О том, что такое теневой рынок в России, наглядное представление дает вывод экономических экспертов, согласно которому на долю этого рынка приходится не менее 40% отечественного ВВП. Как известно, наиболее коррупционноемкими являются стратегически важные и наиболее доходные отрасли экономики, а первую позицию здесь занимает нефтяная отрасль. Ее значение для экономики страны трудно переоценить, ведь 50% доходов ВВП – это валютная выручка от экспорта нефти и газа. При этом характерной особенностью отрасли является то, что доставка более 90% всей добываемой нефти адресату осуществляется по магистральным трубопроводам, пролегающим по территории 65 регионов. Вся эта гигантская система находится в собственности государства, а управляет ею государственная компания ОАО «Транснефть». Понятно, что именно здесь государство как собственник колоссальных активов должно с утроенным вниманием контролировать состояние дел, в том числе в области возможного применения «нежелательных» схем. Попробуем разобраться, насколько действенным является такой контроль.
Прежде всего обратим внимание на руководство «Транснефти». У ее руля с декабря 1999 года стоит группа бывших топ-менеджеров «ЛУКОЙЛа» во главе с Семеном Вайнштоком. Сведущие люди утверждают, что его ближайшим помощником, облеченным особым доверием, является вице-президент «Транснефти» Сергей Евлахов. Именно он курирует ключевой департамент транспорта, учета и качества нефти. В команду управленцев входят также Владимир Калинин, Евгений Астафьев, Сергей Григорьев.
Как управляющая государственная компания, «Транснефть» формально признает основополагающим принципом своей работы предоставление всем участникам нефтяного рынка равного доступа к магистральным нефтепроводам в целях обеспечения конкуренции и развития рынка. Между тем в «Транснефти», где Сергей Евлахов под руководством Семена Вайнштока возглавил ключевой департамент транспорта, учета и качества нефти, этот принцип вылился, как пишет информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» (статья в выпуске от 15 мая с.г.), в прагматичное правило: «Должен – но не обязан». Как утверждают эксперты, «Транснефти» всегда не хватало экспортных мощностей магистральных нефтепроводов. А там, где сохраняется дефицит, всегда отыщется место для «альтернативного» рынка.
В общих чертах схема торговли дефицитом экспортных мощностей может выглядеть так. Для начала такой дефицит надо искусственно создать. Как вариант завысить с этой целью плановые мощности по транзиту нефти из стран СНГ. В результате доступ к трубе российских экспортеров будет ограничен и дефицит увеличится. На практике экспорт нефти из стран СНГ оказывается меньше заявленного, и появляются неучтенные мощности, которые уже несложно выгодно реализовать на внутреннем теневом рынке. По опубликованным в прессе данным, в 2004 году с помощью описанного механизма могли быть получены сверхлимитные мощности в объеме 6 млн. тонн нефти, а затем проданы по среднегодовой цене 25 долл. за тонну. В итоге, по подсчетам «Делового вторника», за год схема могла принести 150 млн. долл. За 2005 год этот же механизм позволял реализовать 3,5 млн. тонн по среднегодовой цене 50 долл. за тонну, что создало возможность за счет роста мировых цен заработать дополнительно 175 млн. долл., утверждает агентство.
Сверхлимитные транспортные мощности могут быть созданы с применением еще одного механизма. В этом случае нефтеэкспортерам предоставляются неудобные для использования терминалы, функционирование которых связано с необходимостью перевалки нефти из трубопроводов в железнодорожные цистерны или наоборот. Во многих случаях получившие объемы для реализации через терминал Тихорецкая (Краснодарский край) экспортеры стремятся обменять их на транспортные мощности по более выгодным направлениям. Это приносит заинтересованным лицам дополнительные доходы. По информации «Делового вторника», в 2004 году на этот терминал было запланировано 5 млн. тонн, а реально экспортировано 1,7 млн. В результате на «альтернативном» рынке был реализован сверхлимитный объем в размере 3,3 млн. тонн, и в 2005 году объем реализации по этой схеме составил уже 4 млн. тонн, пишет агентство.
«По свидетельству некоторых участников нефтяного рынка, на нефтяных терминалах в портах Туапсе и Новороссийска используется другая схема, – сообщает то же издание. – При планировании экспорта через Туапсе сверхлимитные мощности получают уже за счет умышленного занижения плановых показателей, а образовавшиеся свободные мощности реализуются «по факту». Благодаря этому в 2004 году было экспортировано дополнительно 0,22 млн. тонн, а в 2005 году – 0,48 млн. тонн по ценам «альтернативного» рынка, 20 долл. за тонну и 35 долл. за тонну соответственно, что позволило получить в 2004 году доход в сумме около 4,4 млн. долл., а в 2005 году – 16,8 млн. долл.».
«Еще один механизм извлечения дополнительных доходов реализуется за счет выделения небольших по объему квот», – говорится в той же публикации. Для небольших нефтяных компаний характерны малые экспортные квоты. Это делает невыгодным фрахт танкера, для полной загрузки которого необходимо изыскивать дополнительные объемы нефти. Так, констатируют специалисты, убыточным является фрахт танкера с тоннажем 60 тыс. тонн (минимальный тоннаж) для небольшой компании с экспортной квотой 20 тыс. тонн нефти.
