, уже оказался за решеткой бывший сенатор Левон Чахмахчян. По личному требованию спикера палаты Сергея Миронова ее был вынужден покинуть представитель Ненецкого автономного округа Александр Сабадаш, связанный с такой темной отраслью экономики, как водочный бизнес.

По мере реализации политики декриминализации списков партий на выборах в Госдуму часть из них перенацелила свои усилия в направлении СФ. Например, упомянутый депутат Владимир Крупчак, который не оказался в партийном списке «Единой России», предпринимает отчаянные попытки стать членом Совета Федерации от родной Архангельской области. В регионе, известном своим конфликтом между губернатором и мэром, недавно трагически и при очень загадочных обстоятельствах, о которых подробно написал в областных СМИ местный журналист-правдоруб Илья Азовский, погиб сенатор. Место стало вакантным. Упорство Крупчака, который, не попадая в нижнюю палату парламента, старается пройти в верхнюю, понять можно. Он, как видно по публикациям в СМИ, проходит сразу по нескольким уголовным делам и поэтому остро нуждается в парламентском статусе, дающем неприкосновенность.

В свое время в Совет Федерации от Законодательного собрания Ленинградской области пытался проникнуть еще один лесной магнат, чей бизнес вызывает большие вопросы с точки зрения прозрачности, – Дамир Шадаев. Ему даже удалось немного побыть сенатором – Заксобрание проголосовало его кандидатуру, однако Шадаев был обвинен в представлении фальшивых дипломов о высшем образовании, и федеральный суд города Выборга приостановил решение областного парламента, а сам Шадаев утратил членство в верхней палате Федерального собрания.

Примечательно, что аналогичная судьба была и у предшественника Шадаева – известного реформатора начала 90-х годов Альфреда Коха. Тот тоже был избран тем же Заксобранием Ленинградской области. Однако Совет Федерации полномочия Коха не признал, и ленинградская легислатура была вынуждена выбирать другого кандидата.

Нельзя не вспомнить и о другом сенаторе, чьи полномочия Совет Федерации прекратил досрочно именно из-за темной истории вокруг прежнего бизнеса парламентария, – Игоре Изместьеве. Теперь уже бывший сенатор является фигурантом нескольких уголовных дел, одно из них – по уклонению от налогообложения структур его фирмы, другое – о причастности к кингисеппской преступной группировке. В настоящее время суд выдал санкцию на арест Изместьева.

Аналогичная ситуация возникла и вокруг президента компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского – он был обвинен в неуплате налогов на крупную сумму. В результате Красноярский крайсуд признал незаконным избрание Шахновского сенатором от парламента Эвенкийского АО.

Между тем нужно повышать представительство в СФ регионов за счет снижения лоббизма частного бизнеса. Радикальный шаг, который резко развернет ситуацию в направлении регионов и повысит легитимность СФ, – это переход к прямым выборам членов СФ. В Конституции нет прямого запрета таких выборов. Там сказано о представительстве исполнительной и законодательной ветвей региональной власти. Поэтому можно себе представить модель, при которой каждая фракция регионального парламента выдвигает своего кандидата, а избиратели уже из их числа выбирают одного. Исполнительная ветвь власти также может предложить нескольких кандидатов на окончательный выбор избирателей. Право выдвинуть могли бы иметь губернаторы и мэры. А поскольку между губернатором и мэром областного центра часто есть некоторая напряженность, то и конкурентность таких выборов была бы обеспечена.

Влияние и роль Совета Федерации были бы значительно увеличены, если бы его возглавил очень авторитетный политик, например, Владимир Путин.

Еще один важный институт, требующий развития, – гражданское общество. После того, как начали реализовывать программы по его стимулированию, оно получило шансы для быстрого развития. Важнейшую роль здесь играла и будет играть Общественная палата, а также иные институты – фонды и т.д. Подобные фонды, кстати, серьезно усилили и суверенитет России в этом общественном сегменте. Они дали возможность НПО развиваться с опорой не на иностранные, а на внутристрановые ресурсы.

Но нужно также повысить и представительность гражданского общества. Для этого необходимо стимулировать НПО бороться не столько за гранты, сколько за поддержку населения. Сделать это нелегко; видимо, один из важных рычагов – усиление прозрачности при выделении грантов. Роль НПО может также сильно увеличиться, если они будут играть какую-то политическую или экономическую роль. Например, в рамках создания широкой общественной коалиции вокруг «Единой России».

Еще один важный институт, роль которого очень важна в политике, – СМИ. В последнее время, мне кажется, можно говорить о деполитизации СМИ, которые все больше превращаются в собственно бизнес. Но модель СМИ как бизнеса существует в очень ограниченном числе стран, прежде всего в США. Большинство близких нам по истории и культуре стран ЕС ориентируется на общественную модель СМИ. Видимо, России тоже надо постепенно переходить с американской на европейскую модель. Это значительно укрепит роль СМИ в обществе и позволит преодолеть ту углубляющуюся трещину между обществом и СМИ, которую мы наблюдаем последние годы, когда усиливается критика СМИ, прежде всего – влияния ТВ на общество. Радикально улучшить ситуацию мог бы переход ведущих телеканалов с государственным участием на систему общественного ТВ с общественными наблюдательными советами, как это существует в большинстве европейских стран.

Задача укрепления политических и социальных институтов, переход от стабильности, основанной на личности, к стабильности, основанной на институтах, в любом случае будет одной из важнейших задач на следующий политический период.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
950
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
591
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1150
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1147

Другие новости