Донской монастырь был и остается одним из главных центров православия.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Сразу несколько праздников приходятся в этом году на 1 сентября. Школьники и студенты будут отмечать День знаний, москвичи – День города, а православные верующие – праздник в честь одной из самых почитаемых в России святынь – Донской иконы Божией Матери. Накануне одного из самых светлых православных праздников корреспондент «НГ» побеседовал с наместником Донского монастыря архимандритом Агафодором.
– Когда переступаешь порог Донского монастыря, поражаешься обилию цветов и необычной, пронзительной тишине. Даже не верится, что уже завтра здесь будет центр многолюдных празднеств в честь Донской иконы Божией Матери. Расскажите, как будет проходить праздник и много ли ожидается посетителей?
– С каждым годом на праздник Донской иконы Божией Матери приходит все больше людей. Поэтому в этот раз Божественная Литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будет впервые совершена на улице. В Литургии будет участвовать Кубанский казачий хор, который помогает нам не в первый раз. Мне кажется, все это свидетельство того, что в душе людей возрождается вера. И это главное.
Саму икону Донской Божией Матери уже 14 раз привозят в монастырь из Третьяковской галереи в бронированной капсуле, внутри которой создан особый микроклимат. Обычно образ пребывает в монастыре только в день праздника, но в этом году он будет находиться у нас четыре дня, чтобы все желающие смогли помолиться Богородице, попросить у нее помощи и утешения.
– А как отмечали этот праздник до революции?
– Тогда образ приносили к нам с крестным ходом из Успенского собора, а навстречу Богородице выходили с крестными ходами люди из всех московских храмов. Лучше всего настроение этого светлого праздника передано в книге замечательного русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне»: «Над чернотой народа покачиваются в блеске первые золотистые хоругви... Идет и идет народ, и светлые у всех лица┘ Сердце мое играет... Слезы жгут глаза: радостно мне┘ Что-то я постигаю в этот чудесный миг... есть у людей такое... выше всего на свете... Святое, Бог┘»
По преданию образ Донской Божией Матери был написан знаменитым Феофаном Греком. Когда в 1380 году великий князь Дмитрий Иоаннович собирал войска накануне Куликовской битвы, под его знамена пришли донские казаки, принесшие с собой эту икону. Образ водрузили на древке как хоругвь, и во время боя он находился среди русских воинов.
После победы над полчищами Мамая казаки преподнесли икону в дар великому князю. В память о героической победе на берегах Дона она получила название Донской, да и сам Дмитрий, как вы знаете, тоже стал отныне зваться Донским.
С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские войска, перед иконой молились о победе. И Пресвятая Богородица помогала отстоять русскую столицу, да и всю страну.
– Например, в XVI веке?
– Да, в 1591 году России угрожала серьезная опасность: шведы наступали на Новгород, и его обороняла большая часть русского войска, а в это время крымский хан Казы-Гирей подошел к самой Москве, разбив стан на Воробьевых горах.
Уже не надеясь на человеческие силы, царь Феодор Иоаннович велел совершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг городских стен, а затем поместить ее в походной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского – прямо посреди готовящего к сражению войска. Накануне битвы царь провел бессонную ночь, моля Богородицу о помощи. И вот в самый разгар жестокой схватки татары, словно устрашенные невидимой силой, вдруг обратились в паническое бегство, бросив убитых и раненых.
В благодарность Пресвятой Богородице за явленную Ей милость в 1591 году на том месте, где она стояла среди воинов, и был основан Донской монастырь.
– Известно, что Донской монастырь – один из немногих храмовых комплексов, который не подвергся серьезным разрушениям ни до, ни во время советской власти.
– Действительно, у нас нет ни одного порушенного храма, хотя Донской монастырь видел на своем веку немало горя. Его грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года, после революции. Были времена, когда, например, в Малом соборе жили строители.
Но, слава Богу, его не постигла участь взорванного храма Христа Спасителя, затопленных Леушинского и Калязинского монастырей. Более того, здесь удалось сохранить многое из того, что осталось от варварски уничтоженных храмов. Например, наличники церкви Успения Божией Матери на Покровке, горельефы с храма Христа Спасителя. Даже не представляю, каким способом люди смогли тогда перенести сюда эти огромные каменные фрагменты.
– Как известно, огромную историческую ценность представляет не только сам Донской монастырь, но и расположенный на его территории старинный некрополь.
– Да, на территории некрополя находится свыше трех тысяч старинных памятников. Здесь захоронены представители родов Пушкиных, Тургеневых, Толстых. Последнее пристанище здесь нашли великие деятели нашей истории: философ Петр Чаадаев, историк Василий Ключевский, художник Василий Перов и многие другие. В 2000 году сюда был перевезен из Парижа прах Ивана Шмелева, о котором мы только что говорили. Такова была последняя воля писателя, исполнившаяся через 50 лет после его смерти.
– Наверное, вас часто спрашивают, откуда на территории монастыря целая экспозиция боевой техники, да еще такая, что позавидуют многие военные музеи, – есть даже танк времен Великой Отечественной войны?
– Монастырь с самого начала строился и как оборонительное сооружение. Посмотрите на его стены – это же крепостные стены, башни. Вот почему, когда мы с вами подходим к Малому собору, то видим там старинные пушки XVIII века.
Что касается техники времен Великой Отечественной, то история ее появления в стенах Донского монастыря такова. Несколько лет назад в танковом музее в подмосковной Кубинке мы увидели танк, на котором было написано «Дмитрий Донской». Это был танк из колонны, которая была создана на средства православных людей и названа в честь великого русского полководца. В разгар войны, голода и лишений за короткий срок верующими была собрана огромная по тем временам сумма в 8 миллионов рублей, множество золотых и серебряных предметов. Люди отдавали последнее, чтобы помочь фронту, сбор средств тайно велся даже на оккупированных территориях! На эти средства были построены и переданы в войска 40 танков «Т-34».