Экспортный график и риск высоких издержек, связанный с авансовой оплатой фрахта танкера, не позволяет малым нефтяным компаниям нарастить экспортный объем для загрузки всего танкера за счет приобретения дополнительной нефти. А раз выделенную экспортную квоту невозможно реализовать в пределах графика, она утрачивается. «На этой проблеме неплохо зарабатывает оффшорная компания SUNOIL, которая в 2004 году по цене 10 долл. с тонны обеспечивала своими танкерами экспорт нефти для компаний с небольшими квотами, – утверждает «Деловой вторник». – За счет такой «кооперации» в 2004 году SUNOIL обеспечила малым компаниям экспорт в количестве 1,79 млн. тонн нефти, получив при этом доход 17,9 млн. долл. В 2005 году такие навязанные мелким экспортерам «услуги» танкерного флота принесли доход более 25 млн. долл.».
Использование еще одного нефтяного терминала в районе Новороссийска связано с перевалкой нефти через нефтебазу «Грушовая», которой владеет компания GLENKOR, принадлежащая американскому бизнесмену Марку Ричу, продолжает издание. Нефть и мазут до нефтебазы доставляют по железной дороге. По сведениям источника, «за перевалку нефти с колес на нефтебазу GLENKOR взимает комиссию в размере 15 долл. за тонну, а за перевалку мазута – 10 долл. за тонну. Это позволило GLENKOR получить в 2004 году и 1-м квартале 2005 года за перевалку около 7 млн. тонн нефти доход более 100 млн. долл., а за перевалку около 15 тонн мазута – более 15 млн. долл.».
«При экспортировании нефти через территорию Украины или на ее нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с 2004 года оплата транзита на Украину монополизирована «Транснефтью», – пишет далее «Деловой вторник». – При этом была реализована схема с использованием посреднической оффшорной компании, которая взимает за транзит 1 тонны нефти равную комиссию как с «Транснефти», так и с «Укртранснафты». Размер тарифа зависит от направления транзита и колеблется в пределах 0,5–5,5 долл. с тонны нефти. Однако на каждом из существующих четырех украинских направлений транзита в роли посредника выступает только одна оффшорная компания-монополист. В случае транзита на украинские НПЗ это компания LANCASTER, в случае транзита в порт Южный (г. Одесса) – SILTON, и т.д.». По сведениям издания, по самым примерным подсчетам, доходы по транспортному тарифу в 2004 году составили более 40 млн. долл., а в 2005 году за счет снижения объемов прокачки в направлении Украины – около 28 млн. долл.
Список названных возможных схем для получения дополнительных экспортных объемов нефти продолжает возможность использования так называемых мобильных остатков. Это часть закачанной в нефтепроводы нефти, которая должна оставаться в системе в целях обеспечения ее нормальной работы. По инструкции отбор этих остатков, которые находятся в оперативном управлении «Транснефти», запрещен. «Однако при высоких мировых ценах они иногда продаются, – утверждается в публикации «Делового вторника». – При этом взимается комиссия за их использование в размере 2 долл. с тонны нефти. По данным за 2004 и 2005 годы, доходы от экспорта «остатков» составили около 45 млн. долл.».
Проблема неучтенных излишков существует столько, сколько существует сама отрасль. Специалистам известно, что существует два варианта их образования. Во-первых, они появляются за счет разности сдаваемой и принимаемой нефти. Так появляется возможность приходования их транспортером как собственных остатков. Во-вторых, они могут появиться путем завышения норм технологических потерь нефти. Реальные потери вызваны большой протяженностью трубопроводов, особенностями их эксплуатации и должны учитываться в соответствии с эксплуатационными нормами. Если использовать завышенные нормы естественных потерь, возможности создавать неучтенные излишки или остатки многократно увеличиваются. «Согласно данным квартального баланса нефтяного сырья по Российской Федерации на начало 2004 года естественная убыль нефти (технологические потери) в системе магистральных нефтепроводов составила до 0,5 млн. тонн, что в пересчете на годовое исчисление эквивалентно 2,0 млн. тонн нефти, – пишет по этому поводу «Деловой вторник». – В то же время из года в год «Транснефть» предъявляет по итогам инвентаризации чуть более десятой части этого объема. В 2001 году «Транснефть» по согласованию с правительственной комиссией по использованию магистральных нефтепроводов экспортировала 200 тонн нефти, выявленных после инвентаризации. В 2003 году излишки нефти в трубопроводной системе «Транснефти» только по официальным итогам инвентаризации составили 150 тыс. тонн. В том же году «Транснефть» направила на благотворительные цели 1 млрд. руб., вырученных от реализации излишков нефти».
Важность проблемы излишков нефти в магистральных нефтепроводах подчеркивает тот факт, что она специально рассматривалась на правительственном уровне в 2003–2004 годах. Тогда глава МЭРТа Герман Греф предложил относить доходы от реализации этих излишков к доходам федерального бюджета. При этом, как полагают эксперты «нефтянки», он, вероятно, не имел представления об истинных объемах неучтенных излишков, которые обращаются на теневом рынке, и тех адресах, по которым уходит основная часть доходов, получаемых в результате их реализации.
Представляется, что это небольшое исследование поможет государству выявить и усилить «слабые места» в системе экспорта нефти. Усиленный контроль за этим направлением тем более актуален, если учитывать объявленное слияние «Транснефти» с другой государственной компанией трубопроводного транспорта – ОАО «АК «Транснефтепродукт». Получившийся в итоге «супермонополист» рискует стать еще менее прозрачным. Дабы избежать этого, контроль за «слабыми местами» в системе необходимо усиливать уже сейчас.