Ни для кого не секрет, что основополагающая цель любого бизнеса состоит в получении прибыли. Вместе с тем эффективность бизнеса – это не только высокая доходность, но и благополучие регионов, на территории которых он ведется, высокие показатели экономического и социального уровня жизни населения этих регионов.
В свою очередь, обеспечение благополучия региона – первоочередная задача власти, прежде всего региональной. Именно поэтому сотрудничество бизнеса и власти должно быть взаимовыгодным, перспективным и стабильным.
В действительности же регионы зачастую становятся полигоном борьбы бизнеса и местной власти, имеющей свои бизнес-интересы. В такой ситуации интересы региона оказываются отодвинутыми на второй план. В этом контексте обращает на себя внимание и один из ключевых российских регионов Российской Федерации – Нижегородская область.
К моменту назначения Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области в августе 2005 года он имел репутацию «крепкого хозяйственника». Однако годовщину своего назначения губернатор отпраздновал в обстановке жесткой критики со стороны министров правительства Российской Федерации за свою же хозяйственную деятельность. И, как оказалось, не случайно. Тогда в ходе заседания правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф пришел к выводу, что «область находится в критическом состоянии для региона с таким потенциалом». Он отметил, что Нижегородская область занимает 17-е место с конца в целом по России по количеству трудоспособного населения и 2-е место с конца – по демографическим показателям. В ходе заседания министры также обратили внимание на недостаточно высокие темпы жилищного строительства в области.
Ситуация в региональном сельском хозяйстве также не изменилась. Спустя год губернаторства Шанцева продолжилось снижение поголовья скота и производства мяса, в то время как в остальных регионах ПФО наблюдалась положительная тенденция развития АПК.
Что изменилось с тех пор?
В настоящее время в регионе огромное количество проблем, решение которых требует первоочередного внимания губернатора. Только в такой жизненно важной для региона (и для России в целом) сфере, как ТЭК, по-прежнему чрезвычайно остро стоят проблемы дефицита энергомощностей, низкого уровня газификации отдельных районов области, недостаточной пропускной способности магистральных газопроводов, высокого процента износа основных фондов и проч.
В области впервые за два года резко подорожал хлеб. Теперь цена буханки и батона преодолела «психологическую» отметку в 10 руб. и доходит до 12 руб. Но обращает на себя внимание, что это подорожание – самое существенное за два года хозяйствования Валерия Павлиновича. И прогнозы специалистов в этом вопросе неутешительны: снижения цен не предвидится из-за ожидаемого неурожая зерновых.
А пока налицо только снижение инвестиционной привлекательности региона. В конце 2006 года национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало свой рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в 2005–2006 годы. Cогласно выводам экспертов рейтингового агентства после прихода губернатора Валерия Шанцева по инвестиционным рискам Нижегородская область переместилась с 8-го на 15-е место. А по инвестиционному потенциалу – с 6-го места (в 2004–2005 годах) на 11-е.
Одной из ключевых отраслей экономики Нижегородской области является сфера электроэнергетики. Важность отрасли заключается в том, что энергосистема Нижегородской области является дефицитной. Производство электроэнергии в области составляет 10 млрд. кВт-ч, что обеспечивает около 45% объема электропотребления. Недостающая часть электрической энергии поступает по сетям из смежных регионов. Согласно прогнозам электропотребление в регионе к 2012 году достигнет 30 млрд. кВт-ч. В условиях роста спроса на электрическую энергию постепенное повышение роли энергосбытовых компаний и улучшение условий в рамках их функционирования должны восприниматься как логические шаги. В действительности же есть большие основания подозревать, что в регионе создаются все условия для того, чтобы подвести сбытовые компании к банкротству.
13 июня 2007 года в Нижегородской области был официально объявлен конкурс на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика (ГП) электрической энергии. Решение о проведении конкурса было принято руководителем региональной службы по тарифам Нижегородской области в условиях отсутствия утвержденных Правил проведения таких конкурсов, задающих критерии конкурсантам. Поэтому складывается ощущение, что, руководствуясь непонятными мотивами, местная нижегородская власть в очередной раз демонстрирует свое полное безразличие к экономическим и социальным последствиям таких действий.
Наиболее ощутимыми результаты непрофессионального выбора ГП станут в период думских, а впоследствии и президентских выборов с отказами со стороны потребителей от оплаты услуг и последующими их отключениями. Похоже, с большой долей вероятности можно говорить, что искусственно создаются условия для привлечения недобросовестных и неадекватно оценивающих свои возможности организаций.
Несмотря на постановление правительства РФ № 450 от 16.07.2007 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.08. 2006 № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», информационное письмо Федеральной службы по тарифам № СН-4030/13 от 12.07.2007, а также позицию Минпромэнерго России по указанному постановлению относительно сроков и условий проведения конкурсов, руководство области намеренно проводит конкурс, результатом которого могут стать непредсказуемые финансовые и социальные последствия для региона. Конкурс, итогом которого, по оценкам экспертов, явится дестабилизация социально-экономической и политической ситуации на Нижегородчине, в том числе значительные риски перебоев в энергоснабжении и возможный срыв выборов.
Неопределённость устранена
16 июля 2007 г. принято постановление Правительства Российской Федерации
№ 450 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования
розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»
23 июля 2007
В этой связи Департамент электроэнергетики Минпромэнерго России разъясняет:
С принятием данного постановления устраняется неопределенность, связанная
с исчислением сроков проведения первых очередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа
2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (в предыдущей редакции) было установлено, что первые очередные конкурсы на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков проводятся в сроки, предусмотренные Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными указанным постановлением (далее – Правила).
При этом исчисление сроков, предусмотренных для принятия решения о проведении очередного конкурса и проведения очередных конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующих поставщиков, привязывается Правилами к моменту окончания трехлетнего периода функционирования гарантирующего поставщика. В связи с этим возникала неопределенность с исчислением сроков
проведения первых очередных конкурсов, обусловленная тем фактом, что организации, осуществляющие в настоящее время функции гарантирующих поставщиков, не отбирались на трехлетний период.
Изменениями, внесенными в постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», предусмотрено, что первые очередные конкурсы на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика могут быть проведены в течение 2007 – 2009 годов. А если конкурс проводится в 2007 году, то его итоги должны быть подведены не позднее 25 августа, но с учетом следующей особенности: первые очередные конкурсы не могут проводиться ранее вступления в силу правил проведения конкурсов на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика, поскольку нормативно-правовая база для проведения конкурсов, предусмотренная Правилами, до указанного момента не может считаться сформированной.